УДК 159.9

ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ У ШКОЛЬНИКОВ

Войтко Вероника Тимуровна
Белгородский Государственный Университет «НИУ БелГУ»
студентка факультета иностранных языков педагогического института

Аннотация
В данной статье рассказывается об исследовании самооценки школьников, а также, описание тех или иных полученных данных и их причина.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Войтко В.Т. Проблема самооценки у школьников // Психология, социология и педагогика. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/02/8511 (дата обращения: 04.11.2023).

Границы подросткового возраста или по-другому переходного возраста определены не четко, в связи с тем, что одни дети вступают в этот возраст раньше, другие – позже. В общем, подростковый возраст наступает в 12-13 и продолжается до 16-17 лет. Начало данного возраста обусловлено перестройками организма ребенка, в первую очередь – половым созреванием. Но в это время происходит не только физическое созревание человека, но и формирование личности. Происходит формирование представлений о природе и обществе, человеке и нормах морали, художественных ценностях. Также, этот возраст характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, иными словами, подросток –это уже не ребенок, но ещё и не взрослый человек. К завершению этого возраста подросток превращается в девушку или юношу [1, c. 121].

Эмоциональный фон в подростковом возрасте становится нестабильным. Дело в том, что половых гормонов у подростков вырабатывается больше, чем у взрослых людей и наблюдается усиленная секреция желез коры надпочечников, вызывающая мобилизацию защитных сил организма. Поэтому подростки, как будто постоянно находятся в состоянии стресса. Следует отметить, что эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, которое сопровождает процесс полового созревания.

В подростковом возрасте происходит активное развитие рефлексии, благодаря которой у подростка происходит переоценка семьи, школы и его окружения, они обретают для него новое значение и смысл. Для подростка важно приобрести качества значимые для взрослого человека, что влечет за собой внутреннюю и внешнюю перестройку. Обычно она начинается с подражания «кумирам»: подростки начинают копировать не только поведение, но и черты внешности значимых для них взрослых. Большую роль в ситуации развития играет реклама, которая оказывает воздействие на формирование потребностей. Так для подростка является очень важным иметь определенный набор вещей. Владение некоторыми ценными вещами помогает подростку обретать определенную значимость в своих глазах и в глазах сверстников [2, c. 203].

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [3, c. 87].

В целом, многие исследователи утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом [4, c. 79].

Они согласны в описаниях особенностей самооценки детей подросткового возраста, замечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

С целью выявления влияния механизмов психологической защиты на уровень самооценки подростка необходимо провести исследование.

Выделялись следующие задачи:

  • Определить уровень самооценки подростков.
  • Изучить механизмы психологической защиты подростков.
  • Выявить влияние защитных механизмов на уровень самооценки подростков.

В нем принимали участие школьники 9 и 10 классов МБОУ СОШ №49 г. Белгорода в количестве 47 человек.

Для выбора инструментария было осуществлено знакомство с существующими методиками, которые соответствуют используемому контексту и возрасту данной выборки. С их помощью возможно измерение механизмов психологической защиты и уровня самооценки подростков. Выбор был остановлен на когнитивно-эмотивном тесте (КЭТ) Ю. М. Орлова, Н. Д. Твороговой и методике диагностики интегральной самооценки личности («Кто я есть в этом мире») Ю.М. Забродина, В.В. Новикова.

Методика диагностики интегральной самооценки личности («Кто я есть в этом мире») Ю.М. Забродина, В.В. Новикова.

Для исследования была выбрана данная методика, т.к. она позволяет определить не только адекватную, заниженную или завышенную самооценку, но и её целостность, сформированность и противоречивость.

Методика представлена 10 семибалльными линиями, которые обозначают такие качества человека, как: здоровье, ум, доброта, честность, общительность, принципиальность, искренность, смелость, привлекательность, счастье.

В левой части линий расположены низкие оценки человеческих качеств, а в правой – высокие. Испытуемому предлагается оценить свои вышеперечисленные качества и отметить выбранную цифру любым знаком. Затем сумма баллов суммируется по всем 10 индексам, и в соответствии с общей суммой баллов определяется самооценка.

Когнитивно-эмотивный тест Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова (КЭТ).

Выбор данной методики основан на том, что он в полной мере измеряет защитную и саногенную рефлексии.

В результате обработки методики «диагностика интегральной самооценки личности («Кто я есть в этом мире)» Ю.М. Забродина и В.В. Новикова были получены следующие данные: у 4% школьников присутствует тенденция к занижению самооценки, у 13% – адекватная самооценка, у 19% наблюдается явно завышенная самооценка и у 64% – тенденция к завышению самооценки. Это можно объяснить тем, что эмоциональный фон в подростковом возрасте крайне нестабилен, что выражается в неуравновешенности, тревожности и неспособности себя адекватно оценить. Здесь важную роль играют родители.

Таким образом, воспитание без конструктивной критики и действий, отсутствие каких-либо запретов и морально-нравственных ориентиров оказывает непосредственное влияние на формирование неадекватной и завышенной самооценки подростка. Такие подростки ставят себя выше других, как следствие, недооценивание сверстников и проявление высокомерия в их адрес. Причины всех неудач и провалов им свойственно искать в их окружении, но никак не в себе, и поэтому любое замечание оценивается ими, как незаслуженная и необоснованная «придирка», но не как объективная оценка.


Библиографический список
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – Москва: Изд-во Питер, 2009. – 121 с.
  2. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998 – 203 с.
  3. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003 – 87 с.
  4. Вари М. И. Общая психология / М.И. Вари. Красноярск: Изд-во Центр учебной литературы, 2007. – 79 с.


Все статьи автора «Верховенко Вероника Тимуровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: