УДК 37

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» В ДОУ

Бахолдина Валентина Владимировна
МБДОУ детский сад №1 комбинированного вида г. Одинцово
воспитатель, педагог дополнительного образования

Аннотация
Современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. Новейшие технологии кардинально изменили образ жизни наших детей и их интересы. Что же делать взрослым? Развивать. Отдавать в секции и кружки дополнительного образования. А дошкольным организациям? Создавать условия для развития творческой личности.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бахолдина В.В. Организация творческой мастерской «Волшебный сундучок» в ДОУ // Психология, социология и педагогика. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/08/8640 (дата обращения: 28.10.2023).

Жизнь детей XXI века становится все интереснее и сложнее. И она требует от них не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Дошкольный возраст – это неповторимая, яркая страница в жизни каждой личности, так как в данный период начинается процесс социализации, а также устанавливается связь ребенка со многими ведущими сферами бытия, такими как предметный мир и мир людей. Психологические и педагогические исследования А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина показывают, что в дошкольном возрасте определяются черты его характера и усваиваются этические нормы поведения, определяющие дальнейшее эмоциональное развитие ребенка. В данном возрасте закладывается фундамент не только здоровья физического, но и психического. Поэтому очень важно развивать творческую активность ребенка именно в этом  возрасте.

Анализ учебной и учебно-методической литературы показал, что в современным дошкольникам уделяется недостаточное внимание на развитие творческой активности и воображения,  в связи с этим можно сделать соответствующие выводы:

  •  в образовательном учреждении не развито дополнительное образование;
  •  не достаточная подготовка кадров;
  •  не знание, особенностей организации творческих мастерских. 

Методические рекомендации для учителя по созданию творческой мастерской

Творческая мастерская художественно-эстетической направленности «Волшебный сундучок» – это добровольное объединение любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства и творчества, основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию дошкольников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей.

Дошкольный возраст является сенситивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование  нетрадиционных методов и приемов.

Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, – помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс – это невероятное чудо, воспитанники раскрывают свои индивидуальные способности и испытывают радость, которую им доставляет процесс создания и дальнейшее созидание получившегося результата. В творческой мастерской они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что их ошибки – это всего лишь шаги к достижению поставленной цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех моментах их жизни.

Важно помнить, что очень многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

При организации творческой мастерской  необходимо иметь в виду, что творческая  работа в коллективах должна предусматривать:

- проведение учебных занятий, организацию выставок, подготовку конкурсных работ;

-    мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы;

- добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу коллектива учреждения;

-  проведение не реже одного раза в квартал и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы;

- накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива (планы, журналы, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, и т.д.) и творческой работы.

Занятия должны проводиться не менее 2 учебных часов в неделю. Учебный час составляет не более 30 минут, в зависимости от возраста.

Организационные вопросы являются чрезвычайно важными в работе творческой мастерской. Организаторская работа должна охватывать вопросы, связанные с созданием коллектива, его внутренней организацией и деятельностью. Важнейшими из них являются вопросы по созданию материальной базы, методики создания коллектива, системы занятий, планирования работы, ее учета и др.

Непосредственной организацией коллективов и кружков занимается администрация  образовательного учреждения, прежде изучив потребности и интересы обучающихся, учитывает свои финансовые возможности, материально-техническую базу. Материальную базу составляют средства на оплату руководителя, помещение для занятий коллектива, специально оборудованное, инструменты, материалы для работы и др. Помещение, в котором занимается коллектив, должно отвечать ряду требований: размеру (количество квадратных метров) и объему (кубатуре) соответствовать численному составу коллектива, иметь достаточное освещение, хорошую вентиляцию и содержаться в чистоте. Комната, предназначенная для занятий коллектива, должна быть соответствующим образом оборудована мебелью, необходимым инвентарем, инструментами, электрическими приборами и учитывать анатомическо-физиологические особенности возрастной группы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и поставленными творческими задачами.

Наличие квалифицированного педагога  является необходимым условием эффективной работы творческой мастерской. Целевая направленность деятельности творческого коллектива определяет всю систему его работы. Педагог, приступающий к организации творческой мастерской, должен иметь правильное представление о целях и задачах.

Создание творческой  мастерской – сложный и трудоемкий  процесс. Он включает в себя ряд моментов:

  • предварительное рассмотрение вопросов, связанных с созданием коллектива;
  • привлечение участников в  творческий коллектив и укомплектование его состава;
  • первая встреча педагога с новым коллективом;
  • мониторинг определенных способностей у вступающих в коллектив на начальном  и завершающем уровне.

Необходимо провести родительское собрание для предварительного обсуждения текущих вопросов, в котором приняли бы участие все заинтересованные лица (родители, обучающиеся, педагоги дополнительного образования). Не мало, важно, обсудить вопросы о художественно-исполнительском направлении создаваемого коллектива, о материальной основе, о системе занятий, демонстрация работ детей предыдущего выпуска.

И от того, как пройдет предварительное собрание коллектива, и какое впечатление останется у желающих записаться, во многом зависит успех дальнейшей работы. Что обязывает, администрацию образовательного учреждения  и руководителя будущего коллектива подготовиться к  последующим встречам. Последующее собрание должно носить форму организационного характера, где обсуждаются вопросы объединения коллектива, расписания занятий, в соответствии с пожеланиями большинства и возрастом участников.

Следующий этап в организации творческой мастерской – это работа по тематическому планированию творческой деятельности коллектива. План необходим для четкой, систематической организации учебно-творческой работы, распределения возможности и времени, определения перспективы в работе. Планы бывают: поурочные, месячные, календарные, годовые. При составлении плана работы необходимо учитывать общие требования к работе образовательной организации, крупные события, знаменательные даты и др.

В работе творческих мастерских правильная организация учета имеет такое же большое значение, как и в любой другой профессиональной деятельности. Правильная постановка учета дает возможность адекватно оценить работу руководителя коллектива, самого коллектива. Можно сделать анализ проделанной работы, оценить достигнутые успехи, вскрыть причины ошибок.

Учет посещения занятий в мастерской имеет организационно-дисциплинирующее значение и в то же время определяет фактическое количество занимающихся в кружке, что имеет особое значение, если кружок платный.

Приобщение ребенка к миру искусства открывает перед ним двери в постижении богатства и красоты окружающего мира, развивает у него потребность не только в созерцании мира, но и в активном его познании и  преобразовании.

В работах Дж. Гетцельса, Р. Джексона, П. Торренса, К. Тейлора, Ф. Баррона, Дж. Фостера, П. Джоунса и других предоставлен ряд принципов, форм, методов работы с детьми по развитию креативности. Чтобы не мешать проявлению творческих способностей, а, наоборот, стимулировать их развитие, педагог должен создавать такие дидактические условия, в которых способность к творчеству играет ведущую роль.

Благоприятными условиями для развития способностей в творческой мастерской являются [9, с.136]:

•        глубокое знание индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся;

•        признание  системы ценностей, приоритета творческой деятельности;

•        творческий климат;

•        решение творческих задач;

•        организация самостоятельной деятельности;

•        индивидуальный подход к детям;

•        наличие дифференцированного обучения.

Педагог должен [9, с.139-141]:

1.      Предоставить возможности для творческого поведения. В творческой деятельности детям нужна помощь взрослых. При этом важен безоценочный климат отношений, так как негативные оценки тормозят творчество, вызывают страх перед ответом, чувство стыда и даже утрату индивидуальности. Следовательно, во время занятий исключена и недопустима всякая критика личности и деятельности детей.

2.      Развивать у детей умение творческого учения. Сам процесс обучения должен носить проблемно-поисковый характер, необходимо уделить внимание формированию у детей привычки, потребности радоваться труду, познанию. Трудолюбие и дисциплина – неизменные спутники творчества. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант – это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду. Большую роль в развитии творческих способностей играют интересы, то есть заинтересованность содержанием какой-нибудь области знаний или деятельности. Следовательно, занятия должны быть интересными, «живыми», в противоположность скучным и однообразным.

3.      Поощрять творческие достижения, при этом особо отмечая особые успехи детей, поощряя их попытки опереться на свой опыт. Ни в коем случае нельзя сопоставлять успехи и неуспехи одного ребенка с результатами деятельности других детей – это сравнение унижает детей. Успехи предшкольника принято сравнивать только с его же успехами. Главное – добиться того, чтобы ребенок испытывал радость от хорошо сделанного дела, это должно стать источником удовлетворения. Поэтому непременным условием проведения занятия является положительная поддержка личности каждого ребенка. Любой идеей ребенка педагог  должен восхищаться, одобрять. Также необходимо сформировать достаточно высокую самооценку у детей, стремясь при этом перевести фокус «с себя на цель».

4.      Обеспечить непрерывность творческого развития, включая детей в  разнообразные виды деятельности во время классных и внеурочных занятий.

Необходимо стремиться к созданию динамики роста детей. Наладить творческие взаимоотношения с детьми. Наиболее сильным фактором, препятствующим творчеству, является несимпатичный учитель, который саркастически относится к творческим детям. Для того чтобы развивать творческие способности своих учеников, педагог прежде всего сам должен быть творческой личностью, видеть потенциальные творческие способности в каждом ребенке, внимательно реагировать на все проявления творческой активности.

Практика подтвердила, что перечисленные выше дидактические условия развития творческих способностей обеспечивают педагогу возможность дать детям тот необходимый творческий импульс, без которого нет, и не может быть, подлинно гуманитарного образования и полноценного мировоззрения.


Библиографический список
  1. Боно Э. Нестандартное мышление. – М.: Попурри, 2013 – 272 с.
  2. Боно Э. Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 172 с.
  3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: АСТ. 2011.– 672 с.
  4. Виноградова  Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова,  Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2013. – 510 c.
  5. Выготский  Л.С. Психология искусства – СПб.: Питер СПб, 2017. – 320 с.
  6. Галигузова  Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c.
  7. Галямова Э.М. Достижение метапредметных результатов на уроках технологии  / Журнал “Начальная школа” №8/ 2014 – с. 73-79.
  8. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 508 с.
  9. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2016. – 256 c.


Все статьи автора «Бахолдина Валентина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: