УДК 37.013

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мещерякова Ирина Николаевна1, Москалева Юлия Анатольевна2
1Университетский колледж, Оренбургский государственный университет, кандидат педагогических наук, преподаватель
2Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава России, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории Отечества

Аннотация
В данной статье авторы представляют результаты формирующего эксперимента исследования развития познавательной активности студентов в аспекте изучения общеобразовательной дисциплины «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» в условиях информатизации обучения. В статье представлены этапы реализации эксперимента с краткой характеристикой результатов, подтверждающих эффективность заявленных педагогических условий. Данная статья будет интересна преподавателям, занимающимся проблемами развития познавательной активности обучающихся в условиях информатизации обучения.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мещерякова И.Н., Москалева Ю.А. Опыт развития познавательной активности обучающегося на уроках математики // Психология, социология и педагогика. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/06/8617 (дата обращения: 05.11.2023).

Процесс развития познава­тель­ной активности обучающегося  в условиях информатизации обучения – это слож­ный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, который целесообразно организовать поэтапно. Формирующая часть ис­следования состояла из таких  этапов как ориентации, освоения и присвоения.

Этап ориентации представлял собой теоретическую подготовку обучающихся и педагогов в рамках исследования вопросов развития познавательной активности обучающегося в условиях информатизации обучения (проведение серии методических семинаров).

Содержание этапа освоения состояло в апробации педагогических условий, способствующих эффек­тивному развитию познавательной активности обучающегося в условиях информатизации обучения (проведение практикума).

На этапе присвоения происходила апробация способов и форм организации педагогического процесса, направленных на развитие познавательной активности обучающегося в условиях информатизации обучения.

Каждый из этапов включал целеполагание, содержание деятельности, способы, результат и оценку результата.

Рассмотрим более подробно опыт реализации каждого из этих этапов.

На этапе ориентации, то есть в процессе теоретической подготовки, про­водились беседы, выступления на заседаниях предметно-цикловой комиссии математических дисциплин, выступления на конфе­ренциях и педсоветах, семинар-практикум по ИКТ для педагогов колледжа, методические семинары под общим названием «Возможности информатизации обучения в развитии познавательной активности обучающегося».

Семинар-практикум и методические семинары построены на материалах по проблемам информатизации обучения, организации образовательного процесса, направленного на развитие познавательной активности обучающегося. Отбор содержания семинаров проводился с опорой на принцип системности, в связи с чем, в рамках семинаров рассматривался такой позитивный опыт использования ИКТ как опыт понимания и решения психолого-педагогических проблем, связанных с организацией обучения на базе ИКТ с позиций развития познава­тельной активности личности обучающегося. [1]

Детерминантами, определившими структуру содержания обучения на семинарах, явились знания информационные, знания о структуре и процессе информатизации обучения, знания нормативной документации, предъявляющей требования к выпускнику образовательной организации; опыт обучения овладению ИКТ-компетентностью; реализация принципа движения от теории к практике, от рассмотре­ния изучаемой реальности (соответственно ее специфическим сторонам) к конкретным видам деятельности.

Материал семинаров заинтересовал не только обучающихся, но и преподава­телей. На занятиях присутствовали преподаватели предметно-цикловой комиссии математических дисциплин и других предметно-цикловых комиссий колледжа, в результате педагоги стали чаще ис­пользовать информационно-коммуникационные технологии на занятиях в каче­стве мощного средства обучения с применением авторских слайд-фильмов по различным предметам, созданных в соответствии с основными методическими, эргономическими и эстетическими требованиями.

На этапе освоения проходила апробация выявленных педагогических условий эффективного функционирования структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения:

  • формирование готовности студента к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности,
  • диалогичность обучения в системе Студент – Информационно-коммуникационных технологии – Педагог,
  • реализация ситуационного обучения. [2]

Формировании готовности студента к использованию информаци­онно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности на занятиях по дисциплине «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия», прежде всего очень важно было оп­ределить внутренние потребности обучаемых на основе изучения мотивов, которыми руководствуются студенты, принимая или отвергая использование предлагаемых педагогом технологий, не менее важно определение отношения студентов к учебно-познавательной деятельности на базе информационно-коммуникационных технологий.

Следующий шаг – формирование мотивации и адекватного отношения к использованию информационных и коммуникационных технологий. Студенты убеждаются в том, что применение данных технологий, наряду с решением задач учебно-воспитательного процесса на занятиях по дисциплине «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия», позволяет в той или иной степени удовлетворить их внутренние потребности.

Развитие положительной мотивации и формирование адекватного отношения к учебно-познавательной деятельности на базе ИКТ потребовало создание обстановки «познания с применением информационно-коммуникационных технологий». При этом «познание с применением информационно-коммуникационных технологий» – это формирование и развитие у обучающегося отношения к собственной познавательной деятельности с использованием ЭВМ как ценности (развитие эмоционально-волевого компонента познавательной активности в условиях информатизации обучения) [2]. Важнейшим условием реализации данной идеи явилось формирование эффективной системы поощрений студентов, проявляющих познавательную активность и добивающихся положительных результатов. Система поощрений включала в себя как моральные, так и материальные стимулы: внутригрупповые, внутриколледжные, межколледжные (городские), областные и всероссийские конкурсы, выставки проектов, олимпиады по математике.

Специально организованный учебно-воспитательный процесс, направленный на реализацию познавательной активности студента с применением средств информационно-коммуникационных технологий, устанавливает требование концентрации внимания на базовых и познавательно значимых умениях решения разнообразных ситуаций на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий. В рамках реализации педагогических условий были использованы такие виды ситуаций, как: ситуации выбора, поисковые ситуации, ситуации решения открытых заданий, ситуации принятия решения [2].

На этапе присвоения происходило развитие мотивационного, содержательно-процессуального и эмоционально-волевого компонентов познавательной активности студента в рамках занятий творческой лаборатории  «В мире информационных технологий: электронное обучение», в ходе осуществления проектной деятельности, а так же на занятиях дисциплины «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия».

При применении проектов в обучении было замечено, что сила стимула цели увеличивается, если он действует в комплексе со стимулом действия на основе использования информационных и коммуникационных технологий, напряжение и интерес к познанию с применением средств ИКТ повышаются, при этом мобилизуются нравственно-волевые усилия, направленные на достижение образовательной цели, что свидетельствует о развитии мотивационного и эмоционально-волевого компонентов познавательной активности обучающегося в условиях информатизации обучения.

Кроме того, на занятиях был использован принцип нелинейности занятия [2]. Применение информационных и коммуникационных технологий позволило использовать как индивидуальное программирование (разветвленную программу закрепления), так и специально организованную групповую дифференциацию, что позволило перевести внутреннюю познавательную активность студента во внешнюю и реализовать ее в учебно-познавательной деятельности, тем самым развивая познавательную активность студента в условиях информатизации обучения.

Часть студентов выполняла индивидуальные проекты. Метод проектов позволял предъявлять студентам учебный материал в соответствии с указаниями студента о тематике этого материала и способе работы с ним. Студенту предоставлялся доступ к формализованной структуре учебного ма­териала и средствам управления работой с этим материалом, а также воз­можность получения указаний об оптимальном способе выполнения этой работы, исходя из необходимости достижения студентами конечной цели обучения.

Например, группа студентов первого курса (Мария М., Виктория Б., Динара А.) создали проект «Энциклопедия «Математика в лицах»», Валентин М. разрабатывал проект по геометрии «Альбом разверток Платоновых тел», также группой студентов был подготовлен проект «Математическая игротека» (Дарья С., Виктория М, Виолетта К., Екатерина К.), который принял участие в колледжной выставке «Свой мир мы строим сами».

Таким образом, в результате анализа процесса формирующего экспе­римента можно сделать вывод о наличии положительной тенденции в развитии познавательной активности студента в условиях информатизации обуче­ния.


Библиографический список
  1. Возможности электронного обучения в развитии познавательной активности студента: учебно-методическое пособие/ И.Н. Мещерякова /. – М.: ФЛИНТА, 2014. –. 63 с.
  2. Развитие познавательной активности студента в условиях информатизации обучения / И.Н. Мещерякова, Н.М. Михайлова. — М.: ФЛИНТА, 2016. —209 с.


Все статьи автора «Мещерякова Ирина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: