УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ С ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Алифанова Диана Сергеевна
Оренбургский государственный медицинский университет
студентка 3 курса факультета клинической психологии

Аннотация
В данной статье описаны и проанализированы результаты исследования взаимосвязи локуса контроля с таким проявлением эмоциональной сферы человека как агрессивность. Представлены данные эмпирического исследования, а также установлена связь между интернальным и экстернальным локус контролем с различными формами агрессивности у студентов медицинского университета.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Алифанова Д.С. Взаимосвязь агрессивности с локусом контроля у студентов факультета клинической психологии // Психология, социология и педагогика. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/04/8557 (дата обращения: 07.06.2018).

Научный руководитель: Глазева Маргарита Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в своей жизни мы часто употребляем слово «агрессия», обозначая при этом определенные формы поведения, поэтому данный термин нуждается в дополнительных исследованиях и точной формулировке.

Зигмунд Фрейд был первым кто начал изучать психологические механизмы агрессивного поведения. Он выделил два фундаментальных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти.

К. Лоренц считал, что природа человеческой агрессивности, как и механизм, который запрещает убивать себе подобных, инстинктивна. Но Лоренц допускает возможность регуляции человеческой агрессивности и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее [1, с. 91].

Позднее наиболее популярной стала теория «фрустрации агрессии», которая гласит, что всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив к агрессии.

В настоящее время агрессия рассматривается как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации.  Агрессивностью называют устойчивую характеристику субъекта, отражающую его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему.

Агрессия или агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб [2]. По Р.С. Немову, агрессивность понимается как враждебность в поведении человека по отношению к другим людям, стремление причинить им неприятности [3, с. 494].

Термин «локус контроля» впервые был введен социальным психологом Дж. Роттером в 1954 году. Локус контроля - понятие, которое характеризует свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Выделяют экстернальный и интернальный локус контроля. Люди склонные к интернальному типу более успешны в жизни, более уверенны в себе, целеустремленны, независимы, уравновешенны и доброжелательны. Экстерналы, как правило, не уверенны в себе, неуравновешенны, подозрительны, беспокойны и агрессивны. Их поступки основываются на догматизме, авторитарности.

Цель исследования: изучить взаимосвязь между агрессивностью и локусом контроля у студентов факультета клинической психологии.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблемам агрессивности и локуса контроля у зарубежных и отечественных авторов.
  2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения взаимосвязи уровня агрессивности с локусом контроля.
  3. Рассмотреть особенности агрессии в юношеском возрасте.
  4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и локуса контроля.

Природу и механизмы агрессии в свое время изучали такие ученые, как А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии прослеживались в работах Р. Бэрона, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова и др.

Проблему локуса контроля изучали такие ученые, как Н.Е. Аракелов, И.М. Кондаков, С.Р. Пантилеев, Д. Роттер.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: опросник А. Басса–А. Дарки, направленный на выявление форм агрессивности [4, c. 273–276]; тест на локус контроля Д. Роттера, направленный на выявление интернальности – экстернальности [5, c. 263–266].

Выборку исследования  составили  студенты Оренбургского государственного медицинского университета, 2-3 курса, в количестве 35 человек (7 юношей и 28 девушек), в возрасте 18-23 лет.

Результаты исследования:

В ходе проведения исследования агрессивности по методике Басса-Дарки у студентов были определены уровни агрессивности по шкалам: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Результаты исследования представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Распределение значений уровня агрессивности

Условные обозначения: ФА – физическая агрессия; КА – косвенная агрессия; Р – раздражение; Н – негативизм; О – обида; П – подозрительность; ВА – вербальная агрессия; ЧВ – чувство вины; ИВ – индекс враждебности; ИА – индекс агрессивности.

Наиболее высокие показатели получились по шкалам «Чувство вины», «Индекс враждебности» и «Вербальная агрессия», а наиболее низкие показатели получены по шкалам «Индекс агрессивности», «Обида» и «Физическая агрессия».

В ходе изучения локуса контроля поведения по тесту Роттера были получены следующие результаты, которые представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Результаты шкал интернальности и экстернальности

Исследование показало, что у студентов преобладает интернальный тип локуса контроля (52%), 48% склонны к экстернальному типу.

Среди студентов с интернальным типом локус контроля, 29 % (6 человек) используют физическую силу против другого лица; 14 % (3 человека) проявляет косвенную агрессию; 5 % (1 человек) проявляет раздражение; 24 % (5 человек) проявляют негативизм; 5 % (1 человек) испытывает обиду; 14 % (3 человека) проявляют подозрительность; 52 % (11 человек) проявляют вербальную агрессию и 71 % (15 человек) испытывают чувство вины.

Среди студентов с экстернальным типом локуса контроля, 28 % (4 человека) используют физическую силу против другого лица; 14 % (2 человека) проявляют косвенную агрессию; 43 % (6 человек) испытывают раздражение; 36 % (5 человек) проявляют негативизм; 14 % (2 человека) испытывают обиду; 43 % (6 человек) проявляют подозрительность; 57 % (8 человек) проявляют вербальную агрессию и 79 % (11 человек) испытывают чувство вины.

66 % (14 человек) с интернальным типом локус контроля, проявляют враждебность и 19 % (4 человека) проявляют агрессивность, а среди студентов с экстернальным типом локус контроля, 64 % (9 человек) проявляют враждебность и 14 % (2 человека) проявляют агрессивность.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство студентов с разным типом локус контроля проявляют различные формы агрессивности.

Анализируя взаимосвязь уровня агрессивности с локусом контроля с помощью коэффициента r-Спирмена, было обнаружено, что между изучаемыми признаками имеется слабая прямая взаимосвязь.

Вывод: данное исследование показало, что локус контроля у студентов факультета клинической психологии может влиять на характер их агрессивности.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). М., 1994.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.
  3. Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.
  4. Психологические тесты: т. 2 / под ред. А. Карелина. М., 2000.
  5. Елисеев О.П. Локус Контроля: практикум по психологии личности. СПб., 2003.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Алифанова Диана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация