Научный руководитель: Глазева Маргарита Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в своей жизни мы часто употребляем слово «агрессия», обозначая при этом определенные формы поведения, поэтому данный термин нуждается в дополнительных исследованиях и точной формулировке.
Зигмунд Фрейд был первым кто начал изучать психологические механизмы агрессивного поведения. Он выделил два фундаментальных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти.
К. Лоренц считал, что природа человеческой агрессивности, как и механизм, который запрещает убивать себе подобных, инстинктивна. Но Лоренц допускает возможность регуляции человеческой агрессивности и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее [1, с. 91].
Позднее наиболее популярной стала теория «фрустрации агрессии», которая гласит, что всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив к агрессии.
В настоящее время агрессия рассматривается как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации. Агрессивностью называют устойчивую характеристику субъекта, отражающую его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему.
Агрессия или агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб [2]. По Р.С. Немову, агрессивность понимается как враждебность в поведении человека по отношению к другим людям, стремление причинить им неприятности [3, с. 494].
Термин «локус контроля» впервые был введен социальным психологом Дж. Роттером в 1954 году. Локус контроля - понятие, которое характеризует свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Выделяют экстернальный и интернальный локус контроля. Люди склонные к интернальному типу более успешны в жизни, более уверенны в себе, целеустремленны, независимы, уравновешенны и доброжелательны. Экстерналы, как правило, не уверенны в себе, неуравновешенны, подозрительны, беспокойны и агрессивны. Их поступки основываются на догматизме, авторитарности.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между агрессивностью и локусом контроля у студентов факультета клинической психологии.
Задачи:
-
Провести теоретический анализ психологической литературы по проблемам агрессивности и локуса контроля у зарубежных и отечественных авторов.
-
Подобрать диагностический инструментарий для изучения взаимосвязи уровня агрессивности с локусом контроля.
-
Рассмотреть особенности агрессии в юношеском возрасте.
-
Провести эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и локуса контроля.
Природу и механизмы агрессии в свое время изучали такие ученые, как А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии прослеживались в работах Р. Бэрона, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова и др.
Проблему локуса контроля изучали такие ученые, как Н.Е. Аракелов, И.М. Кондаков, С.Р. Пантилеев, Д. Роттер.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: опросник А. Басса–А. Дарки, направленный на выявление форм агрессивности [4, c. 273–276]; тест на локус контроля Д. Роттера, направленный на выявление интернальности – экстернальности [5, c. 263–266].
Выборку исследования составили студенты Оренбургского государственного медицинского университета, 2-3 курса, в количестве 35 человек (7 юношей и 28 девушек), в возрасте 18-23 лет.
Результаты исследования:
В ходе проведения исследования агрессивности по методике Басса-Дарки у студентов были определены уровни агрессивности по шкалам: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение значений уровня агрессивности
Условные обозначения: ФА – физическая агрессия; КА – косвенная агрессия; Р – раздражение; Н – негативизм; О – обида; П – подозрительность; ВА – вербальная агрессия; ЧВ – чувство вины; ИВ – индекс враждебности; ИА – индекс агрессивности.
Наиболее высокие показатели получились по шкалам «Чувство вины», «Индекс враждебности» и «Вербальная агрессия», а наиболее низкие показатели получены по шкалам «Индекс агрессивности», «Обида» и «Физическая агрессия».
В ходе изучения локуса контроля поведения по тесту Роттера были получены следующие результаты, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты шкал интернальности и экстернальности
Исследование показало, что у студентов преобладает интернальный тип локуса контроля (52%), 48% склонны к экстернальному типу.
Среди студентов с интернальным типом локус контроля, 29 % (6 человек) используют физическую силу против другого лица; 14 % (3 человека) проявляет косвенную агрессию; 5 % (1 человек) проявляет раздражение; 24 % (5 человек) проявляют негативизм; 5 % (1 человек) испытывает обиду; 14 % (3 человека) проявляют подозрительность; 52 % (11 человек) проявляют вербальную агрессию и 71 % (15 человек) испытывают чувство вины.
Среди студентов с экстернальным типом локуса контроля, 28 % (4 человека) используют физическую силу против другого лица; 14 % (2 человека) проявляют косвенную агрессию; 43 % (6 человек) испытывают раздражение; 36 % (5 человек) проявляют негативизм; 14 % (2 человека) испытывают обиду; 43 % (6 человек) проявляют подозрительность; 57 % (8 человек) проявляют вербальную агрессию и 79 % (11 человек) испытывают чувство вины.
66 % (14 человек) с интернальным типом локус контроля, проявляют враждебность и 19 % (4 человека) проявляют агрессивность, а среди студентов с экстернальным типом локус контроля, 64 % (9 человек) проявляют враждебность и 14 % (2 человека) проявляют агрессивность.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство студентов с разным типом локус контроля проявляют различные формы агрессивности.
Анализируя взаимосвязь уровня агрессивности с локусом контроля с помощью коэффициента r-Спирмена, было обнаружено, что между изучаемыми признаками имеется слабая прямая взаимосвязь.
Вывод: данное исследование показало, что локус контроля у студентов факультета клинической психологии может влиять на характер их агрессивности.
Библиографический список
- Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). М., 1994.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.
- Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.
- Психологические тесты: т. 2 / под ред. А. Карелина. М., 2000.
- Елисеев О.П. Локус Контроля: практикум по психологии личности. СПб., 2003.