УДК 82

СПЕЦИФИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА

Феоктистова Ольга Валерьевна
ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»

Аннотация
Специфика изображения окружающего мира в поэзии А.С.Пушкина достаточно разнообразна. Природа для писателя в жизни литературы служила своего рода музой. Благодаря пейзажу поэт воссоздал чёткие психологические портреты персонажей, их характер, интересы и вкусы. Именно с помощью природы поэт смог донести дух времени, не потеряв частицу индивидуализма в каждом своём произведении.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Феоктистова О.В. Специфика изображения окружающего мира в произведениях А.С. Пушкина // Психология, социология и педагогика. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/01/8494 (дата обращения: 10.06.2018).

Достаточно часто при знакомстве с литературным произведением, мы не обращаем внимания на воплощенный в нем пейзаж. На первый план выдвигаются конфликты и интриги, монологи и диалоги, характеры персонажей и их трагические судьбы. Тем не менее, все пертурбации осуществляются на определённом холсте, что также влияет на впечатление от происходящего.

«До той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль – информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так сказать, находился – заботы об описании живой природы не слишком-то обременяли автора. Порой достаточно было лишь беглого упоминания. Без особого ущерба для книги пейзаж можно было опустить: редко к пейзажным описаниям обращались как к аргументам в литературных спорах [Галанов Б.Е. Живопись словом. – М., «Советский писатель», 1972, 48 с.].

Обратимся к лексикографической трактовке понятия «пейзаж»: «пейзаж – (от фр. paysage, от pays – страна, местность) – описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. П. может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, стиля и художественного метода П. выполняет в произведении различные функции, например: сентименталистская литература неукоснительно изображает героев на лоне прекрасной, умиротворенной природы, в романтическом произведении П., как правило, становится отражением бурных страстей героев, отсюда – традиционные для романтизма составляющие изображаемого природного мира: море, горы, небо, степь и т. п. П. бывает сельский, городской, индустриальный, морской, исторический (картины прошлого), фантастический (облик будущего) и т. д. П. может выполнять и социальную функцию (например, П. 3 гл. романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», городской П. в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). В лирике П. обычно имеет самостоятельное значение и отражает восприятие природы лирическим героем или лирическим субъектом» [Словарь литературоведческих терминов С. П. Белокурова. М.: Астрель, 2005, с.154].

Если же говорить о специфике изображения окружающего мира в поэзии А.С.Пушкина, то природа для писателя в жизни литературы служила своего рода музой. В творчестве Пушкина существует целая система, которая отражает внутренний мир, мировоззрение и творческий облик поэта.

В. Г. Белинский очень точно сказал: «Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому».

А.С.Пушкин своей поэзией реализма затрагивает многие философские проблемы, но вместе с тем вносит в жизнь и светлое и прекрасное. В творчестве писателя особое место занимает описание пейзажа: сельского, урбанистического, шумного и спокойного, серьёзного и веселого.

Пейзаж является наиболее ярким средством художественной образности. Пейзаж помогает читателю более детально понять идейный смысл произведения, характер, настроение, мысли и чувства автора.

Природа в поэзии А.С.Пушкина является орудием для создания полной картины произведения. Вместе с тем, пейзаж определяет мнение и самого поэта. Надежды и мечты, радость и уныние, тревога и безысходность – всё это может воплотить в произведении пейзаж. Примером служит всем известное стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»: 

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Необходимо помнить о том, что поэтические произведения картин окружающего мира А.С.Пушкина, зачастую связаны  с психологизацией описания природы, которая «читается» по контексту.

Мейлах Б.С. в своей работе «Творчество А.С.Пушкина. Развитие художественной системы» сказал: «… чертой новаторства Пушкина было открытие такого способа изображения жизни, когда все явления, каждая деталь проникнуты могучей энергией эмоциональной оценки, энергией приятия или отрицания, отчетливо выраженного субъективного (но не субъективистского) отношения автора.  

Очень трепетно в стихотворении «Осеннее утро» поэт относится к природе, которая хранит его воспоминания из жизни: 

Уж осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится желтый лист,

Стоит туман на волнах охладелых,

И слышится мгновенный ветра свист.

Поля, холмы, знакомые дубравы!

Хранители священной тишины!

Свидетели моей тоски, забавы!

Забыты вы… до сладостной весны! 

Стоит отметить, что лирика А.С.Пушкина многогранна по содержанию  и имеет философский подтекст. Например, стихотворение «Брожу ли я…» 

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль средь юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Философский смысл произведения – переживания человеческого бытия идут в сравнении с пейзажем. Поднимается вопрос о вечности и непостоянстве человека. Пейзаж здесь становится символом умиротворения и чистоты, что всегда остаётся собой при смене времен года. А человеческая жизнь обыденна, быстротечна. Окружающий мир прекрасен, какая бы погода не была за окном или время года. Природа имеет обобщенный характер, а человечество, напротив, индивидуализировано. Идейный смысл автора подчёркивает элегичность поэзии.

Известная поэзия А.С.Пушкина «Деревня» также пропитана пейзажными зарисовками. Стихотворение по структуре состоит из двух частей. Первая часть – пейзаж-идиллия села Михайловское:

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда…

Пастораль построена на гармонии природы и счастливом уединении от городского шума. Используя привычные поэтические художественные приёмы, например, «пустынный уголок», «приют спокойствия», «мирный шум дубров», автор создаёт реальный деревенский пейзаж.

Следует вспомнить поэзию «Бесы», в которой пейзаж становится символом: дорога – это человеческий выбор, буря – жизнь со всеми её перипетиями, бесы – слабости человека, которые  сбивают его с пути истины.

Произведение «Бесы» называют мистическим, ведь даже его название говорит о непростом сюжете. Идейный смысл поэзии заключается в правильной интерпретации образности и символики.

В первую очередь обратимся к зимнему пейзажу: обилие снега, буран, занесенные дороги… 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Эта картина символизирует мрачное настроение, безнадежность происходящего через восприятие главного героя. В какой-то момент путник подчиняется силам природы и ищет ночлег. Неизвестность и неясность будущего заключены в мотиве бездорожья («Все дороги занесло»).

В первой строфе стихотворения доминирующим символом является дорога, которая в культурологии имеет свое значение: «Дорога – символ жизненного пути, пути души в загробный мир, особенно значимый в переходных ритуалах; место, где проявляется судьба, доля, удача человека при его встречах с людьми, животными и демонами. Д. — разновидность границы между «своим» и «чужим» пространством; мифологически «нечистое» место» [http://www.symbolarium.ru/index.php/Дорога].

Чувства и переживания путника тесно связаны и с самой природой. В душе героя тревога, непонятная тоска, темнота:

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Строки поэзии усиливают ощущения героя, которой не может справиться со своим страхом. Путник не слышит даже звук колокольчика, который, согласно мифологической традиции, борется с нечистой силой.

Вторая часть – это диалог путника с ямщиком. Это общение только усиливает и все больше нагнетает чувство тоски и тревоги. Ямщик также испытывает страх перед стихией:

«Эй, пошел, ямщик!..» – «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Позже наступает страх от безвыходности, ведь ямщик произносит «нет мочи», что вводит людей в страх. Человек, которого зачаровали бесы, выступает неопределенно и размыто:

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят.

Вторая – четвёртая строфы – момент отчаяния, когда, кажется, что выхода нет из сложившейся ситуации с непогодой. Доказательством служат такие слова: «нет мочи», «все дороги занесло», «следа не видно», «в поле бес нас водит, видно», «сил нам нет кружиться доле», «колокольчик вдруг умолк», «кони стали».

Главный образ поэзии, – это образ «кружения», «снежного вихря»: «В поле бес нас водит, видно, И кружит по сторонам». Затем образ этот разрастается до бесконечности:

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны

Будто листья в ноябре…

<…>

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине

Этот образ является «темой в теме». Дорога символизирует судьбу жизни, метель – жизненные неурядицы, бесы – слабости человеческие. Поэтому настолько глубокая тоска лирического героя, чувство безысходности:

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне… 

Необходимо сказать о речи, используемой для художественной образности произведения. Доминирующими являются эмоциональные эпитеты («мутно небо, ночь мутна», «средь неведомых равнин», «одичалого коня», «кони чуткие», «в беспредельной вышине», «визгом жалобным и воем»), повторы, подчеркивающие однообразие зимней дороги, и вместе с тем нарастающий страх героя («еду, еду», колокольчик «дин-дин-дин», «страшно, страшно», «вон, вон»), олицетворения («вьюга злится, вьюга плачет»), метафора («Вьюга мне слипает очи»).

Внимательно прочитав поэзию «Бесы», мы приходим к выводу, что отразило не только кризисное душевное состояние поэта, но и кризисное состояние русского общества.

В произведении «Евгений Онегин» А.С.Пушкин прибегал к различным видам пейзажа. Особенно ярко выражен деревенский пейзаж: 

Господский дом уединенный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный запущённый сад,

Приют задумчивых дриад. 

Природа села, описанная в поэме, выступает своего рода характеристикой героя. Евгений чувствует безразличие к жизни, усталость от различных впечатлений. Родившийся на берегах Невы Онегин не может долго созерцать красу. Он становится грустным и унылым. Лишь первые два  дня для него интересны:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубравы,

Журчанье тихого ручья.

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле,

Потом уж наводили сон,

Потом увидел ясно он,

Что и деревне скука та же. 

А.С.Пушкин совершенно иначе воспринимает картины природы. Поэт достаточно точно чувствует тишину, звуки трав, ветра, одним словом, природы. Ведь лучшие и счастливые моменты в творчестве дала ему именно природа.

А.С. Пушкин говорит о пейзаже во все времена года. Изумительные описания в стихотворениях о временах года – весне, зиме. Например, отрывок «Зима! Крестьянин, торжествуя…»: 

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.             

Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки Зимы.

К сожалению, лето в произведении описано только несколькими словами: «Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, не комары да мухи». А.С.Пушкин не акцентировал внимание именно на лете, поэтому описывал короткий переход весны в осень.

Таким образом, картины природы играют одну из главных ролей в произведениях А.С.Пушкина. Благодаря пейзажу поэт воссоздал чёткие психологические портреты персонажей, их  характер, интересы и вкусы. Именно с помощью природы поэт смог донести дух времени, не потеряв частицу индивидуализма в каждом своём произведении.

Природа в произведениях А.С.Пушкина учит нас любить и уважать Родину, окружающий мир, а также ценить тех, кто окружает.

Пейзаж даёт возможность представить себе место, в котором происходит действие, создать настроение, определить положительные или отрицательные моменты к месту действия, отношение в целом к происходящему.

Пейзаж помогает создать целостность произведения и погрузить читателя в мир героев, влиять на развитие сюжета, раскрыть психологический портрет героя.

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Феоктистова Ольга Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация