УДК 377.131.14

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ЛИЦЕЯ

Подоляко Юлия Дмитриевна1, Капичникова Ольга Борисовна2
1Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, магистрант
2Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Аннотация
В статье рассматривается проблема применения инновационных технологий в условиях лицея. Раскрывается происхождения понятия «лицей». Рассмотрены сущностные характеристики современных лицеев. Представлены инновационные технологии в условиях лицейского образования: информационно – коммуникационные технологии, проектные технологии, технологии обучения в сотрудничестве и др.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Подоляко Ю.Д., Капичникова О.Б. Применение инновационных технологий в условиях лицея // Психология, социология и педагогика. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/01/8495 (дата обращения: 28.10.2023).

Слово «лицей» произошло от названия храма Аполлона Ликийского, в саду которого великий философ античной Греции Аристотель проводил занятия с учениками. Выбор места объяснялся методом обучения – Стагирит любил гулять в тени деревьев, ведя беседы с внимающей ему молодежью, откуда произошло второе название – «школа перипатетиков», то есть «прогуливающихся». Аристотелевский «ликей» являлся одним из афинских гимнасиев – учебным заведением, имевшим черты средней и высшей школы.

Современные исследователи выделяют, а сами педагоги подчеркивают, что от обычной школы данный тип инновационного учебного заведения отличает непосредственная связь с вузами; зачастую создание лицея инициировалось или происходило при поддержке местного университета или технического вуза. «Лицеи формируют тесные связи с каким-либо вузом в соответствии с профилем и направлением лицейского образования; лицей выступает как подготовительная ступень подготовки будущих студентов» (1). .

Все вышеизложенное подтверждает, что современные отечественные лицеи и гимназии, по крайней мере, в первое десятилетие своего существования, составляли единый тип так называемой альтернативной или «повышенной» средней общеобразовательной школы. Единственное существенное отличие состоит в том, что в гимназиях чаще реализуется гуманитарнофилологическая направленность обучения, тогда как лицеи более профессионально ориентированы.(2)

В настоящее время средние учебные заведения со статусом лицея специализируются на углубленном изучении различных групп предметов. Фактически, лицей является инновационной школой, если  рассматривать его в контексте сравнения с общеобразовательной школой. Однако степень подготовки учащихся по другим предметам должна соответствовать основным общеобразовательным программам основного общего и среднего (полного)  общего  образования. Кроме того необходимо учитывать, что учащийся лицея в дальнейшем будет проходить обучение в вузе. В то же время повышение качества высшего образования, безусловно, определяется использованием новых методов обучения. Инновация сегодня является доминирующим фактором развития высшей школы.

В изучение традиционной педагогики сейчас входят и инновационные методы, поскольку современное образование ориентируется на личностный характер обучения. Иными словами, можно сказать, что целью образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности, формирование поколения, способного учиться на протяжении жизни.

Повышению качества образования способствуют разработки и внедрение новых информационных технологий. Эти возможности позволяют интегрировать в курс большое количество вспомогательных элементов, которые помогают усваивать новый материал быстрее и формировать более качественные знания. Для каждого элемента учебного процесса формы использования информационных технологий будут различны. Для повышения эффективности учебного процесса лицея необходимо не только увеличивать количество учебных часов для углубленного изучения некоторых предметов и усложнять программу обучения по этим предметам, но и применять инновационные технологии, позволяющие сформировать комплексный подход к изучению различных дисциплин с учетом специализации обучающихся. Проблема повышения эффективности и качества образования, формирование учебной мотивации получила многоаспектное раскрытие в трудах современных педагогов высшей школы (3,4,5).

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие обучаемого за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как   ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения; технологию изучения изобретательских задач; исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии и др.

Тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к объединению различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные, справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно- методические комплексы. Это позволяет педагогам и учащимся без труда получать и предоставлять доступ к различным учебным пособиям не выходя из дома, что в свою очередь способствует возможности непрерывного образование. Что касается начальных классов, то на период их обучения информационно-коммуникационные технологии внедряются на уровне интерактивного оборудования, устанавливаемого в классах (интерактивная доска, проектор, документ-камера и т.д.) способствуя повышенному интересу учащихся к получению новых знаний за счет визуального контакта и возможности самим на практике научиться первоначальным навыкам пользования данным оборудованием.


Библиографический список
  1. Тотфалушина Л.А. Лицейское образование в России: традиции и специфика: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов,2002.-19 с.
  2. Стрельцов А.А. Новейшая история лицеев (на примере лицеев Ростова и области). А.А. Стрельцов // Образование в современной школе. 2008.С.59-64.
  3. Капичников А.И., Капичникова О.Б. Формирование учебной мотивации студентов в условиях бакалавриата и магистратуры вуза.  В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. 2014. С. 122-134.
  4. Капичников А.И. Формирование мотивации учебной деятельности в системе «лицей – университет». диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Саратов, 2000
  5. Гижов В.А., Капичников А.И., Поздникин А.А., Капичникова О.Б. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества многоуровневого высшего образования. Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 14-16.


Все статьи автора «Капичников Александр Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: