УДК 372.363

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Савинова Алина Владимировна
Южный федеральный университет
студент магистр

Аннотация
Данная статья посвящена изучению основных характеристик игры, способствующих формированию и развитию воображения в дошкольном возрасте. Проведенное исследование позволило определить составляющие компоненты подвижных игр, которые способны оказывать влияние на воображение. Так же мы разработали модель подвижной игры, которая способствует развитию воображения в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Савинова А.В. Разработка модели подвижной игры, способствующей развитию воображения у дошкольников // Психология, социология и педагогика. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/04/8546 (дата обращения: 06.11.2023).

Согласно современной периодизации психического развития Л.С.Выготского, воображение – одно из центральных новообразований у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте воображение имеет свою специфику: является неустойчивым, кратковременным, образы воображения возникают только на яркие события, сила воображения напрямую зависит от личного опыта ребенка, четкость границ между вымыслом и реальностью размыта.

Разрабатывая модель подвижной игры, способствующей развитию воображения, мы обратились к самому термину «модель». В переводе с латинского – это «образец», «мера». Под моделью мы будем понимать – условный, искусственно созданный образ объекта (подвижной игры), который отражает наиболее существенные особенности изучаемого объекта (явления, системы), ярко выраженные в конкретных условиях.

Существует теория игры, в рамках которой изучаются методы определения оптимальных стратегий управлением поведения в системах, основной характеристикой которых является наличие конфликтной ситуации. Создание игровых моделей тесно связано с математическим моделированием. Т.е., для того, чтобы создать игру, необходимо разработать ее основу, «скелет». Игровую модель можно определить, как совокупность определенных правил поведения при решении конфликтной ситуации, а значит, необходимо создать эту систему правил поведения (правила игры, роли) и конфликт (сюжет игры, ее основная линия).

Игра представляет собой целостную систему, состоящую из отдельных элементов. Для того, чтобы определить, какие именно элементы оказывают наиболее важное значение на развитие воображения, мы подробно рассмотрим наиболее значимые из них.

Внешние условия, способствующие улучшенной работе головного мозга в процессе подвижных игр:

1) Способность к свободному движению и действию, мышечная активность (отсутствие скованности, замкнутых пространств, эмоционального напряжения);

2) Активизация сердечно-сосудистой, кровеносной, дыхательной, опорно-двигательной систем организма;

3) Насыщение организма кислородом и ускоренный обмен веществ в организме, что способствует быстрому восстановлению мышц, выведению ядов, улучшает кровообращение (игры на воздухе).

Маленькие дети еще не в полной степени могут самостоятельно контролировать интенсивность и время двигательной активности в процессе игры, поэтому родителям следует следить за этим.

Подвижная игра, как система имеет структурные компоненты, а именно: сюжет, правила, роли (если такие имеются), игровые операции и действия, игровой итог – победа или поражение, игровое пространство, временные границы.

  • Сюжет игры (тема, идея) определяет цель действий играющих, а также характер игрового конфликта, который создается на основе окружающей действительности и имеет определенную направленность, заключающуюся в конкретных действиях (например, бытовые, трудовые, военные). От сюжета напрямую зависит увлекательность игры. Именно сюжет закладывает тематику игры и тем самым влияет на развитие воображения.
  • Правила игры – это строгая система норм, за несоблюдение которых играющих штрафуют, а иногда, им даже приходится выбыть из игры. Благодаря правилам в игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка, а именно – удовольствие от полноценного соблюдения правил игры, от того, насколько правильно он их выполняет. А значит, если придумать правила, выполняя которые, дошкольнику необходимо что-либо представлять и при этом двигаться определенным образом, то произойдет процесс закрепления, ребенок лучше усвоит новый материал и при этом будут активно задействованы не только его физические возможности, но и воображение.
  • Роль, которую берет на себя ребенок – центр игры, ее основная единица. В зависимости от взятой на себя роли, дошкольнику приходится максимально задействовать все свои мыслительные процессы. Дети старшего дошкольного возраста к вопросу выбора роли относятся более осознанно и ответственно, поскольку теперь их интересует не просто наличие того или иного набора характеристик, присущих конкретной роли, а сам процесс «вживания» в нее.
  • В структуре игровой деятельности необходимо различать два важных компонента, как игровые операции и игровые действия. Игровые действия состоят из действий со значениями и носят изобразительный характер. Игровые операции представляют собой реальные движения, которые производятся детьми в процессе игры. Они могут быть механическими и направленными на конкретный предмет, задействованный в игре.
  • Игровое пространство – это конкретное место, где происходит игра, оно может ограничиться одной комнатой или условно не иметь ограничений, например, игры на открытом воздухе.
  • Временные границы – это время игры, ее временная характеристика, так же может быть от нескольких минут, до часов и даже дней.
  • Игровой итог представляет собой момент окончания игры и приводит к ее логическому завершению. Игра может закончиться в трех вариантах:

1) победа, когда один игрок или команда одерживают верх над соперниками;

2) поражение, когда один игрок или команда не справились с условиями игры и в результате проиграли;

3) ничья – результат совместной победы.

Тщательно проанализировав выше перечисленные структурные компоненты подвижной игры, мы пришли к выводу, что лишь некоторые из них способны оказывать то или иное влияние на развитие воображения у дошкольников, а именно:

  1. Сюжет игры
  2. Правила игры
  3. Роль

Все остальные компоненты не оказывают значительного влияния на развитие выделенного нами качества.

В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой, это и есть та некая воображаемая ситуация, поэтому чаще всего дети предпочитают предметы, за которыми не закреплено никаких действий и качественных характеристик. Поскольку перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Это касается игр с предметами, мы же можем перенести подобное наблюдение на подвижную игру и на ее основу – игровые операции и движения.

Процесс замещения одного предмета (явления) другим подчинен определенному правилу, которое гласит: замещать предмет можно только таким предметом, с помощью которого можно воспроизвести хотя бы рисунок действия. А значит, что определенные свойства предметов или явлений можно замещать с помощью схожих искусственно созданных ситуаций или действий.

Опираясь на полученную информацию, мы попытаемся создать универсальную модель подвижной игры, оказывающей воздействие на развитие воображения у дошкольников, содержание которой можно будет менять.

Во-первых, данная игра должна способствовать не только развитию воображения (этот процесс будет более долговременным и сразу результат мы не сможем заметить), но и быть направленной на расширение кругозора ребенка. Поэтому, первоочередным пунктом будет выбор определенной тематики игры, касающейся узкой темы. Для этого нам стоит определить, знания в какой области у дошкольника минимальны и что именно мы хотим, чтобы он узнал:

  • Знания по конкретному предмету (география, биология, математика, иностранный язык и т.д.);
  • Знание и умение различить стороны света;
  • Знания, касающиеся временно-пространственной стороны жизни ребенка;
  • Знания в области оказания первой помощи при получении царапин, синяков и т.д.;
  • Знания в области спорта и различных его видах;
  • Знания о растениях, животных и т.д.

Стоит заметить, что выбор тем на этом не ограничивается и он очень широк. Вторым условием будет создание правил игры, так как игра подвижная, то необходимо выбрать набор определенных движений, подкрепляющих игровые ситуации, это могут быть:

  • прыжки
  • бег
  • ходьба
  • приседания
  • махи ногами и руками
  • повороты туловища и т.д.

Имитация вышеперечисленных игровых движений должна быть обязательна для всех игроков. Например, если игра будет направлена на пополнение знаний ребенка о животных, то правила игры могут звучать так: «В данной игре мы с вами познакомимся с разными животными и у каждого из них есть своя отличительная черта: у медведей – медвежья походка (с помощью тела необходимо показать косолапого медведя, представить, как он двигается на задних лапах), у рыб – быстрое плавание (с помощью рук производятся плавательные движения, возможна ходьба по кругу), у зайцев – длинные прыжки (дети прыгают на месте или в определенном направлении) и т.д.»

В-третьих, возможно дальнейшее усовершенствование игры и создание ролей, для реализации которых дошкольникам необходимо будет выполнять ряд подвижных упражнений и при этом решать определенного рода задания.

Особенностью данной модели игры является ее универсальный характер. Так же она включает основные характеристики различных видов игр, но при этом сохраняет свою функциональную направленность на развитие воображения. К процессу создания сюжета, выбору темы и ролей родителям тоже придется подойти творчески, т.к. нет заранее заготовленного сценария. Грамотное ее использование и учет возрастных особенностей дошкольников позволит добиться качественных результатов.


Библиографический список
  1. Андреева И.В., Бетина О.Б. Психология и педагогика. М., 2008.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. М., 1987.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О., Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
  4. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М., 2000.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. М., 1996.
  7. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005.
  8. Никитин Б.П. Развивающие игры. М., Педагогика, 1985.
  9. Репринцева Е.А. Педагогика игры: теория, история, практика. Курск., 2005.
  10. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошколь¬ных учреждений. М., 2009.
  11. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 2007.
  12. Шалова С.Ю., Савинова А.В. Влияние различных видов игр на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/120PVN515.pdf  (Дата обращения: 25.02.2018).
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.


Все статьи автора «Савинова Алина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: