УДК 159.99

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Короткова Наталья Валерьевна
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет»
аспирант кафедры общей психологии и истории психологии

Аннотация
В статье проводится обзор многогранности трактовок понятий историческое и патриотическое сознание личности, анализируется современное состояние разработанности проблем истерического и патриотического сознания с позиции социо-гуманитарных наук, рассматриваются перспективы эмпирического изучения исторического и патриотического сознания личности в психологии.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Короткова Н.В. Проблемы и перспективы эмпирического изучения исторического и патриотического сознания личности // Психология, социология и педагогика. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/09/8658 (дата обращения: 01.10.2018).

В современной социо-гуманитарной научной литературе широко рассматривается проблематика исторического и патриотического сознания личности, выраженности их характеристик, формирования исторического и патриотического сознания, предложены воспитательные программы по их развитию и формированию. Но, несмотря на актуальность и достаточно широкое освещение данной проблематики в современной научной литературе эмпирических исследований (в противовес теоретическим) в этой области не так уж и много.

В этой связи, актуальным представляется эмпирическое изучение исторического и патриотического сознания на основе ее отдельных компонентов, которые выполняют системообразующую функцию в структуре исторического и патриотического сознания личности. Такими компонентами являются: когнитивный (познавательный), эмоциональный (чувства, отношение), поведенческий (деятельность, поведение), которые основаны на использование исходной теоретико-концептуальной основы в виде модели исторического и патриотического сознания предложенной В. А. Кольцовой,             Ю. Н. Олейником [1, с. 9] в которой, историческое сознание выступает как многоуровневое образование, имеющее совокупность взаимосвязанных референтов:

- историческое познание – как познавательное отношение к исторической реальности;

- историческое знание – как результат исторического знания;

- исторические чувства, которые являются ценностно-психологическим аспектом исторического сознания и отражающие эмоционально-ценностное отношение к истории;

- историческое поведение, рассматриваемое как действенный компонент исторического сознания.

Структуру исторического сознания, его компонентов и объектов можно представить в виде таблицы (Таблица 1).

Таблица 1. Структура исторического сознания с учетом его объектов и компонентов

Компоненты

исторического сознания

Объект исторического сознания

историческое прошлое связь прошлого с настоящим и будущим отношения преемственности, складывающиеся между поколениями в процессе производства духовной и материальной жизни
историческое познание как познавательное отношение к исторической реальности
историческое знание как результат исторического познания
исторические чувства являющиеся ценностно-психологическим аспектом исторического сознания
историческое поведение как действенный компонент исторического сознания

Остановимся на рассмотрении компонентов и индикаторов (объектов) патриотического сознания в качестве исходного теоретического базиса выступает модель патриотического сознания, построенная на основании идей  В. А. Кольцовой, В. А. Сосниным. Компонентами патриотического сознания выступают: когнитивный (знания), эмотивный (отношения) и  поведенческий (действия) компоненты, и включают в себя по четыре индикатора (объекта) характеризующие основные сферы жизни современного общества. Их можно рассматривать, одновременно, и как объекты патриотического сознания. К таким индикаторам были отнесены:

- природный мир (ландшафт, флора и фауна страны и т.д.),

- материальный мир (промышленные, архитектурные, гражданские постройки  и другие рукотворные объекты и материальные ценности),

- духовно – культурный мир (традиции, обряды, национальные праздники, произведения литературы и искусства и другие культурные ценности),

- общественно – социальный мир (социальные, гражданские и общественные условия бытия человека).

Компоненты исторического и патриотического сознания личности  позволяют выявить в ходе эмпирического изучения качественные показатели исторического и патриотического сознания личности.

Историческое сознание характеризуется многообразием подходов в своем понимании, сущности, содержания и объекта  его изучения. Можно выделить несколько точек зрения:

- историческое сознание рассматривается как специфическая форма духовного освоения действительности, характеризующаяся способностью самоопределения во времени мировой истории и в современном социальном пространстве [2, с. 9];

- историческое сознание понимается как сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющегося составной частью общественного сознания, совокупность форм, отражающих его историю и служащую для ее удовлетворения общественных потребностей, сформировавшееся в процессе исторической эволюции общества. Это воспроизведение в сознании людей исторических событий, логики исторического процесса, выступающего в качестве компонента как самопознания играющего роль регулятора социальных отношений [3, с. 9];

- сущность, формы и функции исторического сознания как одна из важнейших форм общественного сознания. Совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлого всего человечества [4, с. 9];

- историческое сознание это есть осмысление обществом, классом, социальной группой своего положения во времени, связи своего настоящего с прошлым и будущим [5, с. 9].

Все точки зрения, рассмотренные выше, безоговорочно подтверждают значимость понятия исторического сознания личности и способствуют прояснению его сущности, содержания и объекта.

Исследователями выделяются несколько объектов исторического сознания:

- историческое прошлое;

- связь прошлого с настоящим и будущим;

- отношения преемственности, складывающееся между поколениями в процессе производства духовной и материальной жизни.

В перспективе эмпирического изучения исторического сознания именно такая трактовка (через отношения преемственности) объекта исторического сознания является наиболее всеобъемлющей и раскрывает связь с другими формами индивидуального и общественного сознания.

Раскрывая сущность понятия историческое сознание, стоит остановиться на процессе его формирования, которое происходит, у отдельного индивида или социальной группы, через традиции, обряды, обычаи своего народа и выражается в системе знаний, отношений, установок и представлений об историческом пути своей Родины, своей культурной и национальной идентичности, совокупности важнейших событий в истории государства.

Немаловажным будет отметить, что историческое сознание актуализируется воспоминаниями тех исторических событий, которые так или иначе повлияли или определили дальнейший ход жизни человека, включенного в социально-политическую реальность и событий участником которых ему довелось быть.

Первый уровень исторического сознания соответствует уровню общественного сознания и формируется непосредственно на основе жизненного опыта человека, через события его собственного жизненного пути, через личные впечатления и воспоминания, которые часто субъективны и эмоционально окрашены. Этот уровень может быть обозначен как индивидуально-личностный.

Второй уровень исторического сознания формируется на основе влияния на человека продуктов народного творчества, исторических преданий, сказаний, легенд, сказок, мифов, а также  произведений художественной литературы, живописи, театра и может быть обозначен как культурно-мифологический.

Третий уровень исторического сознания формируется путем воздействия средств массовой информации – радио, кино, телевидения. Назовем этот уровень исторического сознания социально-политическим, поскольку реализует социализационные, идеологические и воспитательные установки государства на формирование человека с определенным историческим сознанием.

Первые три уровня исторического сознания часто представлены в формате бессознательно фиксируемых установок и взглядов и поэтому, строго говоря, не должны обозначатся как компоненты исторического сознания. Однако, в силу того, что часто это бессознательное имеет вполне сознательную реализацию, считаем возможным рассматривать их как уровни все же именно исторического сознания. И только четвертый уровень исторического сознания, включающий в себя систематизированное и структурированное знание истории, которую человек изучал в процессе обучения, но также анализ и оценку исторических событий, что обеспечивает понимание целостной картины  и логики исторического процесса, дает основания для теоретического осмысления прошлого, которое задает развитие человеческого общества, придает смысл истории и формирует модели общественного развития.

На основании теоретико-концептуальной основы и моделей  исторического и патриотического сознания разработана программа эмпирического изучения исторического и патриотического сознания личности с помощью  анкет, вопросы которых направленны на выявление наиболее обобщенной картины функционирования структурных компонентов исторического и патриотического сознания современных россиян.

Целью эмпирического изучения являлось изучение патриотических чувств отношений к природному миру, материальным и духовным ценностям, а также социальной среде, и, соотношение их с историческими знаниями (эмоциональный компонент).

В пилотажном эмпирическом изучении исторического и патриотического сознания личности приняло участие 32 человека, возрастной диапазон от 30 до 60 лет.  По уровню образования респонденты распределились следующим образом: имеют высшее образование – 12 человек (38%); среднее профессиональное (специальное) – 18 человек (56%); иное указали 2 человека (6%).

По результатам эмпирического изучения исторического и патриотического сознания, точнее его эмоционального компонента (отношение) можно сделать следующие выводы:

- что в патриотическом сознании (в его чувственном компоненте) довольно четко выражена гуманистическая тенденция и эмоциональное осуждение военных действий;

- что поведенческая активность и проявляемые эмоции, и чувства к природному миру, духовным и материальным ценностям, а также социальной среде зависят от сфер жизнедеятельности государства и общества.

Перспектива эмпирического изучения исторического и патриотического сознания личности заключается с исследованием взаимосвязи с индивидуально- и социально-психологическими особенностями человека. В рамках изучения исторического и патриотического сознания личности планируется раскрытие и интерпретация когнитивного (знание, познание) и поведенческого (деятельность) компонентов исторического и патриотического сознания личности, а также, раскрытие взаимосвязи с индивидуально-психологическими особенностями.

Историческое и патриотическое сознание, являясь важнейшими компонентами общественного сознания, влияют на роль в регуляции жизнедеятельности человека и общества; ролью в отношении преемственности между поколениями; становлению адекватного и объективного отношения к событиям прошлого, отношению человека к значимым  событиям страны, к деятельности государственных деятелей.

Необходимость эмпирического изучения исторического и патриотического  сознания продиктована потребностью фиксации влияния изменений в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни общества на отношение человека к разным аспектам истории своей страны. Таким образом, перспектива эмпирического изучения исторического и патриотического осознания личности востребована на сегодняшний день, так как полученные данные могут быть использованы как методологические принципы при дальнейшем исследовании данной проблем в разных областях научного знания.

Наконец, полученные данные могут быть применимы при разработке программ личностного и исторического и патриотического сознания воспитания молодежи, а также, использование воспитательного потенциала исторического и патриотического сознания в формировании у молодежи четкой гражданской позиции, адекватного и объективного отношения к событиям прошлого.

Зная и осознавая историю своей Родины, усваивая культурно-исторические традиции родного народа, осознавая  себя гражданином своей страны и испытывая чувство патриотизма, современная молодежь не дает разрушить историческое и патриотическое сознание, тем самым, не закладывает основы саморазрушения народа.

Человек наделен уникальным качеством – сознавать. Сознание возникает как отражение объективного мира, воспроизводится в определенном образе жизни человека и общества, человек же всегда включен в определенную систему социально-исторических отношений. Все индивидуальные, социальные, классовые и общечеловеческие проблемы, которые ставит перед человеком жизнь, своим теоретическим основанием имеют понимание природы сознания личности как духовного явления, детерминированного общественно-историческими факторами [6, с. 9].

Воспитание человека обладающего богатым духовным миром, сознающим себя патриотом, знающего и уважающего и сознающего историю своей страны важно в современном обществе, особенно с учетом всемирной глобализации.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Кольцова В. А. Олейник Ю. Н. Историческое сознание личности как компонент ментальности поколения // Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. 2005. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/Koltsova-Oleinik_Historical-Consciousness/ (дата обращения: 17.09.2018).
  2. Каменская Р. А. Историческое сознание: 1999 г. Автореф. дис. канд. филос. наук. Волгоград: 1999, с. 23
  3. Путятина Т. П. Формирование исторического сознания школьной молодёжи в условиях трансформации российского общества: Автореф. дис. канд. соц. наук. – М., 2007, с. 22
  4. Тимофеева А. А. (2003) Проблемы формирования исторического сознания студенческой молодежи // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС. – с. 82-88
  5. Науменко Т. В., Иващенко Г. В. К вопросу об историческом сознании // Credo. 2000. № 1 (19)
  6. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Короткова Наталья Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: