УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ШКОЛЬНИКОВ НА ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Войтко Вероника Тимуровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студентка 3 курса факультета иностранных языков Педагогического института

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме влияния эмоционального интеллекта на поведение школьников в конфликтных ситуациях. Показано, что уровень эмоционального интеллекта связан с выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Войтко В.Т. Влияние эмоционального интеллекта школьников на поведение в конфликтных ситуациях // Психология, социология и педагогика. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/01/8506 (дата обращения: 31.01.2018).

Одним из проявлений мыслительной деятельности, выделяемое исследователями, такими как Дж.Майер, П.Сэловей, Д.Гоулман, Д.Карузо и др., является эмоциональный интеллект. Различные проявления эмоций, такие как жестикуляция, мимика, интонации и т.д., помогают понять настроение, текущее состояние, а также, различные черты характера как себя, так и других людей, что, в свою очередь способствует взаимодействию людей друг с другом в социальной среде [1, с. 74].

Актуальность данной темы заключается в обозначении наиболее выгодных алгоритмов разрешения конфликта, с целью избегания разрушающих последствий межличностных противоборств, которые приводят к усилению напряженности во взаимоотношениях между сторонами, а также, к развитию враждебности [2, с. 103].

В исследовании лежит предположение о том, что существует связь между уровнем эмоционального интеллекта и поведением в конфликтных ситуациях. А именно, школьники с высоким уровнем эмоционального интеллекта в конфликтных ситуациях выбирают такие стратегии поведения, при которых будут удовлетворены обе стороны, а с низким уровнем эмоционального интеллекта – учитывают только свои собственные интересы [3, с. 96].

Взаимодействие индивидуума с окружающей социальной средой, которые заключаются в различных ситуациях, событиях, коммуникациях, является непременно важным для его социализации [4, с. 479]. В данной работе рассматриваются системы поведения индивидуума, в частности школьника, в различных конфликтных ситуациях.

В эмпирическом исследовании приняли участие 20 школьников 7 «б» класса в возрасте от 13-14 лет. В ходе исследования был использован следующий инструментарий: тест на Эмоциональный интеллект (методика Н. Холла), тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. (Методика Томаса), опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина. Статистическая обработка данных проводилась с применением критерия непараметрического критерия «Y» Манна-Уитни для выявления различий, коэффициента корреляции c-Спирмена для определения связи между изучаемыми показателями с помощью программы SPSS 22.00.

Исследование эмоционального интеллекта показало, что у 9 опрошенных наблюдается высокий уровень его выраженности, у 6 опрошенных – средний уровень, 3 опрошенных имеют низкий и у двоих опрошенных очень низкий уровень.

Исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях показало, что 4 опрошенных выбирают стратегию «соперничество» (человек ставит свои интересы выше интересов другого), 5 – «сотрудничество» (обе стороны ищут альтернативный вариант решения конфликта, который будет их удовлетворять), 6 – «компромисс» (участники конфликта частично жертвуют своими интересами для достижения равных условий) и 5 – «приспособление» (одна из сторон приносит в жертву собственные интересы ради другой стороны). Из данных результатов можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных школьников выбирают стратегию «компромисс» при решении конфликтной ситуации.

Корреляционный анализ связи эмоционального интеллекта и стратегий поведения в конфликтных ситуациях показал, что школьники с высоким уровнем эмоционального интеллекта в конфликтной ситуации чаще всего придерживаются стратегии компромисса (Ме=9,3), сотрудничества (Ме=8,4) и приспособления (Ме=7,4). Студенты с низким уровнем чаще всего прибегают к стратегии избегания (Ме=9,2) и соперничества (Ме=8,6).

Так же, статистически достоверные различия наблюдаются по следующим параметрам: соперничество (Y=91; c≤0,01), компромисс (Y=63; c≤0,001), избегание (Y=12; c≤0,001), приспособление (Y=87,7; c≤0,001). Корреляционный анализ показал наличие прямой связи эмоционального интеллекта с такими стратегиями поведения как сотрудничество (rs=0,350; c≤0,05), компромисс (rs=0,5890; c≤0,001) и приспособление (rs=0,338; c≤0,05).

Обратная связь с соперничеством (rs=-0,435; c≤0,05) и избеганием (rs=-0,781; c≤0,001).

Таким образом, согласно данным исследования можно сделать вывод, что школьники с низким уровнем эмоционального интеллекта выбирают те стратегии поведения, при которых конфликтная ситуация решается только в их пользу. Они не учитывают мнения других участников конфликта, не задумываются об их интересах и думают только о своей выгоде и положительном выходе из конфликта для себя, или же совсем не решают конфликт избегая каких-либо споров и выяснений интересов. Обратно, школьники с высоким уровнем эмоционального интеллекта учитывают интересы обеих сторон, стараясь дать возможность другой стороне конфликта высказать свое мнение, свои интересы, которые будут, пусть и частично, удовлетворены, таким образом все остаются «в выигрыше». Значит, личность, имеющая наиболее развитый и высокий эмоциональный интеллект, верно решает конфликтную ситуацию, ища положительный выход как для себя, так и для другой стороны. Что существенно отличается от тех, кто обладает средним или низким уровнем эмоционального интеллекта – они ищут выгоду только для себя, тем самым более настойчиво и упорно отстаивают свою точку зрения.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. / Андреева, И.Н. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. – М., 2013. – 560 с.
  3. Гришина, Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000. – 134 с.
  4. Шутенко Е.Н. Личностные составляющие самореализации студентов в процессе обучения в ВУЗе // В мире научных открытий. 2013. № 11.4 (47). – С. 475-482.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ника Верховенко»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: