УДК 371

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТАРШЕКЛАССНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Лащ Жанна Сергеевна
Оренбургский государственный педагогический университет
магистрант

Аннотация
В статье рассматриваются теоретические основы формирования экономической культуры старшеклассника. С различных научных точек зрения анализируются подходы к постановке проблемы формирования экономической культуры личности, определяются требования к экономически культурной, грамотной личности.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лащ Ж.С. Экономическая культура старшеклассника как педагогическая проблема // Психология, социология и педагогика. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/06/8161 (дата обращения: 04.11.2023).

Существенные социально-экономические преобразования в России, переход к системе рыночной экономики поставили перед российским обществом важную педагогическую проблему – развить экономическую культуру обучающихся. Сегодня повышение экономической культуры личности приобретает особую актуальность и требует педагогического подхода для формирования и развития данного феномена.

Что же мы будем понимать под «экономической культурой», какой смысл будем вкладывать в данное понятие? Экономическая культура — это совокупность элементов, сложившихся в целостную систему научного знания, включающая экономическое сознание, феномены культуры,  поведение человека в обществе, экономические институты, которые обеспечивают воспроизводство экономической жизнедеятельности общества.[1]

Ученые В.А. Сластенин и И.Ф. Исаев рассматривают экономическую культуру с точки зрения «выработки ясного представления об экономических закономерностях общества и воспитания на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности».[2] 

 Исходя из данной позиции, экономическая культура старшеклассникаэто совокупность экономических знаний, умений, опыта практической деятельности, которые он реализует в процессе осуществления экономической деятельности, проявляя при этом экономически значимые компетенции и учитывая нравственные регулятивы общества.

Уточним, что в основу экономической культуры личности заложено сознание. Экономические знания, которые усваиваются старшеклассником, — это совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются существенным компонентом экономической культуры в целом. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.[3]

Современному российскому обществу нужны люди, способные находиться в постоянном поиске путей решения экономических вопросов и проблем и эффективно осуществлять экономическую деятельность. Особую роль в подготовке таких людей должны играть школы как образовательные организации. Все больше осознается необходимость в формировании экономической культуры у старшеклассников, так как это те дети, которые стоят на  пороге самостоятельной жизни и которым в ближайшем будущем предстоит занять активную позицию в обществе.

В современной педагогической науке имеется ряд исследований, раскрывающих различные аспекты проблемы формирования экономической культуры личности: вопросы теории и методики экономического образования (А.Ф. Аменд, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин, Л.Е. Эпштейн и др.); экономически значимые качества личности (Л.М. Фуксон, С.Л. Чернер, Н.В. Чигиринская и др.); профессиональная подготовка учителей и студентов педагогических вузов к осуществлению работы в данном направлении (Н.П. Рябинина, И.Г. Рябова, А.А. Сысоева и др.); интеграция элементов экономической культуры с и другими видами общей культуры личности (А.Ф. Аменд, Н.П. Рябинина, С.К. Омаров, А.А. Саламатов и др.).

От сформированности экономической культуры выпускников школы и готовности к самореализации в условиях рыночных отношений во многом будет зависеть их успешная адаптация к экономическим условиям общества.

Согласно точке зрения В.И. Слободчикова, «главными новообразованиями юношеского возраста являются саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».[4]

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «…в обществе каждый его гражданин должен иметь гарантии получения образования», при этом «образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы…»[5]. Это позволяет образовательным организациям внедрять в учебно-воспитательный процесс экономическое содержание, и, следовательно, возможно формирования у старшеклассников экономической культуры.

С точки зрения философии, исходным моментом в экономическом воспитании является проблема отношений личности и общества. Марксизм исходит из ведущей роли производственных отношений в общественном развитии. Таким образом, экономическая культура отражает характер экономических взаимоотношений общества и личности.[6]

«Экономическое воспитание, – как отмечает А.Ф. Аменд в работе «Экономическое образование учащихся в условиях школы полного (продленного) дня» (1987 г.), – призвано решить следующие задачи: 1) воспитать у учащихся экономическое, сознательное отношение к продуктам труда, материальным ценностям и окружающей природе; 2) сформировать умение соизмерять свои потребности с экономическими возможностями их удовлетворения; 3) воспитать у учащихся чувство долга, непримиримости к расточительству, бесхозяйственности, умение ценить время, рационально использовать его; 4) сформировать умение вести поиск наиболее рациональных форм организации своего труда, умение анализировать полученные трудовые результаты; 5) подготовить учащихся к эффективному, качественному труду в любой сфере трудовой деятельности; 6) воспитать бережливость, экономность, экономическую расчетливость, деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчивость; 7) воспитать у учащихся высокую экономическую культуру, современное экономическое мышление»[7].


Библиографический список
  1. Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник – Ростов на Дону: Феникс. Под ред. О.М. Штомпеля. 1996 г.
  2. Исаев, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  3. http://www.terver.ru/socialstudies/ekonomicheskaya_kultura.php
  4. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 311 с.
  5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] (от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ).
  6. Маркс, К. Сочинения: в 6 т. Т. 3. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М.: Политиздат. – 129 с.
  7. Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников [Текст] / А.Ф. Аменд. – Челябинск, 1988. – 71 с., с.6-7.


Все статьи автора «Челпаченко Татьяна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: