УДК 37

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Малахова Ольга Федоровна
МОБУ СОШ с.Узян
воспитатель

Аннотация
В статье рассматриваются возможности и содержание проектной деятельности как средства социально-профессионального самоопределения детей. Выделяются педагогические задачи, на решение которых направлена проектная деятельности. Описываются основные мероприятия и требования к организации проектной деятельности в системе профориентационной работы с детьми, а также интерпретация полученных результатов проектной деятельности.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Малахова О.Ф. Проектная деятельность как средство социально-профессионального самоопределения детей // Психология, социология и педагогика. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/01/8501 (дата обращения: 08.11.2023).

Вопрос социально-профессионального самоопределения является актуальным для многих учащихся и их родителей. Наиболее остро он волнует выпускников школ, когда необходимо сделать обоснованный выбор своего дальнейшего образования и профессионального пути. Определенным образом на это нацелена профориентационная работа учителей и воспитателей, позволяющая помочь ребенку выбрать сферу деятельности, профессию, отвечающую его способностям и возможностям, содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов.

Учитывая то, что современный выпускник должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать и уметь применять полученные знания, поэтому ответы на вопросы: «Какую профессию выбрать?», «Какое для этого необходимо образование?» предполагают апробацию принятых решений в образовательной и практической деятельности. В связи с этим, необходим поиск новых определений качества образования и воспитания, а также новое понимание результатов педагогической деятельности.

В решении обозначенных вопросов значительное внимание уделяется проектной деятельности, которая является важным компонентом профориентационной работы, эффективным методом диагностики и формирования способности социально-профессионального самоопределения детей.

Под проектной деятельностью понимается творческая работа по решению актуальной проблемы, цели которой определяются и достигаются самими детьми в процессе самостоятельного освоения новой для них информации, при этом создается реальный или идеальный продукт, отличающийся объективной или субъективной новизной [1].

Проектная деятельность направлена на решение следующих педагогических задач:

  • применение обучающимися базовых знаний и умений, полученных ими на уроках, для поиска и решения разноплановых, в том числе социальных, семейных и личных проблем;
  • мотивирование самостоятельной познавательной деятельности, когда дети заинтересованно ищут способы решения поставленной проблемы, изучая новую информацию и осваивая новые способы деятельности;
  • многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает ученикам взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;
  • участие детей в социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных профессиональных интересов, социальных компетентностей и многих личностных качеств [2].

Рассмотрим содержание, структуру и организацию проектной деятельности в системе профориентации детей, учитывая ее особую значимость в работе с воспитанниками школ-интернатов и детских домов.

Для решения задач самоопределения важен не только выбор предмета труда, но поиск ответов на вопросы кем, где и как трудиться, поэтому возникает необходимость комплексной диагностики профессионально важных качеств воспитанников. Важную роль в этом могут играть профессиональные пробы, предполагающие построение данного процесса в соответствии с различными целями, предметами, орудиями и условиями труда. Для их проведения требуется достаточно широкий круг занятий, предусматривающих многоплановые практические занятия в реальных условиях различных профессий и специальностей. Все это создает определенные сложности комплексной реализации системы профессиональных проб, в связи с чем, они часто носят фрагментарный характер, связанный в основном с уточнением профессиональных намерений детей [3].

Актуальность включения в систему профориентации проектной деятельности обусловлена ее комплексным характером — от выявления проблем до получения и анализа практических результатов.

Применение коллективной проектной деятельности в работе с воспитанниками дает возможность выбора наиболее интересной для каждого ребенка сферы деятельности. Проектная деятельность используется в качестве основы для диагностики увлечений и способностей детей. Осуществление самостоятельно выбранных профессиональных функций в процессе реализации коллективной проектной деятельности может выступать основанием для самоиндетификации воспитанников и выявления природосообразных уровней и направлений дальнейшего педагогического развития в соответствии с их личными предпочтениями и способностями.

Творческие проекты позволяют смоделировать реальную практическую деятельность для достижения воспитанниками объективного восприятия себя в конкретной профессиональной роли, тем самым обеспечивая социально-профессиональные пробы в различных сферах и областях деятельности. При этом необходимо построение системы практико-ориентированной деятельности с учетом разнообразий направлений труда: природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ.

Характер и содержание проектной деятельности предполагают создание условий дополнительного образовательного развития воспитанников. Поэтому решаемые в ходе осуществления проектов задачи должны носить субъективно новый и достаточно сложный характер, стимулирующий познавательную активность подростков и необходимость получения дополнительных знаний и навыков.

Выполнение комплексных проектов предусматривает сотрудничество взрослых и детей с разделением персональных функций. К выполнению проектов привлекаются воспитатели, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, специалисты, которые выполняют роль консультантов или руководителей, демонстрируют способы организации познавательной деятельности и возможные способы решений поставленной проблемы в той или иной сфере деятельности на разных стадиях выполнения проекта [3].

Осуществление проектных работ в предпрофильной подготовке направлено на выявление профессионально важных качеств детей и их консультирование на завершающем этапе основной школы по составлению жизненного и профессионального плана, выбору образовательного маршрута в системе общего или профессионального образования.

Комплексное построение проектов по разным направлениям деятельности повышает адаптивность детей, так как дает возможность каждому выбрать дело по душе и исключить переходы с проекта на проект, приводящие к потере времени и снижению качества диагностики профессиональных и личных качеств воспитанников. Это позволяет снизить отрицательные факторы личностного характера участников педагогического процесса при несовпадении интересов и возникновении разногласий внутри групп.

Проблемы, на решение которых направляется проектная деятельность, должны быть актуальными, иметь комплексный характер и обеспечивать заинтересованность всех его участников. Содержание и реализация проектов должны приводиться в соответствие с приоритетами воспитанников, когда на ведущие позиции ставятся потребности социально-профессионального самоопределения и самоутверждения растущей личности.

Значительные возможности для повышения вариативности деятельности воспитанников и свободы выбора их видов, форм и содержания создает объединение разных проектов по сферам деятельности. Объединенный одной идеей коллективный проект позволяют создать условия свободы образовательного продвижения в соответствии с развитием интересов и способностей детей. Организаторами таких проектов могут быть воспитатели, учителя, классные руководители, которые ненавязчиво сопровождают поиск идей, обеспечивая самостоятельность детей в принятии решений на всех этапах работы над проектом.

Объединение в проектной деятельности разных сфер деятельности и выполнение различных профессиональных ролей (менеджера, исследователя, конструктора, технолога, оператора, рабочего и др.), а также актуальная тематика, широта задач и продолжительные коллективные практические занятия создают благоприятные условия для выявления интересов и возможностей воспитанников. Снижение творческой составляющей, уменьшение времени на проектную работу, решение элементарных практических задач снижают уровень исследовательской части проектов и возможность функционального разделения труда, а, следовательно, диагностику предпочтений и успешности воспитанников в разных видах деятельности.

Предпочтения и полученный результат в различных направлениях и видах деятельности выступают основанием для комплексной практико-ориентированной диагностики детей в процессе проектной деятельности.

Таким образом, выполнение творческих проектов в условиях профессионально-ролевого разделения труда дает возможность реализовать, выявить предпочтительные для воспитанников виды и формы практической деятельности и соответствующее направление последующего образования.

Требования к организации проектной деятельности в системе профориентационной работы с детьми могут быть представлены в следующем виде:

  1. Направленность работы педагогов на раскрытие интересов и профессионально важных качеств воспитанников.
  2. Актуальность, то есть обеспечение личной, общественной и педагогической значимости целей проектной деятельности с учетом интересов и потребностей воспитанников, направленность на высокий уровень их достижений.
  3. Целостность системы проектной деятельности в соответствии с разнообразием направлений труда, то есть включение системы проектов во все сферы социально-трудовой деятельности, организация межпредметного взаимодействия.
  4. Гармоничность структуры проектов в системе областей социально-трудовой деятельности. Реализация каждого проекта на основе единства материального, информационного, технического, социального и художественно-эстетического аспектов достижения поставленной цели.
  5. Соответствие современному уровню науки и техники, задачам развития системы образования и социально-экономического прогресса. Недопустимость упрощения и искажения реальных технологических и социальных процессов, учет современного состояния и перспектив развития общества и производства.
  6. Обеспечение образовательного развития воспитанников. Взаимодействие предметной и проектной деятельности, направленное на формирование потребности получения новых знаний и навыков в ходе проектной деятельности.
  7. Комплексная реализация различных составляющих проектной деятельности. Взаимодействие познавательной, коммуникативной, преобразовательной, эмоциональной и ориентационно-волевой составляющих деятельности для творческого решения практических задач в системе базового, дополнительного и самостоятельного образования.
  8. Разносторонний характер проектной деятельности с учетом многообразия целей и структуры профессионального разделения труда. Осуществление проектов с учетом дифференциации и интеграции разных сфер деятельности и выполнение воспитанниками различных профессиональных ролей.
  9. Адекватность содержания проектной деятельности уровню подготовки и специфике контингента детей, учет возможностей кадрового и ресурсного обеспечения. Соответствие проектной деятельности возрастным и образовательным возможностям детей, уровню научно-методического, организационного и материально-технического обеспечения.
  10. Комплексное использование образовательных ресурсов. Взаимодействие учебных дисциплин с содержанием проектной деятельности воспитанников.
  11. Открытость системы проектной деятельности. Координация процесса проектной деятельности в соответствии с конкретными условиями, интересами и возможностями детей. Расширение образовательного пространства на основе взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, производственных структур.[1].

На основе проектной деятельности выполняет переход от базового к дополнительному предметному обучению, определение или смена образовательных маршрутов воспитанников. Комплексная реализация задач профессиональной диагностики в процессе проектной деятельности направлена на обеспечение самоопределения выпускников основной школы и выбора последующего профессионально-образовательной пути либо профиля обучения в старшей школе.

Этапы организации проектной деятельности.

Сравнивая разные варианты определения этапов проектной деятельности, видно, что многие авторы предлагают сходную логику построения проектной деятельности. Отличия чаще всего связаны со степенью детализации, особенностями видов проектной деятельности, либо зависят от того, с чьих позиций она представлена: с позиции учащегося или с позиции педагога.

В целом, структуру и соответственно этапы проектной деятельности можно представить линейно: потребность → проблема → исследования → первоначальные идеи → оценка идей → разработка лучшей идеи (идей) → планирование → изготовление → апробирование → оценка. [3]

Определение этапов проектной деятельности и конкретных мероприятий на каждом этапе напрямую будет завесить от специфики предметной области. В целом, можно выделить следующие этапы и мероприятия по организации проектной деятельности:

  1. Установочный (поисковый) этап. Поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта, определение его целей и задач, составление плана (требования, сроки, график консультаций и прочие). Формирование проектных групп и распределение задач между участниками. Сбор, изучение, обработка и анализ информации по выбранной теме.
  2. Исполнительный этап. Сбор и систематизация информации. Поиск оптимальных вариантов и технологий выполнения поставленных задач, выбор необходимых ресурсов. Выполнение запланированных работ и мероприятий, при необходимости внесение изменений. Анализ и обсуждение промежуточных результатов, контроль качества выполненных работ. Взаимодействие воспитанников с обществом в ходе выполнения проектов.
  3. Обобщающий этап. Обобщение собранных материалов и полученных результатов, формулирование выводов. Подготовка к защите проекта.
  4. Заключительный этап. Публичная защита проектов. Анализ процесса и результатов выполненной работы, оценка качества. Определение дальнейших возможностей использования результатов проекта. Формирование отчетов о проделанной работе.

При составлении плана мероприятий для конкретного проекта рекомендуется придерживаться следующей структуры: «Мероприятие. Срок. Ответственный. Ожидаемый результат. Пояснения».

При итоговом анализе профориентационной работы с детьми необходимо принимать во внимание:

1. Если профессиональный выбор самого воспитанника не совпадает с результатами диагностики, то ему предлагается вариант проекта, в котором он будет совмещать оба направления. Например, по итогам диагностики у ребенка предпочтительным является тип профессии «человек — художественный образ», а по интересам он в анкете выбирает тип «человек — техника». В результате ребенок попадает в проект по типу «человек — техника» и выполняет в нем работу дизайнера: создает эскизы беседки. Или наоборот: ребенок попадает в проект по типу «человек — художественный образ», а трудится в нем над созданием декораций.

2. Если результат диагностики в ходе проектной деятельности расходится с мнением педагогов, то это обсуждается на педагогическом совете, выясняются возможности и интересы воспитанника, важность их учета в построении его личных планов [2].

Для диагностики способностей детей важно целенаправленно повышать уровень требований к выполнению проектов и, соответственно, к содержанию необходимых знаний, переводя ситуацию из зоны актуального развития в зону ближайшего развития ребенка. Потребность в дополнительных знаниях для выполнения конкретных практических действий определяет для ребенка условия выбора адекватного уровня индивидуального образовательного развития. Таким образом, в условиях проектной деятельности диагностика образовательных возможностей воспитанников происходит в природосообразной форме [1].

Одной из основных задач воспитателя является сбор и обобщение результатов диагностики детей, определение их интересов и способностей, выявление профессионально-образовательных устремлений и консультирование по вопросам формирования и последующей реализации жизненных и профессионально-образовательных планов. Воспитатель взаимодействует со специалистами, социальным педагогом и психологом, согласовывая выводы и действия по отношению к конкретному ребенку, организует встречи и консультации со специалистами.

Воспитанники, осуществляющие в ходе проектной деятельности функции повышенной сложности и успешно реализующие их в выбранных областях деятельности с применением дополнительных предметных знаний, проявляют способности к получению в дальнейшем высокого уровня профессионального образования, для подготовки к которому может быть рекомендовано профильное обучение в старших классах школы.

Воспитанники, предпочитающие в проектах роли исполнителей, стремящиеся к решению несложных практических задач и не проявляющие интереса к получению дополнительных знаний, имеют основания для выбора после окончания основной школы одного из направлений образовательного развития в системах начального либо среднего профессионального образования.

Воспитатель, учитывая профессиональные и образовательные интересы ребенка, уровень подготовленности по предметам, которые важны для реализации намеченных замыслов, помогает воспитаннику определить факультативные занятия, согласует с учителями школ индивидуальные планы и задания, контролирует их выполнение.

Проектная деятельность как средство социально-профессионального самоопределения может быть организована на разных этапах развития детей, во всех сферах и видах учебной и внеучебной деятельности и общественно-полезного труда воспитанников, но особо актуальна и необходима в системе предпрофильной подготовки. Она создает условия для расширения и развития профессиональных интересов, определения и коррекции жизненных планов и образовательных маршрутов.

Актуальная и широкая проблематика проектов, охватывающая различные сферы деятельности в соответствии с типологией предметов труда, способствует углублению и расширению познавательных интересов, помогает детям определить соотношение социально-профессиональных притязаний и уровня личностных характеристик, существенно повышает готовность к самоопределению.


Библиографический список
  1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников // Ярославский педагогический вестник. – Том 2 (Психолого-педагогические науки) – 2014. – № 2
  2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175с.
  3. Байбородова Л. В. Профориентация и самоопреде- ление детей-сирот / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников, А.П.Чернявская. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – 247 с.
  4. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 311с.
  5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов вузов / Е. А. Климов. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 304с.
  6. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Проектная деятельность в профориентационной работе и социализации детей-сирот: метод. пособие. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – С. 22-25.


Все статьи автора «Ирина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: