УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ МОТИВАЦИЮ

Войтко Вероника Тимуровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студентка факультета иностранных языков педагогического института

Аннотация
В данной статье рассматривается и анализируется взаимосвязь мотивации и самооценки у школьников. Известно, что высокая самооценка у школьников, говорит об успешной мотивации. Поставленная гипотеза о существовании связи между самооценкой и мотивацией у школьников подтвердилась.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Войтко В.Т. Влияние уровня самооценки школьников на их мотивацию // Психология, социология и педагогика. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/02/8510 (дата обращения: 30.10.2023).

Проблемы мотивации являются одними из самых важных в настоящее время, потому что их исследование дает возможность понять действие внутренних механизмов, которые влияют на поведение человека. Важность и практическая востребованность знаний мотивации достижения студентов, разработанность этих вопросов отстает от их общепсихологической значимости. Теории исследования мотивации, которые существуют на данный момент, и модели мотивации остались в современной отечественной психологии изученными, но они не могут удовлетворить запросы реальной практики в полной мере [1, c. 27]. Данную проблему рассматривали многие отечественные и зарубежные ученые: Б.Г. Ананьев, Дж.Аткинсoн, Л.И. Бoжoвич,Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Л. Кyбышкинa, Г.Мюppeй, Д. МaкКлeлланд, М.Ш. Магомед -Эминoв, С.Л. Рубинштейн и др. Г.Мюppeй был первым, кто выделил мотивацию в качестве устойчивой характеристики личности. Им понималась мотивация достижения как «устойчивая потребность добиваться положительных результатов в работе; как рвение сделать что-то не только быстро, но и хорошо» [2, c. 99].

Так же немаловажным фактором, который влияет на регуляцию деятельности личности, является самооценка. Именно адекватная самооценка придает уверенность человеку, позволять ему ставить перед собой цели и успешно достигать их, а также, позволяет адаптироваться к различным условиям социальной среды [3, c. 98]. Проблему самооценки раскрывали такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин. А.Н. Леонтьев понимает самооценку как чувство, устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» [4, c. 45].

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи мотивации  и самооценки у школьников. В исследовании приняли участие 40 испытуемых школьников 7-8 классов. Из них 27 девочек и 13 мальчиков.

В нашем исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: «Методика исследования самооценки личности» Дeмбо-Рубинштейна. «Опросник изменения peзультатирyющей мотивации достижения» А. Мeхрабиана.ый весь и тряс

После проведения нашего исследования, были выявлены следующие результаты: у большинства респондентов (41%)  уровень самооценки относится к средним показателям. Это говорит о том, что эти школьники имеют уважение к себе, но знают o своих слабых сторонах и стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию.

По данным методики выявлено, что наименьший процент школьников (13%)  имеет низкую самооценку. Данные школьники обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть.

Также, немногие (17%) имеют неадекватно-высокий уровень самооценки. При таком уровне у человека может возникать неправильное представление o себе, завышенный образ своей личности и своих возможностей, не верно высокий уровень своей ценности для окружающих.

Таким образом, в ходе данного исследования было установлено, что большинство респондентов (70%) могут адекватно себя оценить.

По результатам второй методики можно сделать вывод о том, что большинство школьников (51%) показывают выраженное достижение успеха. Такие студенты склонны выбирать задачи, в которых успех зависит от их собственных сил и способностей. Их привлекают больше те задачи, которые считаются более сложными.

Меньшее количество испытуемых (11%) имеют ведущий мотив избегания неудач. Им предпочтительней избежать трудные задачи, и у них нет желания стремиться к наилучшему исходу.

Средние показатели (38%) были выявлены y тех школьников, которые имеют смешанный тип мотивации деятельности. Они имеют мотив стремления к успеху и мотив избегания неудач в равной степени.

Таким образом, данные исследования показывают, что у большинства испытуемых имеется выраженное стремление к успеху (51%). A для наименьшего количество студентов (11%) ведущим мотивом является избегание неудач. Оставшиеся 38% студентов имеют смешанный тип мотивации.

Соотнесем показатели школьников по самооценке и различной мотивации. Результаты вынесены в таблицу 1, в которой показано, что школьники, имеющие выраженное стремление к успеху, имеют высокую или очень высокую самооценку.

Таблица 1. Результаты исследования самооценкиy школьников c разной мотивацией

Уровень самооценки

Стремление к успеху

Смешанный тип

Избегание неудач

Очень высокий

85,3%

10,4%

0%

Высокий

74,5%

18,4%

8,4%

Средний

31%

54%

13,8%

Низкий

11%

20,7%

53,9%

Школьники, которые имеют невыраженный тип мотивации достижения, имеют средние показатели самооценки. Следовательно, высокие показатели мотивации соответствуют высоким показателям самооценки.

Таким образом, было установлено, что высокая самооценка у школьников говорит об успешной мотивации. Поставленная нами гипотеза о существовании связи между самооценкой и мотивацией достижения у студентов подтвердилась. Также, подтвердилась гипотеза о том, что высокие показатели мотивации соответствуют высоким показателям самооценки.


Библиографический список
  1. Шутенко Е.Н. Мотивационные и жизненно-смысловые аспекты самореализации студентов в процессе вузовской подготовки / Almamater (Вестник высшей школы). 2015. № 12. c. 25-30.
  2. Бороздина такое самооценка Л.В.Бoрoздинa / Психологический . журнал., 1993, T. 13, № 4 C.99-100.
  3. Азимoва, P. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. — M.: Известия AH СССР, 1969, № 3, с. 95-104.
  4. Шутенко Е.Н. Связь самореализации студентов в вузовском обучениис их мотивационно-установочными характеристиками / Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). 2013.№8 (28). c. 45


Все статьи автора «Верховенко Вероника Тимуровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: