Причины проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте до сих пор не теряет своей актуальности, поскольку в современном мире, мире информационных технологий, развитием социальных сетей и доступности разного рода негативной информации растет число проявления агрессивного поведения в среде подростков. Все эти причины вызывают серьезное беспокойство не только родителей и педагогов, психологи пытаются всесторонне изучить и найти новые способы коррекции проявления агрессивности, которые будут действенны в условиях современной действительности.
Быть агрессивным современном обществе стало «модно», и подростки довольно ярко это демонстрируют при общении друг с другом, в стенах школы, общественных местах .Довольно часто в среде подростков мы можем наблюдать различные формы жестокости (агрессии), которая проявляется в ненормативной лексике ,демонстративного поведения, задиристости. Все эти тенденции связанны с некоторыми на наш взгляд важными факторами, а именно – новообразование возраста, влияние семьи и общества, социальные сети, компьютерные игры. Данные факторы на фоне кардинальных изменений в психических функциях, оставляют болезненный след на психике, который затем трансформируется в немотивированное агрессивное поведение.
В отечественной научной литературе проблема агрессивного поведения рассматривалась как проявление жестокости и объяснялась изъянами воспитания и культурой микросреды Л.С.Выготский, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн[7, с.81]. Современные отечественные психологи изучают агрессивное поведение контексте возрастных особенностей: Л. М. Семенюк, В. И. Трубников С. Л. Соловьева В. С. Мухина. Большой пласт исследований агрессивности сделан зарубежными авторами: Л. В. Берковиц, А. Бандура, Р. Бэрон, Р. Уолтер и др.
В настоящее время существует многообразие толкований определения агрессивного поведения, Р. Бэрон и Д. Ричардсон [2],на наш взгляд сумели обобщить это понятие, авторы определяют агрессивность как свойство личности, с целенаправленным разрушительным поведением, которое зaключается в наличии дeструктивных тeнденций, с целью нанесения вредa тому или иному лицу.
Нами была предпринята попытка исследование уровня агрессивного поведения, в исследовании принимали участие учащихся МОУ СОШ Новосибирской области № 206 в возрасте от 11 до 13 лет, количество испытуемых 21 человек из которых 11 мальчиков и 10 девочек. Для исследования проявления агрессивности нами был использован метод тестирования (опросник Басса – Дарки). Цель: получить предварительную информацию для корректной постановки гипотезы нашего исследования.
Исследование показало, что 13 % испытуемых имеет высокий индекс агрессивности,32 %, — средний индекс,55 %, — низкий (рис.1).
Рис.1.Общий уровень агрессивности и враждебности.
Подростки с низким и среднем индексе агрессивности, не проявляют агрессию в обычных условиях, но при возникновении эмоционального дискомфорта, могут проявлять разные виды агрессии. Высокий уровень враждебности может свидетельствовать нам о том что, испытуемые крайне подозрительны, тяжело воспринимают критику в свой адрес, не принимают мнение отличное от их собственного, имеют заниженную самооценку.
Индекс враждебности и агрессивности (в %), говорит нам о том что 35% свойственна вербальная агрессия, вина 29% и раздражительность 10%.
Данные полученные в ходе нашего исследования могут говорить нам о том, что респонденты подвержены негативу, могут повышать друг на друга голос, угрожать, и что все вышеперечисленные проявления агрессии выражались и по отношению к ним самим. Проявление агрессии различается у мальчиков и девочек. Девочкам присуща вербальная агрессия, раздражительность и чувство вины, у мальчиков же раздражительность проявляется в меньшей степени, чем у девочек.
В целом же подводя итоги мы должны подчеркнуть, что подростковая агрессивность ситуативна, зависит от множества факторов, проявляется в вербальной форме, проявлением чувства вины и раздражительностью. Задача психологов, педагогов и родителей состоит в том, чтобы создать адекватные пространства для развития подростка в современной цивилизации, создающей все более ускоренный социальный темп и требующей большей психологической пластичности во включенности в любую деятельность каждого человека. Именно эти вопросы старались рассматривать авторы данной работы, предлагая свои приемы и методы совершенствования индивидуальности подростка, пытаясь открыть внутренние его личностные пространства, показать возможности творческого роста и взросления.
Библиографический список
- Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей [Текст] / Т.П.Авдулова. – М.: Академия,2008.- 128с.
- Бэрон, Р, Рчардсон, Д, Агрессия [Текст] – СПб.: – Питер,2001.-352.
- Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье: Советы психотерапевта – СПб.: КАРО,2006.- 340С
- Иванов, Д. В., Галюк, Н. А., Кривобоков, С. А. Введение в эбологию: очерки концепций подросткового возраста (психологическая парадигма) /Под ред. Д. В. Иванова. – Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2006. –144 с., рис.
- Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков / Молодой ученый.- 2016. №15,с.413 – 415.
- Прикожан, А.М, Толстых, Н.Н., Подросток в учебнике и жизни. – М.: Знание,1990 – 80.
- Щербакова, Н.М, Иванов, Д.В, Галюк, Н.А., Современный школьник: очерки психологии учащихся традиционных и инновационных школ /Под ред. Н.М.Щербаковой. – Братск,1997.- 228с.