УДК 1:001.002.8

МАНИФЕСТ РАЗУМА

Шапиро Семен Вольфович
Башкирский государственный медицинский университет
профессор, доктор технических наук

Аннотация
Статья является антитезой «Манифеста коммунистической партии».Её основная идея – развитие общества определяется не борьбой классов, а прогресс научных знаний и создание новых средств покорения природы. Поэтому основным креативным классом является носитель общественного интеллекта – интеллигенция.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Шапиро С.В. Манифест разума // Психология, социология и педагогика. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/05/8571 (дата обращения: 10.06.2018).

1. В чем же ошиблись Карл Маркс и Фридрих Энгельс?

170 лет тому назад в Лондоне  был опубликован написанный двумя революционерами-коммунистами из Германии К.Марксом и Ф. Энгельсом «Манифест коммунистической партии». Идеи, изложенные ими в этом манифесте, затем в 20 веке были подхвачены и реализованы в многочисленных странах Европы, Азии, Африки и Америки с общей численностью в 2 млрд. человек.

Однако, на закате 20 века, большинство этих стран отказались от провозглашенных этим манифестом идей и вернулись к тому общественно-политическому строю, свергнуть который и призывал этот на манифест.        В чем же дело, почему народы этих стран, пережив, претворяя в жизнь эти идеи, невероятные страдания и испытания, и в то же время добившись при этом выдающихся достижений, отринули их? Причем в большинстве случаев опять же революционным путем?

Большинство яйцеголовых социологов, политологов, экономистов, философов и просто размышляющих людей отвечают на этот вопрос просто: созданная, согласно доктрине, изложенной в манифесте его авторами, общественная (государственная) система оказалась не эффективной, явно проиграв в исторической борьбе капиталистической системе, сохранившейся в большинстве стран Европы, Америки, Азии и Австралии.

Все это так! Но ведь К.Маркс, Ф.Энгельс не просто выдали коммунистическую идею, а очень тщательно ее обосновали: философской концепцией диалектического и исторического материализма, экономическим учением о трудовом критерии стоимости товаров и вытекающей из него прибавочной стоимости, социально-политической доктрине о классовой борьбе, как движущей силе прогресса, и построении безклассового общества в результате пролетарской революции.

Можно, конечно, сейчас (что, собственно, и делается) просто все это отвергнуть, признать, что, несмотря на большое количество трудов авторов Манифеста и их последователей, философская концепция – лажа, экономическое учение – ошибка, а политическая доктрина – путь в тупик. Основываясь на реальных результатах. Но тогда – а что взамен? Эти постоянные заклинания о необходимости национальной идеи? Или высокомерно-снобистские и одновременно уничижительные заявления о том, что «нечего изобретать велосипед, надо делать все так, как сделано на Западе».

Да и все равно так, как в западных странах, не получилось. Свобода, ради которой сотни тысяч людей выходили на улицу, обернулась свободой жульничества, воровства и стяжательства. Да, рынок и частная собственность сделали свое дело – страна резко продвинулась, несмотря ни на что, по пути прогресса. Но вот китайцы взяли из «западного образа жизни» только рынок и некоторые атрибуты частной собственности. Т.е. то, что Ленин установил у нас в стране в 1922 году. И при этом добились потрясающих результатов. Следовательно, далеко не всё в «западной модели» организации общества является предпосылкой динамики и прогресса.

И, хотим мы этого или нет, а анализ причин, почему предложенная К.Марксом и Ф. Энгельсом модель переустройства общества оказалась неудачной, просто необходим.

И странно, почему до сих пор, когда прошло несколько десятков лет с момента краха идеи создания государства рабочих и крестьян, государства социализма, никто, по сути дела, внятно не сформулировал, в чем же был просчет классиков марксизма – ленинизма?

А ведь ответ лежит на поверхности, он является следствием не только социально-политических процессов в различных странах, но и в развитии научных знаний, в возникновении новых, неведомых для 19 века направлений – кибернетики, информатики и синергетики.

К.Маркс и его последователи утверждали, что человечество развивается (и на этом основан «Манифест коммунистической партии») в результате борьбы классов – класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых. Сначала – рабовладельцев и рабов, затем феодалов и крепостных крестьян, затем капиталистов (буржуа) и рабочих.

А на самом деле, человеческое общество развивается совсем по другой причине – в результате все большего развития науки и технических средств покорения природных ресурсов. Иными словами – развития интеллекта, разума.

И вот, если посмотреть с этой точки зрения на процесс развития, то история выглядит совсем не так, как следует из идей «манифеста». И выявляются совсем не те пути развития, и не те движущие силы, которые обуславливают это развитие. В первую очередь – главной движущей силой любого общества являются носители его разума, т.е. интеллигенция. То, что Сталин презрительно называл «прослойка», а Ленин – «гнилая интеллигенция» или просто г…

Иными словами – креативным классом, т.е. классом, обуславливающим развитие общества, является интеллигенция, а не пролетариат или какие-либо иные слои общества.

2. Кто же такая интеллигенция?

Провозгласив эту, довольно кратко сформулированную истину, неожиданно обнаруживаешь ее неточность, размытость.

Ну, начать хотя бы с того, а кто именно может быть отнесен к интеллигенции? Ответ вроде бы звучит просто – интеллигент – это тот, чей труд умственный. Еще проще – человек с высшим или средним профессиональным образованием: инженер, техник, ученый, врач, деятель культуры, учитель, менеджер, экономист и так далее, и тому подобное.

Собственно, именно эти люди, как правило, инициировали общественные волнения и даже смену власти и социального строя.

Но, поразмыслив несколько более глубоко, обнаруживаешь, что не всё так просто. Начнем с простого примера: кто такой пианист (скрипач,барабанщик, баянист,…) – работник умственного или физического труда? То, что его главный инструмент – мышцы рук, относит его к категории работников физического труда. Он исполняет мелодии, созданные композитором, а не им самим, и записанные в виде нот. Чем он отличается от токаря, который на станке вытачивает деталь, начерченную на чертеже инженером? И все-таки, почему-то мы относим музыкантов к интеллигенции, т.е. работникам умственного труда, а не физического. А токаря – к рабочему классу? Почему?

Почему хирург, основная работа которого физическая – интеллигент, а шофер, основная работа которого управлять путем незначительных усилий рулем и рычагами управления – рабочий?

Таких вопросов можно задать сотни. И единственный способ найти правильный ответ на них – понять более детально, что такое интеллект человека и как он функционирует? Не забывая при этом о главной цели данного манифеста – обоснование разума, как главной движущей силы развития общества и понимание того, к чему должно придти человечество под воздействием этой силы.

Пока же согласимся с идеей о том, что интеллигент – это человек, чей главный рабочий инструмент – его мозг.

Посмотрим же, что современной науке известно о строении и работе интеллекта.

3. Что же такое интеллект, как он устроен и действует?

Главное отличие человека от всех других живых существ на земле заключается в наличии у него интеллекта. Его основное назначение – предвидение будущих событий и даже управление ими. Другие животные тоже предвидят будущие события и пытаются склонить в свою пользу. Для этого у них есть органы чувств и память – генетическая (инстинкты) и вырабатываемая в процессе жизни (условные рефлексы). Но все это не идет ни в какое сравнение с умением предвидеть будущее людьми ни по глубине просчитываемых будущих событий во времени, ни по многообразию мысленных вариантов, возникающих в данной конкретной обстановке развития событий. Удобнее всего представить структуру интеллекта в виде двойной цепочки обратной связи,

Напомним, что отрицательная обратная связь (или просто обратная связь) является главной структурой управляемых систем. Суть ее действия заключается в том, что порядок, который создает в окружающем мире управляемая система, заложен в маленьком ее органе. В теории управления этот орган именуется эталонным. По сути дела, это орган долгосрочной памяти. В нем заложен тот порядок, который накапливался в предыдущий период  времени существования данного объекта или тех объектов, из которых он образовался. У интеллекта таким органом служит тезаурус (по-латински, сокровище) – сплав способностей, знаний и умений человека. (Подробнее об этом можно узнать, в частности, в моей монографии «Интроника», Издательство «Lap Lambept», Academic Publishing, Saarbruken, Deutschland, 2012 г.).

Максимум того, что может совершить человек в течение своей жизни, заложено в этом тезаурусе. Для того, чтобы разобраться в сути определения тезауруса, необходимо учесть, что в основе всей жизнедеятельности человека, как, впрочем, и всех других животных, лежит долговременная память, реализуемая, как рефлексы – условные и безусловные. Последние также именуются инстинктами. Инстинкты мы получаем по наследству от наших родителей – это половой инстинкт, инстинкт сна, обмена веществ и бездна других. Сам интеллект – тоже инстинкт, главный инстинкт человека.

Этот инстинкт весьма сложен. Способности – это те составляющие интеллекта, которые предопределяют деятельность всех других его компонентов. Это музыкальные, художественные, математические, физические и многие другие способности, заложенные в нашем мозгу с рождения. Но все эти способности обычно проявляются в результате обучения, т.е. выработки условных рефлексов. Например, Александр Пушкин, несмотря на свою природную одаренность, не сумел бы написать ни одного стиха, не говоря уже о поэмах, если бы его не научили писать и читать. А ведь не надо забывать, в начале 19 века в России 95% населения было безграмотным. Поэтому в тезаурусе – базисном органе интеллекта – так важен именно сплав способностей, знаний и умений.

Все остальные компоненты интеллекта направлены на то, чтобы претворить сложнейший порядок, сосредоточенный в тезаурусе, в окружающем мире (природе) и в самом человеке. Ибо всей своей деятельностью человек (homo sapiens sapiens) стремится реализовать две цели – общебиологическую (обеспечить свое собственное существование) и главную для интеллекта – преобразование (упорядочивание) окружающей среды. Обратная связь, нацеленная на преобразование (упорядочение) окружающего мира, состоит из следующих частей : (природа) →познание →творчество→ труд→ (природа), а вторая, нацеленная на обеспечение жизнедеятельности самой личности: (человек)→самопознание→ мировозрение→ воля→(человек).

Первая цепочка обратной связи интеллекта начинается, с познания. Главное в познании не восприятие органами чувств человека объектов и событий окружающего мира, а их анализ, т.е. мысленное расчленение на части и последующий синтез. Именно способность к анализу – умению разглядеть в объектах и событиях окружающего мира составные части, понять их поведение в настоящем и будущем, и, наконец, их совместное существование (синтез) и является главным преимуществом человека перед другими животными.

Вершиной познания является создание научной теории, благодаря которой человек выявляет внутренние связи различных объектов и явлений, объединяя их в обобщённый мысленный (идеальный) объект природы.

Но склонность к анализу и синтезу порождает следующий, узловой, с точки зрения своего предназначения, компонент интеллекта – творчество.

Информация, которую получает мозг человека в результате познания, и является побудительным стимулом для работы этого следующего компонента интеллекта. Но часто она также закладывается в долговременную память, тем самым обогащая тезаурус.

Следует подчеркнуть, что природа в процессе эволюции выработала у человека не только весьма совершенный механизм познания природы, но и мощные стимулы (внутреннюю потребность) в получении этих знаний – любопытство, жажду узнавания неизведанного и приключений, удивление, эстетическое чувство.

Творчество – основной компонент интеллекта. Его чаще всего именуют мышлением. Его основное назначение – мысленное формирование будущей ситуации. Оно складывается из двух элементов – образное (интуитивное) и логическое мышление. Интересно, что за оба этих элемента отвечают разные полушария головного мозга – за образное – правое, а за логическое – левое.

Образное творчество заключается в том, что человек мысленно представляет себе будущий объект или событие.

Логическое мышление – это продумывание перехода от настоящего состояния окружающего мира к той ситуации, которую «нарисовало» образное мышление.

Способность создавать в воображении мысленные образы будущего, кстати, используются человеком и для других целей, например, чтобы представить себе, как происходили какие-либо события в далеком прошлом или на отдаленном расстоянии.

Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд подразделил работу мозга по созданию мыслей на два уровня – сознание и подсознание. В наше время мы имеем конкретную модель такого разделения – процесс переработки информации компьютером – та часть этого процесса, которая высвечивается на мониторе – аналог сознания, а та часть, которая скрыта от наблюдения и проявляется в виде результата – аналог подсознания. Эта аналогия, кстати, позволяет понять, что объем мыслительной (творческой) деятельности подсознания значительно превосходит таковой у сознания.

Как видим, сознание – это та часть мыслительной деятельности, которая находится под внутренним самоконтролем мозга. Другими словами, в нем есть группа клеток, которые управляют самим мыслительным процессом, группа клеток, которые рождают мысли (идеи), группа оперативной памяти, которая запоминает их, затем группа, которая сверяет их с тем, что заложено в долговременной памяти, группа, вновь возвращающая их в группу рождения идей для последующей доработки. Эта же группа, по-видимому, также отправляет (дает сигнал) созданную идею для последующей реализации другим органам человека, например, мышцам.

Эта замкнутая цепочка формирования идеи в сознании, таким образом, позволяет ее обдумать, уточнить, доработать прежде, чем отправить для реализации. Кстати, группа оперативной памяти может направить эту идею в орган долгосрочной памяти, т.е. в подсознание.

Что касается идей, рожденных в подсознании, то они все равно реализуются через сознание (если реализуются!!!), и лишь затем передаются для исполнения мышцам. Правда, очень многими профессиональными движениями мышц управляет непосредственно подсознание. Например, пальцами пианиста или руками баскетболиста, бросающего мяч в корзину. Следует отметить, что по Фрейду, подсознание связывает интеллект с другими инстинктами человека.

Основным продуктом творчества являются идеи (мысли). Как правило, они предназначены для мышц (включая мышцы ротовой полости, реализующие речь). Тем самым творчество смыкается со следующим компонентом интеллекта – трудом.

Труд – это реализация идей, рожденных мыслью человека в окружающем мире.

В 21 веке, в отличии от 19-го, когда писался «Манифест коммунистической партии», труд рабочих все более заменяется на сложную механизированную и автоматизированную работу по управлению машинами, механизмами, технологическими установками и т.п. И хотя главная особенность труда людей – прежде, чем начать что-либо делать, они мысленно представляют, что должно получиться в результате, осталась, сам характер труда существенно изменился. Неизмеримо большее значение приобретают производственные навыки, т.е. рефлексы, позволяющие в считанные доли секунды оценить все происходящее, принять решение и реализовать его. Поэтому современному труду предшествуют не только идеи сознания, но и подсознания.

Как видим, современный трудящийся все более из пролетария превращается в интеллигента. Это и операторы станков с программным управлением, всевозможных роботов, компьютеров, летчики, наладчики и т.п.

Вторая цепочка обратной связи связана с деятельностью интеллекта, направленную на обеспечение жизнедеятельности самого его обладателя – человека.Каждый компонент этой цепочки не менее сложен, чем предыдущие.

Первый из них – самопознание.Хотя предпосылка его возникновения – обычная биологическая цель – самосохранение, – он существенно отличается от инстинктов высших животных, направленных на выживание.

Во-первых, человек, в отличие от большинства животных, осознает самого себя: глядя на руку, он понимает, что это его рука, глядя в зеркало, он понимает, что там его изображение. Вообще, эксперимент с зеркалом, как ни что иное, определяет уровень осознания животным самого себя. Пожалуй, только человекообразные и близкие к ним приматы осознают, что в зеркале они видят самих себя. Например, когда макака увидела на своем изображении в зеркале белое пятно на лбу (его предварительно нанесли ей мелом), она начала рукой стирать его. Впрочем, обнаружено, что и слоны «узнают» себя в зеркале. Все это, разумеется, не идет ни в какое сравнение с осознанием человеком самого себя, своей внешности и своих органов. Но осознание человеком самого себя, как особого объекта природы, наиболее близкого, наиболее ценного для себя, о котором ему надлежит заботиться – это начальный уровень самопознания.

Во-вторых, осознание человеком своей взаимосвязи с другими себе подобными существами. Эта взаимосвязь также осознается в виде весьма сложной системы понятий – семейной, родовой, национальной, социальной, сословной, производственной. Отсюда вытекает стройная система интеллектуальных потребностей человека – культурных, художественных, мировоззренческих, культовых и многих других. Все это поролило гуманитарные области знаний.

В-третьих, наличие у человека внутреннего мира. Сам по себе внутренний мир или духовная жизнь (душа) возникает у человека как результат другого компонента – творчества, однако осознание его является высшим уровнем самопознания. Человек не просто живет параллельно с внешней жизнью еще и в этом мире, но и считает его сохранение более важной для себя целью, нежели сохранение своей материальной оболочки. Если человеку предложить на выбор: сохранить тело, но потерять рассудок, или сохранить рассудок, но в бестелесной форме, то он, скорее всего, предпочтет второе. По сути дела, именно этот внутренний мир (душу) каждый из нас идентифицирует с самим собой. Недаром З.Фрейд  назвал его эго(я).

Следующим звеном этой цепочки является мировоззрение – компонент интеллекта, параллельный творчеству. Но если творчество – это стремление представить себе будущее окружающих человека объектов и явлений, то мировоззрение – это желание человека определить, увидеть мысленным взором свое собственное будущее, наметить средства и стадии его достижения.

Мировоззрение человека формируется на его собственных знаниях, на результатах процесса самопознания. В случае, если знания человека недостаточны для того, чтобы представить свое будущее, человек подменяет их верой. Вера основана на доверии к знаниям других, на принятии тех моделей будущего, которые ими предложены, без критического анализа. Иногда веру отождествляют с религией. Однако это не совсем точно. Религия – более широкое понятие. Она включает в себя попытку описать окружающий нас мир, т.е. элемент познания, наш внутренний, духовный мир, т.е. самопознание, подчеркивает, что назначение человека – не просто есть, спать, воспроизводить потомство и исполнять другие биологические функции, но и воздействовать на природу, быть ее царем, управителем. Все это побуждает мозг человека к творчеству. Следовательно, более правильно было бы назвать религию базовой формой проявления интеллекта. Вера же является главным компонентом религии, формирующей внутренний, духовный мир религиозного человека.

Другая форма мировоззрения – критический анализ имеющихся знаний с целью выработки наиболее правильного представления о будущем развитии природы и человечества. Это научный путь формирования мировоззрения. Наука, предметом которой является мировоззрение, именуется философией. Философская основа мировоззрения представляется предпочтительнее религиозной, так как основана на знаниях, полученных наукой. Следует отметить, что философские доктрины развивались сначала внутри религиозных течений и лишь в 16-17 веке сформировались как самостоятельная деятельность интеллекта. И хотя родоначальниками философии были древние греки, до этого времени она не стала базовой мировоззренческой доктриной, т.е. основой развития интеллекта.

Суть этого перехода заключалась в том, что «поле деятельности» бога по мере накопления знаний все более и более сужалось – он становился олицетворением упорядоченности природы, царящей в ней гармонии, ее законов. Ему даже было придумано иное название – «разум».

Многочисленные течения философии часто взаимно исключали друг друга, но среди них можно определить три основных направления. Первое, начало которому положил Б.Спиноза, признавало наличие объективной, независимой от сознания исследователей физической реальности. Эту реальность наука постепенно постигает, все ближе подвигаясь к истинному ее пониманию. Сама реальность, по мысли этих философов, включает в себя материальный, вещественный субстрат и самостоятельно от него существующую гармонию, обеспечивающую упорядоченность природы. Пространство и время определяются как «сцена», на которой разыгрывается драма природы. В той или иной степени этот подход разделяли впоследствии Д.Бруно, Декарт, Ньютон, Эйнштейн, из философов – Кант, Гегель, а из политологов – идеологи французской революции Вольтер, Руссо и Дидро. Главный вопрос – о цели человеческой жизни, о назначении человека – у этого направления естественно сводился к реализации всемирного разума, к максимальному упорядочению природы, к повышению ее гармонии.

Вторая ветвь связана с проблемой оценки истинности наших знаний об окружающей природе. Сторонники этого направления в центр мироздания ставят сам интеллект человека, а весь мир рассматривают как некоторые придуманные им схемы. Наличие объективных, не зависящих от сознания явлений, их не смущает, так как они проводят параллель с математикой, в которой правила взаимодействия объектов, придуманных человеком, тоже не зависят от их «творца». Естественно, что главную цель существования интеллекта они видят в одном – в существовании мира вообще. Ведь если нет человека и его интеллекта, то нет и его творения – мира. Пожалуй, в наиболее отчетливом виде эту концепцию изложил в 18 веке Юм, а из физиков, наиболее последовательно поддержавших ее, следует назвать Маха и А. Пуанкаре. В идеологическом плане – плане взаимодействия людей друг с другом – это направление развивали Шопенгауэр, Ницше. Согласно учению первого, продолженному вторым, историю общества делают выдающиеся личности, принадлежащие к избранным нациям. Всем остальным людям и природе отводилась роль пассивных исполнителей их воли.

И, наконец, третья ветвь основана на том, что единственным компонентом природы является материя. Логика возникновения этого направления проста.

Монотеистическая религия исходила из того, что в мире есть две сущности – бог и материя. Но раз научные открытия опровергли мифы, связанные с существованием бога, значит, осталась одна материя. Так вместе с пеной был выброшен ребенок. Перед материалистами возник вопрос – а как же быть с порядком, как быть с гармонией природы, с ее законами? Откуда они взялись? Сначала материалисты отмахнулись простым ответом – порядок либо возник в результате неведомого акта творения, либо существовал вечно. Оба этих соображения опровергались наукой – было установлено, что современный порядок возник в результате длительной эволюции. Законы, которые управляли природными явлениями на Земле многие миллионы лет назад, отличаются от тех, что управляют сейчас. Причем с течением времени они все более усложняются, а природа становится все более гармоничной.

Чтобы спасти идею об однокомпонентности природы, материалисты использовали диалектику. Но диалектика предполагает наличие в природе еще одного компонента, помимо материи, – движения. Чтобы закамуфлировать такую логическую натяжку, материалисты объявили движение «свойством» материи, т.е. чем-то второстепенным. И свою доктрину объявили «диалектический материализм», используя весьма лукавый прием софистики. Дело в том, что в человеческой речи прилагательное менее значимо, нежели имя существительное. Значит, диалектика – это пристяжная лошадка к главному компоненту природы – материи. Впрочем, диалектика не согласуется с современной наукой, такими ее направлениями, как кибернетика, синергетика, генетика. Поэтому построенное на этой доктрине многоэтажное идеологическое и политическое здание рухнуло.

Как видим, из всех этих направлений мировоззрения главным, стержневым следует признать первое – направление так называемых «рационалистов». Нетрудно заметить, что вся структура современного естествознания исходит из того, что материя является не единственным, а одним из трех суверенных компонентов мироздания, включающих в себя порядок и пространство – время. Поэтому и целью деятельности интеллекта следует признать то, что было сформулировано выше – создание гармонии, упорядоченности природы. С этой точки зрения деятельность композитора, создающего гармонию звуков, нельзя принципиально считать вторичной по отношению к деятельности лесоруба, деятельность конструктора по отношению к деятельности каменщика, художника – по отношению к маляру, ученого – по отношению к хлеборобу. Все эти виды деятельности оказываются качественно эквивалентны и различаются количественно – по величине созданной отрицательной энтропии (информации).

Еще одним компонентом интеллекта, замыкающим вторую цепочку обратной связи, является воля. Воля – это и широта интересов человека, и смелость, с которой он решается творить новые, ранее не решаемые проблемы. Но главное – это способность претворять рожденные идеи трудом в жизнь. В процессе творчества или мировоззренческой деятельности мозг человека рождает идеи. Но прежде, чем начать претворять их в жизнь, он должен принять решение. Принятие решения – главное содержание воли. Конечно, и здесь все зависит от личности, точнее от тезауруса человека. Есть люди авантюристического склада – они очень решительны, но при этом весьма поверхностно продумывают все последствия принимаемых решений. Есть, наоборот, люди нерешительные – хорошо продумав какой-нибудь шаг, они никак не могут его сделать. Но главное не в этом. В подавляющем большинстве случаев воля определяется мировоззрением человека. Даже такие свойства характера, как авантюристичность или нерешительность, сначала формируют мировоззренческий компонент интеллекта, и лишь через него воздействуют на волю. О влиянии мировоззрения на волю человека можно судить, например, по такому историческому факту. Как известно, в 1492 году европейцы открыли Америку. Возникает вопрос, а почему не коренные жители Америки, которых из-за ошибки Колумба стали называть индейцами, открыли Европу? Если проанализировать ситуацию 12-15 веков, то станет ясно, что наибольшая экспансия была у народов, исповедовавших монотеистические религии – иудаизм, христианство и ислам. Именно эти религии были наиболее близки к современному научному взгляду на природу и поэтому максимально развязывали волю людям и целым народам. Развитие индейцев не вышло за пределы языческой религии, и их кругозор просто не позволял им дойти до мысли о поисках других земель и материков. Как видим, не уровень умственных способностей, который, как показывает поздняя история и настоящее время, у индейцев не ниже, чем у европейцев, а запоздалое развитие мировоззрения, а вслед за ним и воли, дали преимущество последним.

Воля конкретного человека связана не только законами природы и уровнем его знаний (тезаурусом), но и законами его взаимодействия с другими людьми. Поэтому она тесно переплетается еще с одним фактором деятельности интеллекта – свободой, т.е. возможностью заниматься творческой деятельностью.

4. Общественный интеллект и его структура.

Индивидуальный интеллект человека устроен так, как если бы он являлся составной частью коллективного интеллекта. Выше сознательно были исключены из описания интеллекта те его органы, которые непосредственно связаны с коллективным мышлением, хотя вполне органично вписываются в общую цепь взаимосвязи всех его разделов. Здесь же, наоборот, внимание будет сосредоточено на тех элементах индивидуального интеллекта, которые обуславливают его взаимодействие с другими.

По Фрейду высший уровень деятельности интеллекта – сознание – имеет два подуровня: собственно сознаниея» или «эго») и сверхсознаниесверх я» или «альтерэго»). Вот этот-то последний уровень и является тем главным инстинктивным механизмом, который побуждает людей взаимодействовать друг с другом.

Сверхсознание складывается из следующих частей: 1) речь или язык; 2) соревновательность (по Фрейду «инстинкт значимости»); 3) правила нравственности и морали.

Речь изначально складывалась как система звуковых сигналов, с помощью которой один человек сообщал другому свои мысли. На основе речи появилась письменность – знаковая система передачи мыслей. И хотя в наше время трудно сказать, какой именно из этих двух способов является доминирующим, тем не менее, исторически так сложилось, что обе эти формы обмена мыслями чаще всего обобщенно именуются «речь» или «язык». Мы также используем эту терминологию.

Главное отличие речи от звуковых сигналов других животных, включая самых высокоразвитых, например, шимпанзе или гориллы, заключается в том, что люди сообщают с ее помощью сюжеты своей внутренней жизни – то, что видит их внутренний взор, или слышит их внутренний слух, или к какому они пришли решению, или что хранит их память, или какие их обуревают эмоции.

Характерно, что само мышление человека устроено так, что в окончательном виде наши мысли имеют форму речевых фраз. Следовательно, организация индивидуальной интеллектуальной деятельности такова, что без существования других людей она была бы невозможна. Мы мыслим таким образом, чтобы наши идеи можно было сообщить другим людям.

Следующая функция речи – систематизация человеческого мышления. Первичная стадия этой систематизации – лингвистическая. Законы построения фраз, их взаимосвязь позволяет людям не только наиболее точно донести друг до друга абстрактные образы, возникшие в их сознании, но и упорядочивают само мышление человека. Чем лучше человек владеет законами лингвистики, тем точнее и четче он мыслит.

Более высокая стадия систематизации человеческого мышления – математическая. С этой точки зрения математика – наиболее сложная форма речи, которая имеет дело только с обобщенными, абстрактными понятиями. Математика – это язык науки, язык логического мышления.

Необходимо отметить, что математика связана с углублением перехода от звуковой речи к письменной. В математике главное – письменные символы. Звуковые же играют вспомогательную роль.

Как правило, лингвистические и математические законы упорядочивают разные виды интеллектуальной деятельности – первые главным образом интуитивное, образное мышление, а вторые – логическое.

Надо сказать, что язык – не единственный способ передачи мыслей между людьми. Люди передают их с помощью мимики, жестов, поз. Более высокий по уровню сложности способ – с помощью искусства: музыки, картин, скульптур, запахов. Эти способы не непосредственно воздействуют на мыслительный аппарат, а на эмоциональную сферу, подсознание, которое затем и порождает определенный строй мыслей. Все эти средства используются каждым человеком сознательно или подсознательно с единственной целью – обеспечить свое значимое участие в создании коллективного мышления.

Второй инстинктивной предпосылкой общественного интеллекта является соревновательность. Каждый человек стремится не просто сообщить другим людям свои мысли, но и пытается добиться их доминирования над другими. Помимо тех средств, о которых было сказано выше, каждый из нас добивается признания своих идей путем их наиболее тщательного аргументирования, путем высокого профессионализма в своей деятельности. Впрочем, не исключаются и иные способы воздействия на коллективное сознание – использование более высокого общественного положения, а порой и приемы оппортунистического вида – подавление воли другого, обман и т.п.

Третьим компонентом сверхсознания является нравственность или мораль. И здесь существенную роль играют врожденные инстинктивные потребности, в частности, чувства родителей к детям, и  альтруизм (способность пожертвовать своими интересами ради других). Однако в окончательном виде этот инстинкт в настоящее время не оформился. Зигмунд Фрейд считает главным хранилищем нравственности религию. В частности, по его мнению, именно монотеистическая религия позволила создать такую идеологическую основу нравственности, которая способствовала наиболее интенсивному развитию принявшим ее народам.

Тем не менее, следует признать, что инстинктом человека, наследуемым генетическим путем принципом его деятельности этика не стала. С этой точки зрения следует признать, что общественный интеллект, как объект природы, не достроен. (Для лучшего понимания этого достаточно представить себе, может ли одна пчела втайне от других спрятаться в улье и лакомиться медом, и сравнить это с деятельностью отдельных людей).

Помимо сверхсознания, в основе общественного интеллекта лежит ряд других инстинктов, таких, например, как инстинкт коллективного поведения, а также половой инстинкт.

Инстинкт коллективного поведения (зоосоциальный инстинкт) существенным образом отличается от стадного инстинкта животных, хотя и содержит отдельные родственные черты. Роднит человека со стадными животными стремление поступать во многих случаях, «как все». Отсюда – роль моды, всякого рода коллективные психозы, вроде паники, стремление подчиниться «харизматической личности».

Однако главное в инстинкте коллективного поведения – иерархическое строение человеческого сообщества. Каждый человек занимает определенную ступеньку общественной лестницы. Это значит, что есть кто-то, кто возвышается над ним, а кто-то, кто располагается ниже. Поэтому у каждого человека имеется еще одна цель (помимо перечисленных выше) – подняться как можно выше по социальной лестнице. Эта цель может доминировать над двумя перечисленными ранее. Однако в среднестатистическом исчислении ее роль по сути своей направлена на интенсификацию главной цели интеллекта – преобразование (упорядочение) окружающей среды. Достаточно вспомнить происходившее в 60-70-х годах двадцатого века соревнование между Советским Союзом и США за первенство в освоении космического пространства. Или конкуренции японских, европейских и американских фирм в области электроники.

Инстинктивное стремление занять как можно более высокую ступень в социальной иерархии свойственно не только людям, но некоторым из высших животных например, шимпанзе. Однако, в человеческом сообществе это стремление носит гораздо более сложный характер и опирается не на физические данные субъекта, а на его интеллект. При этом сама иерархическая лестница носит весьма сложный характер. Ученый стремится занять наиболее высокую ступень в научном мире, балерина – в балете, политик – в органах власти, бизнесмен – в области богатства. Эти лестницы могут весьма причудливым образом пересекаться, образуя сложные цепочки обратной связи.

Еще одним инстинктом, существенно влияющим на формирование общественного интеллекта, является половой.

Во-первых, он лежит в основе создания базовой ячейки общества

–  семьи.

Во-вторых, половой принцип размножения приводит к созданию этноса – генетической основы формирования общественного интеллекта. Половой принцип включает всю популяцию в процесс выработки генетических особенностей каждого организма, относящегося к ней. Лучше  всего разобраться в этом, представив себе, что у каждого человека 2 родителей, 4 прародителей, 8 прапрародителей и т.д. Если принять, что в течение столетия сменяется 4 поколения (25 лет – средний репродуктивный возраст человека), то за тысячелетие – срок формирования этноса – у каждого человека накопится 240 ≈1012 предков (т.е. больше, чем жило людей на Земле за все время существования Homo sapiens’a). Ясно, что между прародителями обязательно должны быть родственники. Если к тому же учесть, что скорости перемещения людей до последних двух столетий не превышала пары десятков километров в день, то легко понять, что все члены какого-либо сообщества, проживающего на сравнительно небольшом ареале – достаточно близкие родственники. Иными словами, этнос – это не только множество людей, говорящих на одном и том же языке и населяющих регион с определенным климатом, но и обладающих весьма схожими генетическими особенностями.

Но, как правило, эти особенности носят второстепенный характер. Мы же здесь рассматриваем общие законы функционирования общественного интеллекта, не зависящие от специфики отдельных наций.

Половой инстинкт сыграл, надо полагать, существенную роль в развитии всех других инстинктов человека, лежащих в основе общественного интеллекта. Так, например, обмен звуковыми сигналами у высших животных – птиц и млекопитающих – в основном связан с половыми проблемами. Следовательно, в развитии речи весьма большую роль сыграл именно половой инстинкт.

Половой инстинкт сформировал еще одно важное качество интеллекта – эстетическое чувство. Главное назначение эстетики – не просто инициировать мозг человека к формированию порядка, но к созданию прекрасного, т.е. порядка, содержащего большое количество информации главным образом за счет весьма компактного сочетания формирующих его законов.

5. Социальные системы.

Материальным носителем общественного интеллекта является социальная система.

Социальная система – это такая интеллектуальная система, которая является органом управления окружающей средой, превращенной ею в высокоупорядоченную совокупность физических объектов. Часть физической реальности, превращенная интеллектом человека в организованную (упорядоченную) природу, именуется ноосферой. Следовательно, ноосфера – это управляемая интеллектом часть физической реальности, а социальная система – орган управления этой частью.

Как всякая интеллектуальная система, социальная обладает двумя целями: главной – преобразование (упорядочивание) природы, и биологической – сохранения накопленного в себе порядка.

Каждая социальная система занимает определенное пространство на поверхности суши Земли и юридически именуется государством. Однако идентифицировать государство и социальную систему неправильно, как неправильно идентифицировать человека и физическое лицо. Ясно, что человек – чрезвычайно сложное и многогранное в своих поступках существо, а физическое лицо – это фактически та часть поступков человека, которая регламентируется законами государства. Точно также государство является лишь элементом социальной системы, связанным с той частью ее деятельности, которая определяется законами.

Необходимо отметить, что в настоящее время формируются содружества государств, которые объединились, чтобы создать единую социальную систему.

Еще одним признаком, который определяет социальную систему, является язык. Подавляющее большинство социальных систем характеризуется одним общим языком. Однако в них могут входить регионы со своим национальным языком. Тем не менее, даже в этом случае общность языка сохраняется.

Таким образом, внешними признаками социальной системы является общность языка и государственное устройство.

Внутренними признаками социальной системы являются в первую очередь признаки интеллекта, данные выше – общественное познание (наука), общественное самопознание (культура, искусство, здравоохранение,гуманитарные, экономические и медицинские науки), общественное творчество (институты, конструкторские бюро, театры, киностудии, средства массовой информации), коллективное мировоззрение (идеология, религия, аналитические центры), коллективный тезаурус (образование, музеи, архивы, законы, судебная система), коллективный труд (заводы, фабрики, сельскохозяйственные фермы, предприятия связи и транспорта, торговли), коллективная воля (общественные организации и партии, органы государственной власти).

Социальная система обладает исключительно ей присущим качеством – наличие еще одной отрицательной обратной связи, которая, по существу, и организует ее деятельность, как единого живого организма. Эта обратная связь складывается из следующих четырех компонентов – 1) производство (исполнительный орган социальной системы), 2) рынок (орган управления социальной системой, включающий в себя измерительную часть и орган сравнения), 3) государство (эталонный орган), 4) потребление (усилительный орган) .

Каждый из перечисленных органов достаточно сложен по своему устройству и принципу действия. Однако подобная структура позволяет выявить в каждом из них основные признаки и объективные, не зависящие от воли конкретных людей и даже целых групп людей, закономерности. Следует заметить, что одни и те же люди (интеллектуальные системы) одновременно входят и в элементы коллективного интеллекта, и в элементы собственной отрицательной обратной связи социальной системы. Поэтому итоговые процессы в ней чаще всего не зависят от воли отдельных личностей. Исходя из этого, ниже они рассматриваются безотносительно к тому, кто их осуществляет. Есть смысл с этой точки зрения понять сущность компонентов социальной системы, данных выше.

Производство складывается из деятельности одних людей, результатами которой пользуются другие люди. Если крестьянин вырастил картошку для своего потребления, то его труд не входит в понятие «производство», а если он продает ее на рынке, т.е. предоставляет возможность пользоваться ею другим людям, то это уже производство. Действительно, деятельность одних людей для других объединяет их в структурную общность, т.е. в социальную систему.

Производство может быть индивидуальным, если оно осуществляется одним человеком, или, в крайнем случае, семьей, и общественным, если в ней участвует коллектив людей. Обобщенно и та, и другая форма производства именуется фирмой, а продукты ее деятельности – товаром. Фирмами являются не только заводы, фабрики, мастерские, фермы, но и школы, институты, магазины, театры, предприятие транспорта, органы управления и связи, массовых коммуникаций.

В советское время, когда в стране господствовала материалистическая идеология, наряду с товарами было введено еще одна форма деятельности одних людей для других – услуги. Отличие товаров от услуг заключалась в отсутствии у вторых материальной оболочки. По смыслу слова услуги этот вид деятельности относится к второстепенной, дополнительной по отношению к товарному производству. Однако, как выяснилось окончательно во второй половине двадцатого века, это не так. Достаточно сослаться на пример Японии, которая производит в основном техническую и технологическую документацию, а изготовление своих изделий передает в другие страны. Вот почему уникальная японская электроника – компьютеры, телевизоры, музыкальные центры, цифровые фотоаппараты, сотовые телефоны – изготавливается, в основном, в Южной Корее, на Тайване, в Гонконге и других странах Юго-Восточной Азии. Впрочем, эти страны и сами научились разрабатывать сложные технические и технологические устройства.

Поэтому правильнее было бы отказаться от пренебрежительного термина «услуги» и все продукты производства именовать «товаром». Кстати, в Толковом словаре русского языка под редакцией Д.И. Ушакова так и говорится: «Товар – это все, что является предметом торговли».

Еще одна проблема, которая родилась в рамках экономической теории,  – это проблема меры ценности товара. Действительно, создавая одни товары, фирмы потребляют товары других фирм. Происходит обмен товарами. И ценность товара определяется случайно, путем договоренности между производителями. Однако, вековой опыт подсказывает, что складывается некий усредненный эквивалент товара. Отсюда следует, что имеется некая физическая величина, характеризующая ценность товара.

И действительно, если исходить из обеих целей интеллекта: сохранение накопленного в его носителе – человеке – в процессе эволюции порядка и создание порядка в окружающей среде, – следует признать, что мерой ценности товара является мера порядка – информация или отрицательная энтропия. Рассчитать эту меру весьма непросто, так как она является функцией весьма сложных взаимосвязей каждого товара с общим порядком, образованным совокупностью интеллектуальных систем. Тем не менее, появились работы, показывающие как приступить к их решению. Пока же эта величина определяется эмпирически. Здесь можно привести аналогию со многими инженерными расчетами. В частности, прочность твердых материалов физически обусловлена силами электрического притяжения между молекулами. Казалось бы, зная закон Кулона, можно определить эти силы и, следовательно, рассчитать эту прочность. Однако этот расчет столь сложен, что на практике пользуются эмпирическими параметрами.

Следует отметить, что в отечественной экономической литературе мерой ценности товара считался труд, затраченный на его изготовление. Ясно, что такой подход является ошибочным, так как можно затратить много труда и создать никому не нужный продукт и наоборот. Человеку, использующему товар, безразлично, с помощью каких усилий он был создан, для него важно, насколько он приемлем для реализации его целей.

С точки зрения информационной ценности товаров их можно подразделить на три группы:

1. Товары, имеющие информационную ценность и не имеющие материальной оболочки. Такие товары создают парикмахеры, преподаватели, шоферы, летчики, дикторы, врачи, наладчики станков, программисты, менеджеры, артисты, официанты, спортсмены, продавцы и т.д.

2. Товары, информационная ценность которых существенно превышает ценность их материальной оболочки. Например, продукция архитектора, конструктора, художника, ученого, писателя, композитора, изобретателя.

3. Товары, ценность которых имеет явно выраженный материальный (энергетический) вид: одежда, жилье, продукты питания, инструменты, нефть, газ, руда,  металл, станки, электроэнергия, транспортные средства.

Развитие производства идет в направлении увеличения ценностного объема товаров первых двух групп за счет относительного сокращения товаров третьей группы.

Например, развитие автомобилестроения определяется не столько увеличением количества автомобилей, сколько повышением их качества – дизайна, удобства, экологической безопасности, улучшения управляемости, экономичности, надежности, проходимости. Таким образом, автомобиль постепенно переходит из товаров третьей категории в товары второй группы.

А это значит, что в основе развития производства лежит интеллектуальная деятельность.

Производство характеризуется постоянным увеличением в геометрической прогрессии создаваемой информации. Поэтому употребляется термин «расширенное воспроизводство».

Долгое время в отечественной экономической литературе под расширенным воспроизводством подразумевалось количественное увеличение товаров – рост добычи полезных ископаемых, увеличение производства машин, станков, электроэнергии и т.п. Однако опыт развития ведущих стран мира показывает, что это ошибочное понимание этого термина. Расширенное воспроизводство – это существенное увеличение доли товаров первой и второй группы по сравнению с товарами третьей группы.

Рынок является не просто органом управления социальной системой, он является ее головным мозгом. Он решает три главные задачи:

- что производить, какие товары;

- в каком количестве;

- кому производить.

Сходство рынка с головным мозгом начинается на элементарном уровне. Как известно, нейроны мозга обмениваются простейшими сигналами типа «ноль-единица». Точно также базисным элементом рынка является простой акт обмена товарами. Если такой обмен состоялся, то это соответствует сигналу «единица», и если нет – то «ноль». Ежедневно в мире происходят миллиарды таких актов. Они группируются, составляя сложнейшие системы, в том числе и системы обратной связи. Так формируются рыночные «идеи», «концепции», «цели».

Современный рынок цивилизованных стран – это сложная структура взаимосвязанных финансовых организаций. Для того, чтобы принять правильное решение, рынок, как и головной мозг человека, должен уметь предвидеть будущую ситуацию в производстве и уметь продумывать пути перехода к ней. Поэтому у рынка существуют свои собственные, необходимые лишь для его функционирования институты. В первую очередь деньги – особый товар, предназначенный только для универсализации процесса обмена.

Далее следуют всякого рода ценные бумаги, позволяющие растянуть процесс обмена во времени. Товары покупаются до того, как они произведены, благодаря чему у изготовителя появляются средства для их реализации. Ценные бумаги позволяют расплачиваться за товар спустя некоторое время после того, как он приобретен. И, наконец, ценные бумаги позволяют инвестировать производство таких товаров, которые могут быть не нужны данному субъекту социальной системы, зато позволяет ему получить прибыль. Институт ценных бумаг порождает целую гамму организаций – банки, биржи, акционерные общества, инвестиционные  компании.

Третьим важнейшим фактором функционирования рынка является определение правильной цены товара. Как уже говорилось выше, каждый товар обладает определенной информационной ценностью. Причем эта ценность не постоянная величина, она зависит от времени и места расположения товара.

Очень важно для социальной системы в целом, чтобы обмен товарами был эквивалентным, т.е. чтобы в процессе обмена покупатель и продавец получали одинаковое количество информации.

Поскольку точной методики расчета информационной ценности нет, то она определяется эмпирически. Чем более развит рынок, тем ближе цена товара к информационной ценности.

Формируется цена следующим образом. Каждая фирма – производитель имеет нижнюю границу цены – она складывается из затрат, которые обеспечивают сохранение ее и жизнеобеспечение трудящихся в ней субъектов и их семей. Если товар не может быть продан по этой минимальной цене, то фирма разваливается.

Верхней же границы цены у этой фирмы не существует – она стремится продать товар как можно дороже. Однако верхняя граница есть у потребителя. Цена этого товара закладывается в цену того продукта, который он создает с его помощью. С увеличением цены сокращается объем средств на существование фирмы – покупателя и ее сотрудников.

Именно в этих пределах и заключена та цена, поиском которых занимаются субъекты рынка в процессе торговли. Ясно, что здесь находится и информационная ценность товара. Все перечисленные институты рынка как раз и занимаются тем, что пытаются совместить цены товаров с их информационной ценностью.

Чем менее совершенен рынок, тем существеннее различие между информационной ценностью и ценой товара. В этом случае рынок принимает заведомо неправильные решения по тем задачам, которые определены в начале параграфа. Что и приводит к кризисам социальных систем.

Четвертым важнейшим институтом рынка является конкуренция. Она связана с тем, что одни и те же товары производят различные фирмы. Поэтому между ними возникает борьба за существование наподобие той, которая наблюдается между всеми биологическими существами и лежит в основе непрерывного их развития. Победу в конкурентной борьбе одерживают те фирмы, которые предлагают товары более информационного содержания при наиболее низкой цене. Отсюда конкуренция – внутренний источник развития социальных систем.

Базисным компонентом социальной системы является государство. Основная задача государства – создание правил (законов, постановлений, норм) обмена товаров на рынке и контроль их соблюдения. Правила создаются в основном, исходя из исторического опыта функционирования данной социальной системы или других социальных систем. Поэтому-то государство выступает в роли эталонного органа или органа памяти. Ясно, что чем качественнее составлены правила, чем лучше налажено их соблюдение, тем совершеннее рынок, тем динамичнее развивается социальная система.

Наряду с этой главной задачей государство выполняет еще ряд функций.

1. Денежное обеспечение рынка.

2. Создание системы взаимосвязи между субъектами рынка. Система взаимосвязи  включает в себя не только средства связи – логистику, почту, телефон, телеграф, средства массовой информации, компьютерные сети, но и управленческую структуру – всякого рода местные, муниципальные, региональные и федеральные органы власти. Разумеется, существуют и внегосударственные средства взаимосвязи, однако их системное существование невозможно, если не выстроена государственная структура.

Важнейшими элементами управления этой структурой являются многоуровневые и многофункциональные обратные связи. Это значит, что государство, кроме центральных органов, осуществляющих макрополитику в обществе, должно состоять из разветвленной, хорошо скоординированной системы местных (муниципальных и региональных) органов власти, обеспечивающих все перечисленные функции. Кроме государственных, возникают внегосударственные органы, обеспечивающие регулирование производства и других сфер жизнедеятельности общества.

В этом отношении уместно сопоставление с жизнедеятельностью организма высших животных и самого человека. У них, как известно, головной мозг, а точнее, сознание не контролирует и не управляет деятельностью органов внутренней секреции, пищеварения и ряда других. Они функционируют исключительно под управлением местной, вегетативной нервной системы. Влияние центральной системы на них косвенное – с помощью трав, лекарств, движения всего организма или его частей, сосредоточение внимания на каком-либо элементе тела.

3. Гибкая обратная связь управления производством. Всякая система отрицательной обратной связи, создавая объекты весьма высокого порядка, одновременно подвержена возможности возникновения автоколебаний или детерминированного хаоса. Применительно к социальной системе это приводит к циклическим процессам в экономике – подъем производства, ее спад, депрессия, иногда переходящая в кризис, затем выход из кризиса и вновь подъем. Происходят эти автоколебания из-за инерции отдельных органов социальной системы.

Предположим, что какой-либо товар в данный момент имеет повышенный спрос. Его начинают производить различные фирмы, причем все время расширяя объем производства. Это-то и приводит к последующему кризису. Роль государства в том, чтобы улавливать динамику спроса-предложения и влиять на политику фирм, вовремя тормозя или инициируя их активность. Для этого выработано много рыночных механизмов такого воздействия – гибкая налоговая и денежно-кредитная политика, система государственных инвестиций, учетных ставок, таможенная защита собственных производителей и ряд других.

4. Социальная политика. Обеспечение жизнедеятельности неактивной части населения – тех, кто в силу ряда обстоятельств оказался выключенным из производственного процесса. Например, из-за состояния здоровья или необходимости обучения новой профессии.

5. Взаимоотношение между социальными системами. Это и межгосударственные договора, и вопросы обороны, и участие в международных организациях и другие формы международных отношений. Заложенный в интеллекте инстинкт соревновательности приводит к постоянной конкуренции между социальными системами. Следует отметить, что скорее всего именно эта, в настоящее время не самая главная функция первоначально послужила решающим фактором в процессе замены стадного, общинного способа организации человеческого сообщества на государственную, социальную форму.

Государство может создавать фирмы для выполнения перечисленных выше функций. В таком случае оно оказывается одним из субъектов производства. Опыт большинства стран с развитой рыночной экономикой показывает, что эти фирмы значительно менее эффективны, нежели частные. Основная причина здесь в том, что субъектами социальной системы, исполняющими перечисленные выше функции государства, являются чиновники, т.е. лица, соревновательный инстинкт которых направлен на получение «чина». Если независимые от государства фирмы стремятся получить максимум прибыли, т.е. продать как можно больше товаров по более высокой цене, возглавляющие государственные фирмы чиновники более всего озабочены созданием показателей, т.е. товаров, назначение которых понравится более высокопоставленным чиновникам.

И, наконец, четвертым компонентом социальной системы является потребление.

Основное назначение этого органа социальной системы – закрепление товаров за теми субъектами социальной системы, которые используют их затем в следующем цикле производства. Дело в том, что подавляющее большинство товаров, входящих в валовой национальный продукт, в развитых индустриальных и постиндустриальных странах, вновь возвращается в производство. Лишь несколько процентов этого национального продукта расходуется на обеспечение жизненных потребностей людей, т.е. выводится из производственного цикла. Иными словами, с точки зрения потребления, все товары подразделяются на собственно потребительские (или просто потребительские) и на производственные. Производственные товары имеют несколько уровней: производственные товары первого уровня создают непосредственно потребительские товары, товары второго уровня создают товары первого уровня, товары  третьего уровня создают товары второго уровня и т.д. Однако, не исключено, что добавляя определенную информацию, можно использовать товары n-го уровня для производства каких-либо новых потребительских товаров или сразу использоваться в качестве потребительского товара. Иными словами, подразделение производственных товаров на уровни имеет относительный характер и определяется в каждом конкретном случае его целевым последующим использованием.

Субъект социальной системы, приобретающий товары с целью последующего использования их в производстве, именуется householdхаусхолд или  хозяин.

Социальная система эффективно развивается только в том слу­чае, когда хозяин в состоянии создать из приобретенных товаров но­вые товары гораздо большей информации.

Рынок находит такого хозяина путем эквивалентного обмена, т.е. такого обмена, при котором одинакова информационная ценность проданного и приобретенного товара. Ясно, что при таком обмене у хозяина, создающего товары наибольшей информационной ценности, от цикла к циклу накапливаются наибольшие средства, и он будет иметь возможность расширять свое производство. Наоборот, неэф­фективный хозяин в конце концов придет к банкротству.

Вот почему потребление играет роль усилительного органа.Конечно, как уже указывалось выше, существующий рыночный обмен не гарантирует точной эквивалентности товаров. Нельзя забы­вать, что общественные процессы, как и все другие с большим коли­чеством действующих лиц, носят стохастический характер, и законо­мерности в них выявляются как некоторые усредненные зависимости. Разумеется, в социальной системе с неразвитым рынком средст­ва могут сосредоточиться в руках случайных собственников, которые либо вообще не будут использовать их в производстве, либо исполь­зовать неэффективно.

6. Интеллигенция и власть.

Все сказанное выше позволяет заключить, что интеллигентом следует считать человека, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками для выполнения сложных работ на современном технологическом оборудовании.

Структура современной социальной системы, как показывает проведенный анализ, также достаточно сложна и требует высококвалифицированный контингент управленцев, а это значит, что если во все предыдущие столетия интеллигенции отводилась роль класса, практически не участвующего в управлении обществом, то в 21 веке она обязана взять на себя роль его руководителя.

При этом возникает два вопроса: как взять власть и кто будет ее осуществлять?

Авторы коммунистического манифеста, как известно, видели только один путь захвата власти – революцию, связанную с физическим уничтожением представителей враждебного класса. Ясно, что для интеллигенции такой путь неприемлем. Современная структура государственного устройства, существующая в большинстве стран мира, предполагает другой путь – выборы. Что, естественно, вполне приемлемо для интеллигенции. Но выборы предполагают создание партий. Партия – это группа лиц, организованных для взятия власти.

Поскольку, как указывалось выше, любой вид деятельности людей, направленных на создание коллективного интеллекта, предполагает соревновательность, у интеллигенции должно быть не менее двух конкурирующих друг с другом партий. Главное в деятельности партии – выработка представления о том, как будет развиваться данное общество после прихода данной партии к власти в краткосрочной и отдаленной перспективе. По сути дела, именно эта перспектива и является решающим критерием при выборах той или иной партии. Но не только. Важно уметь оценить, а сможет ли эта партия реализовать эту перспективу? Этот второй, казалось менее важный критерий, может оказаться решающим. Он зависит от авторитета партии и ее лидера, завоеванный предыдущей деятельностью, от степени проработки в программе деталей реализации этой перспективы. Немалую роль в выборах играет взаимосвязь данной страны с другими странами.

После взятия власти партия формирует отряд чиновников. Основная, руководящая часть их – члены самой партии. Они или избраны в процессе выборов, или назначены руководящим ядром партии.

Еще одна обязательная компонента партии – ее мировоззрение, идеология. Она должна быть хорошо проработана, поэтому у партии должна существовать ячейка яйцеголовых интеллигентов, вырабатывающих эту идеологию.

И, наконец, каждая партия должна иметь молодежный резерв. Он может быть сформирован наподобие комсомола из наиболее активных и амбициозных молодых людей.

Говоря о власти, следует подчеркнуть  три ее стороны, вытекающие из функции государства – она должна состоять из законодательной, судебной и исполнительной. Чем больше законов, и чем основательнее они внедрены в общество, тем требуется  меньше чиновников исполнительной власти. Лучше всего это пояснить на простейшем примере правил перехода через улицу. Пока не были установлены светофоры, переходы управлялись регулировщиком, а после их установки необходимость в регулировщиках отпала. Вообще, сокращение численности аппаратов управления, замена их на технические средства – одна из главных задач усовершенствования структуры власти.

7.Интеллигенция и собственность.

Опыт построения социализма в СССР и других странах, принявших марксистскую идеологию, показал неэффективность государственной собственности на орудия и средства производства. Именно поэтому СССР проиграл историческую борьбу со странами капитализма, успешно доказавшими преимущества частной собственности. О причинах этого было сказано выше. Казалось бы, это обстоятельство навсегда ставит крест на идее социального равенства, идее социализма.

Однако, более детальное рассмотрение структуры частной собственности позволяет вновь вернуться к идее социализма, правда, на современном уровне.

Дело в том, что частная собственность имеет две части – с одной стороны это собственность на средства производства («бизнес – собственность»), с другой стороны это личная собственность, основное назначение которой – обеспечение комфортных условий жизни самого собственника. И если бизнес-собственность является активным инструментом в общественном производстве, то личная собственность никакого отношения к нему не имеет.

Ясно, что общество заинтересовано в том, чтобы развивалась и увеличивалась «бизнес-собственность». Что касается личной собственности, то в целом общество заинтересовано в том, чтобы она была для всех его членов одинаковой.

Одинаковым должна быть доступность к образованию, здравоохранению, жилью, питанию и т.п. Но это и есть социализм. Поэтому социальная система, к которой должна стремиться интеллигенция, и есть система равенства личной собственности.

Возникает вопрос, как ее достичь?

Во-первых, правильной налоговой политикой, что в общем – то и делается в тех европейских странах, которые позиционируют себя как социалистические.

Во-вторых, правильным выбором профессии частных собственников. Мы видим, что во многих случаях талантливые изобретатели, отказываясь от личных удобств, вкладывают практически все свои средства в продвижение своего детища. Ясно, что по мере развития интеллектуального общества таких собственников будет становиться все больше и больше.

В-третьих, развитие благотворительности, которое также должно быть поддержано государством. И главное – в обществе должно возникнуть психологическое стремление к самоограничению.

Естественное желание амбициозно выделиться из толпы должно проявляться не в виде невероятных форм одежды, обилия грандиозных вилл и яхт, а в ускорении производства новых товаров и технологий. Короче, в ярком проявлении разума.

8. Интеллигенция и будущее человечества.

Уже сейчас видно, что основными тенденциями развития человечества являются, во-первых, стирание граней между нациями и народами, во-вторых, выход и освоение космического пространства, в-третьих, применение все новых видов энергии, в-четвертых, создание технических средств интеллектуальной деятельности, искусственного интеллекта.

Современные средства связи, коммуникаций позволяют людям общаться, работать, торговать в любых уголках земного шара. Взаимно проникает их культура, нравы, обычаи.

Происходят глобальные миграционные процессы, вызванные не только отсталостью и низким уровнем жизни в ряде стран, но и происходящими в них вооруженными конфликтами. И хотя мигранты стремятся сохранить свои нравы и обычаи, объединяясь в кланы, происходит постепенная ассимиляция одних народов другими. Ясно, что все эти процессы ведут к стиранию граней между народами.

Особенно это касается языка. Различие в речи становится серьезным препятствием на пути интеллектуального развития всех людей.

В начале двадцатого века был изобретен универсальный язык межнационального общения – эсперанто. В его основу был положен латинский язык. Однако мода на его изучение прошла и трудно сказать, будет ли она восстановлена. Но то, что человечество постепенно движется по пути создания единого языка, это несомненно.

Несомненно, также и то, что процесс этот идет весьма драматично. Связано это с тем, что кроме языка, над каждым народом, как уже указывалось выше, тяготеет история, прошлое. И ни одному из них не хочется расстаться с ним. Так что процесс создания единой человеческой нации с одной стороны неизбежен, с другой – представляется сложным и драматичным.

К тому же в последние годы выявилась еще одна весьма примечательная тенденция в этом процессе.

Одно государство – Соединенные Штаты Америки – определилось, как сверхдержава, которая стремится создать это будущее глобальное общечеловеческое общество, основанное на его языке, культуре и нравах. При этом, разумеется, ни в коем случае не исключается включение других культур, особенностей речи и обычаев. Но центром, ядром формирования глобального мира должны, по замыслу адептов данной концепции, стать именно США.

Следует отметить, что они имеют для этого достаточно весомые основания. У них самая развитая и динамичная экономика, огромные достижения в науке и культуре, достаточно эффективная система формирования власти.

Но целый ряд стран, в первую очередь, Россия и Китай, не согласен с такой тенденцией. По их мнению, будущее глобальное общество должно основываться на многополярной основе, т.е. в формировании этого «завтра» должны на равноправной основе принимать участие несколько стран.

Какая из этих двух тенденций возобладает, покажет время. Но совершенно ясно, что те страны, которые хотят выступить в качестве ядер будущего глобального мира, должны обладать интеллектуальным потенциалом, ничуть не меньшим, нежели США.

И хотя развитие и создание как современной экономики, так и современного вооружения позволит этим странам чисто материально пытаться становиться также центрами формирования будущего глобального мира, все-таки решающим фактором для превращения в такие центры является уровень их общественного интеллекта.

Что касается освоения космоса, то и оно потребует объединения усилий всего человечества, хотя инстинкт соревновательности безусловно проявляется и будет проявляться. Здесь важна выработка правил взаимодействия сначала разных стран, а впоследствии, после возникновения глобального мира, различных фирм. Опасность для человечества здесь таится в соблазне использовать космическое пространство для всякого рода звездных войн и террористических актов.

По мере развития интеллекта будет возрастать потребность в различных видах упорядоченной энергии, необходимой для управления ноосферой.

В настоящее время основным источником такой энергии являются углеводороды – нефтепродукты и газ. Их применение для выработки управляемой человеком энергии вряд ли оправданно. Дело в том, что углеводороды – базовые вещества органических соединений. А эти последние по разнообразию получаемых продуктов не

сравнимы ни с какими другими веществами, известными людям. Сжигание углеводородов для получения управляемой энергии (в первую очередь электроэнергии) – самый неэффективный способ их использования. Поэтому следует ожидать, что по мере развития интеллекта использование углеводородов в качестве топлива будет сокращаться. Впрочем, оно будет сокращаться и просто по причине истощения их месторождений. Следовательно – будущее за другими источниками управляемой энергии. В настоящее время здесь наметились два направления – использование энергии ядерных реакций (атомная энергия) и так называемые возобновляемые источники (ветра, воды, солнца).

Из этих двух направлений наиболее перспективным представляется первое. Уже в настоящее время в европейских странах, включая Россию, примерно четверть всей вырабатываемой энергии получена на атомных электростанциях. Сообщается об атомных двигателях летательных аппаратов.

Надо полагать, что творческая мысль инженеров подарит человечеству еще много интересных идей – как в области атомной, так и в области так называемых возобновляемых источников энергии.

И, наконец, еще одна, может быть, важнейшая идея – создание искусственного интеллекта.

Новую, последнюю фазу развития интеллекта следует рассматривать как время совокупной мыслительной деятельности – мозга человека и искусственного интеллекта – работу технических, придуманных человеком орудий.

Говоря о проблеме создания искусственного интеллекта, следует подразделить ее на две задачи:

1) создание технических средств механизации работы головного моз­га или просто замены его процессором, осуществляющим все мно­гочисленные функции мышления;

2) разработка механического существа (робота, киборга), в который не только вложен «умный процессор», но имеющего органы чувств, ор­ганы движения и труда, орган членораздельной речи.

Решение первой задачи смыкается с еще более общей проблемой – будет ли создан в будущем искусственный интеллект, превосходящий естественный, т.е. интеллект человека?

Вторая задача менее философски значима, хотя потребует максимальных усилий инженеров в области как создания новых материалов, так и решения сложных конструкторских и схемотехнических решений.

Наука все более основательно осваивает алгоритмы работы че­ловеческого мозга, а наиболее передовая отрасль техники – электро­ника – создает все более компактные микропроцессоры, в единице объема которых сосредотачивается почти такое же количество про­стейших логических операций, как и в таком же объеме головного мозга. Уже сейчас калькуляторы и компьютеры гораздо быстрее лю­дей считают, причем довольно сложные многочлены, лучше многих студентов решают математические, физические, технические и другие естественнонаучные задачи. Как выяснилось недавно, даже в шахматы компьютеры играют не хуже чемпиона мира. Человек все большее ко­личество своих интеллектуальных проблем доверяет компьютерам. Возникла новая наука – эвристика, изучающая основные алгоритмы творческой деятельности. С другой стороны, выясняется, что какой бы сложной и непредсказуемой не казалась работа мозга, ее можно подразделить на отдельные операции, структуры операций и установить связи между ними. Даже влияние такого мало предсказуе­мого фактора, как эмоции, можно запрограммировать, т.е. перевести на язык работы автоматов.

У человека процесс осмысления информации находится под не­усыпным вниманием зон мозга, отвечающих за эмоциональное реаги­рование – чувства опасности, агрессивности, жажды, любви, состра­дания, сна и многих других. При необходимости эти чувства вмеши­ваются, прерывая размеренный процесс осмысления и побуждая чело­века к немедленному реагированию. Однозначной модели реакции че­ловека на внешние раздражители нет, но поиски, причем достаточно успешные, ведутся.

Наиболее сложной проблемой является алгоритмизация творче­ской деятельности человека. Тем не менее, и в этом направлении дос­тигнуты немалые результаты. Достаточно хорошо известны програм­мы по созданию музыкальных мелодий, стихотворных этюдов. Разра­ботаны программы, позволяющие на ЭВМ создавать новые техниче­ские конструкции.

Пожалуй, единственной особенностью работы мозга, которую вряд ли можно будет алгоритмизировать, является формирование це­ли деятельности. Хотелось бы пояснить, о чем идет речь, на примере игры в шахматы человека и компьютера. У человека есть цель выиг­рать, он радуется или расстраивается, в зависимости от результата игры. Компьютер лишь выполняет заложенную в нем программистом последовательность вычислений. Если она реализуется – компьютер выигрывает, то радуется не он, а заложивший в него программу че­ловек. Самому же компьютеру это все равно. Возникает вопрос – а сможет ли когда-нибудь человек заложить в процессор компьютера программу по выработке цели?

Ответ на этот вопрос вряд ли может быть однозначным. Ясно, что те цели, которые уже известны людям, можно заложить в память компьютера. Более того, можно найти обобщающийся алгоритм выра­ботки подобного рода целей. Но человек вырабатывает все новые и новые цели упорядочивания природы. Например, те, кто в двенадца­том веке пытались понять природу электромагнетизма, просто не могли ставить перед собой цель использовать электромагнитные волны как средство навигации для водителей машин или использо­вать мобильные телефоны для получения информации из Интернета.

Главным органом – генератором новых идей является внут­ренний мир, душа человека. О том, как она возникла и функционирует, сказано выше. Поэтому поставленный выше вопрос следует пере­иначить в такой – будет ли когда-нибудь создан компьютер, обла­дающий своей «душой», своим непрерывно функционирующим внут­ренним миром. Пока таких информационных программ не создано и ни одна фирма компьютерных программ даже не знает, как подойти к решению этой проблемы.

Вот почему, по крайней мере, в обозримом будущем, вряд ли появятся технические средства, способные осуществлять не только задания людей, но и самостоятельно формулировать задания такой же сложности, что и естественный интеллект.

Существует еще одна проблема, связанная с будущим искус­ственного интеллекта: сможет ли он воспроизводить устройства, се­бе подобные? Как, например, сам человек в состоянии воспроизводить себе подобных. Более, того, путем обучения интеллект последующих поколений существенно превосходит таковой предыдущих. Ответ на этот вопрос дает так называемая теорема фон Неймана. Ответ этот положительный.

И, наконец, еще одна проблема – нравственная. Будет ли созда­ваемый человеком искусственный интеллект продолжать, пусть со всякого рода извилинами и срывами, упорядочивать окружающую его природу, или найдется такой злонамеренный гений, который создаст всеразрушающий интеллект? Или еще один весьма печальный вари­ант развития – искусственный интеллект превратит всех людей в сво­их рабов, некое подобие домашних животных?

Наметившиеся в настоящее время тенденции в массовом ис­пользовании информационной техники позволяют достаточно прав­доподобно прогнозировать ответы на оба вопроса.

Действительно, находятся такие достаточно способные в про­граммировании люди, которые стремятся всячески противодейство­вать использованию компьютеров по их прямому назначению – су­щественно повышать возможности интеллекта в деле освоения при­роды. Поэтому, действительно, можно допустить создание всякого рода злодеев – киборгов, «терминаторов»  –  злодеев, стремящихся реа­лизовать конец света, ликвидацию цивилизации. Но, как известно, в противовес изобретателям всякого рода компьютерных «вирусов» создаются сверхсовершенные антивирусные, антихакерские и прочие «анти» лаборатории. Вот почему наиболее вероятным следует счи­тать такое развитие искусственного интеллекта, при котором он и дальше будет обеспечивать ускоренное развитие (упорядочивание) окружающего человека пространства.

Что касается второго вопроса – возможности подчинения аппа­ратами искусственного интеллекта человека, то и здесь наблюдаются весьма неблагоприятные для последнего тенденции. Разве мы не на­блюдаем сейчас, как многие люди, особенно молодые, находятся бук­вально в наркотической зависимости от компьютера или мобильного телефона? Что это, как не признак духовного порабощения естест­венного, человеческого интеллекта искусственным интеллектом? Но нельзя не отметить и другой, противоположной тенденции – люди с сильной волей стремятся, наоборот, все более и более подчинить себе созданный ими самими интеллект.

Поэтому и здесь в будущем следует ожидать поляризацию двух противоположных тенденций – явного порабощения, подавления воли одних людей искусственным интеллектом и развития (надо полагать и численного умножения) людей, способных, наоборот, пре­вращать аппараты искусственного интеллекта в своих эффективных помощников.

Исходя из сказанного, можно с полной уверенностью утверждать, что создание искусственного интеллекта технически возможно, а концептуально неизбежно, так как обеспечивает скачок развития природы на качественно новый уровень. Однако его существование без интеллекта человека – формирователя цели деятельности – невозможно так же, как самого человека – без живой природы.

9. Интеллект и ноосфера.

Наружные слои Земли, преобразованные в результате деятель­ности социальных систем и управляемые ими, именуются ноосферой. Иногда её именуют “мыслящей” оболочкой земного шара, техно­сферой, антропосферой и социосферой. Ноосфера – это сложная, ди­намично развивающаяся система. Её фундаментом является биосфера. Именно её в первую очередь структурирует, упорядочивает человек.

В последние годы человек вышел за пределы непосредственно земной оболочки и начал включать в ноосферу окружающее её кос­мическое пространство.

Представляется, что ноосфера, как единый, хотя и очень слож­ный объект природы, только формируется. Во всяком случае, пока не прослеживаются внутренние обратные связи, которые бы обеспечива­ли устойчивое её развитие. Создавая объекты гармонии с высокой плотностью информации, человек неизбежно должен в ещё большей степени наращивать энтропию, т.е. разрушать биосферу. Очевидно, должна возникнуть естественная, природная, не зависящая от воли конкретных людей обратная связь, которая бы поддерживала баланс создаваемой гармонии и вносимого тем самым в природу хаоса. От­сутствие перманентного, непрерывного механизма сохранения такого баланса чревато возникновением скачкообразного, катастрофического выравнивания возможности биосферы и гипертрофированно вырос­шей ноосферы. Признаками наступающей катастрофы являются:

* наступление так называемого “парникового эффекта” вследст­вие повышения процентного содержания диоксида углерода в атмо­сфере и резкого возрастания потребления тепловой энергии из мине­рального сырья;

* разрушение озонового слоя, защищающего всю биосферу от ультрафиолетового облучения;

* ликвидация многочисленных популяций животных и растений, приводящая к нарушению структуры биосферы;

* возникновение огромных пространств суши, гидросферы и да­же близлежащего космоса, захламленных отходами промышленной и военной деятельности людей.

Пока не ясно, как сформируется система обратной связи – соз­нательно, т.е. будет изобретена и осуществлена людьми, как некий объект социальной системы, – или бессознательно, путём развития естественного инстинкта самосохранения (т.е. так же, как бессозна­тельно возник рынок или государство). Однако совершенно очевидны механизмы действия этой системы. Во-первых, ясно, что люди фор­мируют гармонию чрезвычайно неэкономично.

Термодинамический эквивалент информации составляет

10-23[Дж/0К]. Это значит, что электростанция в 1 млн.кВт (обычная ТЭЦ) при температуре порядка 200С (293°К) каждую секунду вырабатывает 1029 байт информации. Однако практически используется лишь незначительная доля – дай бог, несколько мегабайт (106…107 байт). Как видим, человек может в миллионы и миллиарды раз увеличить объём создаваемого порядка без существенного повышения потребле­ния тепловой энергии. Это путь создания так называемых интеллекту­альных технологий. (Кстати, сам человек потребляет мощность по­рядка 150 Вт — 3000 ккал/сутки, – что соответствует при температуре 36,6°С информации 105∙1020 байт/с.). Во-вторых, обществу придётся научиться выводить все отходы за пределы земной атмосферы (так называемые безотходные технологии). Ясно, что безотходных техноло­гий не бывает, так как всякое увеличение порядка (информа­ции) сопровождается ещё большим увеличением хаоса (энтропии).

В-третьих, закрепить все объекты природы за хозяевами, защитив их тем самым от хищнического истребления.

Возможно, возникающие сейчас стихийно общественные тече­ния и законодательно формируемые государственные природоохран­ные организации и являются зародышами возникающей структуры ноосферы. Ясно одно, что без такой структуры развитие человечества будет сопровождаться болезненными (а может быть и губительными) катастрофами.

Роль хозяина в правильном использовании потребляемых обще­ством ценностей можно обосновать на таком примере. Как извест­но, сжигая определенное количество топлива, мы одновременно ис­пользуем гораздо большее количество кислорода воздуха. Так, на 1кг угля при его полном сгорании затрачивается 2,7кг кислорода воздуха (у углеводородов это отношение еще больше). Однако потребитель платит только за уголь, а кислород достается ему даром. Главная причина этого парадоксального явления – отсут­ствие у этого товара хозяина. В конечном счете, это приводит к не­исчислимым экологическим проблемам. Только тогда, когда в обще­стве будет выработан механизм строгой оплаты тех, кто занят воспроизводством кислорода (а заодно и воды, и других “бесплат­ных” естественных ресурсов), только тогда экологические проблемы перестанут быть политической спекуляцией и будут серьезно ре­шаемыми.

И, наконец, в-четвёртых: ноосфера является вершиной длительной эволюции Земли, как неравновесной системы. И как у всякой неравновесной системы, время её устойчивого существования ограничено. Уже сейчас можно оценить эту границу.

Напомним, что основным источником энергии этой системы яв­ляется Солнце. 1 м2 поверхности нашей планеты поступает 1010 Дж солнечной энергии в год. Это соответствует потоку информации 3∙1030 байт/м2 в год. Всего, таким обра­зом, поток информации в год на всю поверхность Земли составляет 1,2∙1045байт. Даже, если учесть, что за 4,5 млрд. лет существования Земли на её наружной оболочке накопилось 5∙1054байт информации, которая частично используется людьми в виде добычи полезных ис­копаемых, всё равно это ограничивает их возможности в деле созда­ния всё более усложняющихся технических устройств. Пока челове­чество весьма далеко от приведенных выше пределов информации, которой оно может располагать. Однако, учитывая, что производство создаваемой этими техническими средствами информации и рост чис­ленности самого человечества возрастает в геометрической прогрес­сии, надеяться, что до момента завершения развития ноосферы нам отпущен весьма продолжительный отрезок времени, не приходится.

Поэтому на интеллект ложится еще одна задача – обеспечить время жизни человечества на как можно больший срок.

Вот почему вместе с А.С. Пушкиным хочется воскликнуть:

Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Манифест коммунистической партии, Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, т.4, стр.410-469,1981 г.
  2. Фрейд З.Человек по имени Моисей и монотеистическая религия, М.- Наука,1993 г.
  3. Шапиро С.В. Интроника,LAP Lambert, Academic Publishing, Saarbruken, Deutschland? 2012 г.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шапиро Семен Вольфович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация