Изучение самооценки в младшем школьном возрасте считается одной из наиболее актуальных проблем в современной психологической науке. Труды таких психологов и педагогов, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божкович, А. И. Липкина, А. Н. Леонтьев, С. С. Рубинштейн и многих других посвящены исследованию данной проблемы. Вопросы ее структуры, функций, формирования рассматривались в работах Б. Г. Ананьев, которой в свою очередь выделил в структуре самооценки три характеристики: индивидные, личностные и субъект-деятельностные [1, с. 134].
Большинство из ученых (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. С. Мухина) трактуют самооценку как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; как личный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития. Самооценка считается системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека и уровень его притязаний. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизненный процесс человека. Иными словами, самооценка во многом характеризует динамику и направленность развития личности.
Неправильная самооценка приводит к внушительным личностным и коммуникативным проблемам. Умение адекватного оценивания себя закладывается в раннем возрасте, а развитие и усовершенствование его происходит на протяжении всей жизни человека.
Младший школьный возраст – является начальным периодом осознания ребенком себя, своих мотивов и потребностей в мире взаимоотношений. В школьном возрасте ребенок начинает понимать и осознавать факт своего существования. По этой причине важно в данный промежуток времени заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Завышенная самооценка, как и заниженная, согласно суждениям многих ученых, требует максимально пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Завышенная самооценка сказывается, как и положительно, проявляясь в уверенности субъекта, также оказывает и негативное влияние, при котором прослеживается повышенный эгоизм, переоценка собственного я и негативному отношению к точке зрения окружающих [3, с. 298].
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других.
Ярко выраженной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность к “уходу в себя”, поиски своих слабостей и сосредоточение на них своего внимания. Нормальному развитию им мешает их повышенная самокритичность и неуверенность в себе. Такие дети ждут только неудачи во всех своих начинаниях, они тревожны, застенчивы и очень ранимы [4, с. 162].
Преподавателю можно рекомендовать переключить внимание детей с заниженной самооценкой с самого себя на какое-либо занятие. Можно создать ситуацию успеха в той сфере, где ребенок чувствует себя наиболее уверенно. Эффективно будет создать ее во внеклассной работе, где ребенок не так сильно боится потерпеть неудачу, а успех будет виден всему коллективу. Организовывая такую специальную деятельность вокруг интереса ребенка, повышается его статус. В дальнейшем, по мере роста уверенности в себе, этот статус будет помогать ребенку и в других сферах, тем самым повышая его самооценку [4, с. 163].
Дети, имеющие завышенную самооценку, часто переоценивают свои возможности, качества личности и результаты деятельности. Они склонны к выбору непосильных задач. После неуспеха обычно настаивают на своем или переключаются на более легкую задачу. Такие дети не всегда много хвалят себя, но всегда критичны к другим. Снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность — это главные черты личности, которые формируются у детей с завышенной самооценкой [4, с. 161].
Поэтому очень важно следить за формированием самооценки и сопровождать ее развитие на первоначальных этапах.
Впервые термин “сопровождение” появился в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой в коллаборации со словом “развитие” – “сопровождение развития”. Проблемы психолого-педагогического сопровождения и его содержание раскрыли в своих работах М. Р. Битянова, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газма, И. В. Дубровина, В. И. Слободчиков и другие.
Проведя анализ современной научной литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения сделан вывод, что у исследователей еще не сложилось единое представление о методологическом подходе к сущности данного процесса [5, с. 57].
Битянова Р. М. рассматривает понятие психолого-педагогического сопровождения как всю систему деятельности специалистов, а Глуханюк Н. С. как общий метод работы [5, с 57].
Казакова Е В. понимает психолого-педагогическое сопровождение как мультидисциплинарный метод, который обеспечен единым усилием педагогов, психологов, социальных и медицинских работников [5, с. 58].
В исследованиях Овчаровой Р. В. можно понять психолого-педагогическое сопровождение как одно из направлений и технологию профессиональной деятельности психолога и педагога образовательного учреждения [5, с.58].
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития самооценки в младшем школьном возрасте подразумевает учет специфики детского возраста, а именно учета новой позиции – позиции ученика, нового психического новообразования – рефлексии, которым ребенок только начинает овладевать. Факторами развития самооценки выступают: мнение родителей и стиль домашнего воспитания; оценка учителя; оценка одноклассников; собственный жизненный опыт [5, с. 58].
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития самооценки у детей младшего школьного возраста предполагает несколько направлений формирования адекватной самооценки, основывающихся на специфических моментах индивидуально-личностного развития. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития самооценки у детей в младшем школьном возрасте реализуется с помощью специальной программы коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование или коррекцию адекватного оценивания себя и других.
Исследование самооценки в младшем школьном возрасте проводилось на базе МБОУ ЦО №15 (СШ. №15) г. Тулы. В диагностике принимали участие учащиеся 3 «Б» класса (22 человека), возраст которых 9-10 лет. Разрешение родителей было получено.
Для изучения самооценки в младшем школьном возрасте были использованы следующие психодиагностические методики:
- Методика исследования самооценки Т. Дембо-С. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан;
- Методика “Лесенка” В. Г. Щур;
- Методика “Изучение общей самооценки” Г. Н. Казанцева;
- Методика “Какой я?” Модификация О. С. Богдановой.
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:
- Большинство испытуемых (45%) имеют средний (адекватный) уровень самооценки. Эти дети самостоятельны, адекватно реагируют на критику. Выбирают задачи, соответствующие своим способностям.
- Высокий уровень самооценки обнаружен у 32% респондентов. У 14% из которых уровень самооценки достигает максимально высокого уровня. Такие дети склонны к переоценке своих возможностей, результатов деятельности и личностных качеств. Остро реагируют на критику, эгоцентричны, критичны по отношению к другим.
- 23% испытуемых имеют низкий уровень самооценки. Они не уверены в себе, склонны к ранимости, тревожности и застенчивости.
На основании анализа результатов проведенного исследования и психологической литературы по проблеме исследования нами были разработаны рекомендации для родителей и педагогов, с целью эффективного развития самооценки у детей младшего школьного возраста.
Рекомендации родителям.
Чтобы не навредить самооценке ребенка, родители должны:
- Воздержаться от негативных оценок личности ребенка и его качеств характера.
- Критиковать только неверное действие или ошибочный, непродуманный поступок.
- Следует разделять оценку поступков ребенка от его личности. Критикуйте сам поступок, а не ребенка.
- Оценивать ребенка нужно не всегда. Стоит давать ему получать удовольствие от жизни, игры, учебы.
- Помните, что у ребенка не бывает завышенной самооценки, есть только адекватная самооценка и компенсация собственной неуверенности.
- Следует помнить, что на ребенка не стоит вешать ярлыки. Любите его за то, что он есть, а не за то, какой он сегодня хороший.
- Не забывайте, что негативные оценки мешают развитию ребенка и формируют в нем комплекс неполноценности, который, в свою очередь, неадекватную, заниженную самооценку.
- Как можно чаще поощряйте ребенка, даже при минимальных успехах, даже при их отсутствии. Хвалите его за старания.
- Как можно чаще нужно устраивать совместную деятельность с ребенком: гулять, играть, ходить в театры, выставки и т.п. Старайтесь преследовать принцип равенства и сотрудничества.
Рекомендации педагогам.
- Стимуляция и направление учебно-познавательной деятельности – главная цель оценки.
- Педагог дает содержательную оценку работе младшего школьника, тем самым, не завершая учебно-познавательный процесс, а сопровождая его на всех ступенях.
- Рекомендуется возвращать все работы ученикам, при этом отмечая все достоинства и недостатки, высказывая мнение об оценке.
- Предоставлять возможность ученику с заниженной самооценкой помогать слабоуспевающему ребенку.
- Рекомендуется включать ситуации, которые способствуют актуализации самооценки ребенка. Ситуации, которые смогут ставить перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон.
- Следует ввести тетрадь, в которой учащиеся смогут согласно специальной схеме делать записи, анализировать и оценивать работу на уроке, отмечая сложные моменты в работе, а также степень усвоения материала и уровень его сложности.
- Приветствуется самостоятельная оценка детьми своих классных и домашних заданий до того, как они отдадут их на проверку. Важно обсуждать несовпадение оценок вместе. Разбирать основания выставления оценок самими детьми и учителем.
- Необходимо хвалить ребенка в процессе работы, имеющего заниженную самооценку.
Библиографический список
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2. М, 2009. – 134 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М, 2009. – 167с.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М, 2001. – 298 с.
- Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. М, 1984. – 161-163 с.
- Нассибулина А Д. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Научно-методически электронный журнал “Концепт”. 2016, с. 57-58. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56326.htm.