С.Л. Егорова
к.и.н., доцент кафедры истории России и зарубежных стран
Институт гуманитарных наук, Сыктывкарский государственный университет
Психоневрологический институт (ныне Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт), созданный в1907 г. указом Николая II по инициативе известного психиатра В.М. Бехтерева (1857-1927) для изучения нервной системы «и ее отправлений наук с ней сопредельных» скоро занял почетное место в ряду высших учебных заведений императорской России. Планировалось выпускать из его стен врачей, юристов, педагогов, специализирующихся в лечении нервных и душевных болезней, в судебной медицине, воспитании детей.
Общедоступность образовательных курсов для лиц разного пола, отсутствие казенщины и процентной нормы для евреев, а также программа, заявленная В.М. Бехтеревым, скоро сделали Психоневрологический институт популярным учебным и научно-исследовательским учреждением. Первоначальный двухгодичный образовательный курс сменили специализированные факультеты, где слушатели могли избирать педагогическое, юридическое, медицинское направления. Согласно уставу, целью института была разработка и распространение знаний в области психологии и неврологии, а также сопредельных с ними наук. Здесь читались курсы психологии, анатомии, философии, истории, истории философии и психологии, истории культуры и искусства и т.д. [4, Л.130].
В1915 г. число студентов в Психоневрологическом институте достигло 7 тысяч. Тому способствовало открытие словесно-исторического и естественно-исторического отделений. Кто из российских ученых-гуманитариев преподавал здесь? Заметное участие в организации в институте преподавания университетского типа принял М.М. Ковалевский, увидевший в новых курсах возобновление своей Парижской вольной высшей школы. По просьбе студенческой депутации, поддержанной Советом института, взял на себя организацию словесно-исторического факультета профессор Н.И. Кареев. В первое время многие относились к институту весьма скептически, в шутку называя его «неврилогическим». Кто-то упрекал Н.И.Кареева за то, что он «легкомысленно впутался в неподобающую историю». Сам же он признавал наличие отрицательных сторон в новом учреждении, но, главным образом, в студенческой среде, где находил проявления невысокой культурности. На долю Н.И. Кареева досталось немало хлопот и неприятностей и по вопросу о взаимоотношениях основного и словесно-исторического факультетов. «Дело, однако, я довел до конца, – вспоминал позже Н.И. Кареев, - убедив многих ученых специалистов, что дело может быть серьезным и полезным, благодаря чему состав профессоров получился весьма приличным» [3. С. 253]. Был ли среди них его ученик В.А. Бутенко? В своих мемуарах «Прожитое и пережитое» Н.И. Кареев умолчал об этом. В формулярном списке о службе профессора В.А. Бутенко значится, что в этот период основная учебная нагрузка его сосредоточилась в Петровском училище, Александровском Лицее, университете. Психоневрологический институт не упоминается вовсе [7, Л.26 об. - 32 об.]. Лишь однажды, в трудовом списке, составленном собственноручно В.А. Бутенко в1928 г. в связи с выходом на академическую пенсию прозвучало: «В 1915-1917 гг. был деканом общеобразовательного отделения Психоневрологического института»[1, Л.36]. За разъяснением мы обратились в Российский государственный исторический архив. Здесь, в фонде министерства народного просвещения отложились дела Психоневрологического института. Архивные документы подтвердили: В.А. Бутенко в этот период состоял на службе в Психоневрологическом институте. Перед нами расписание лекций института на 1915-1916 учебный год. Среди преподавателей-историков словесно-исторического факультета значатся Б.Л. Богаевский (история Греции), И.Д. Андреев (история Византии и история Церкви), Н.П. Оттокар (средняя история), П.В. Безобразов (история южных славян), И.В. Лучицкий (новая история), Г.В. Вернадский (русская история), М.А. Островская (русская история), М.Д. Приселков (русская история) [5, Л. 2, 3, 3 об.]. Также среди предметов словесно-исторического факультета – общая психопатология (П.Я. Розенбах), история педагогических учений, общая педагогика (В.В.Успенский), методы преподавания истории (М.Д. Приселков), история древней философии (Д.П. Миртов). Находим сведения о В.А. Бутенко. Три дня в неделю он занят в институте: преподает всеобщую историю первокурсникам основного факультета (Тенишевский зал – Моховая, 33), читает курс новой истории слушателям старших курсов словесно-исторического факультета и ведет семинарий по новой истории (гимназия Гуревича – Лиговка, 1) [4, Л. 42 об., 43, 43 об].
В1915 г. к преподавательской нагрузке В.А. Бутенко прибавились и административные заботы – вплоть до1917 г. он исполняет обязанности декана основного отделения. Вокруг статуса отделения в мае1915 г. возник спор. По мнению комиссии министерства народного просвещения (тайные советники П.А. Некрасов и А.А. Иностранцев, попечитель Петроградского учебного округа Н.К. Кульчицкий), основное отделение представляло собой не факультет, а общую ступень к различным факультетам. Необходимость этой ступени объяснялось тем, что среднее общее образование в России не было согласовано с требованием высшей школы. Поэтому курсы Психоневрологического института стремились заполнить эту брешь [6, Л. 7.]. Представители института академик В.М. Бехтерев и профессор А.С. Гинзберг выступили против признания основного факультета подготовительной ступенью к высшему образованию. «Это, – настаивали ученые, – факультет с законченным циклом основных отделом важнейших научных дисциплин. Основной факультет может трактоваться как первые курсы университета. Характер преподавания на основном факультете чисто университетский» [6, Л. 26]. Основной мыслью института было восстановить старую идею universitas, которая затерялась при современном устройстве университетов, готовящих узких специалистов. Создавая основной факультет, устроители института были убеждены, что «и для медика, и для историка, и для естественника необходимо для будущей его научной и практической деятельности философское образование с выяснением взаимной связи и зависимости между отдельными научными дисциплинами» [6, Л. 27].
Между тем комиссия признала целесообразным присвоить факультету название основного отделения, «так как по цели и организации он не соответствовал содержанию понятия факультета» [6, Л. 30 об.]. К 1916 году в структуре Психоневрологического института действовали 4 факультета (медицинский, юридический, словесно-исторический, естественно-исторический) и 3 отделения (основное, педагогическое, химико-фармацевтическое). Наиболее многочисленным был медицинский факультет [8, Л. 3-3 об.].
В1916 г. после инспекции министерством народного просвещения курсы при Психоневрологическом институте получили статус «Частного Петроградского Университета» с правами высших правительственных учебных заведений. Президентом университета был вновь избран В.М. Бехтерев. Состоялось и избрание деканов и секретарей отделений и факультетов: профессор В.А. Бутенко (основное отделение), профессор В.А. Вагнер (педагогическое), профессор А.С. Гинзберг (химико-фармацевтическое), академик В.М. Бехтерев (медицинский факультет), профессор Н.И. Кареев (словесно-исторический), профессор Д.Н. Зейлигер (естественно-исторический), профессор П.И. Люблинский (юридический). В число студентов Частного университета принимались лица обоего пола, имеющие аттестат зрелости гимназий министерства народного просвещения или свидетельства об окончании других общеобразовательных учебных заведений [4, Л. 108, 196 об.].
В1918 г. Частный Петроградский Университет получил статус Второго Петроградского Университета (его иногда называли «второпетуном»). Но в ходе реорганизации высшей школы (1919) юридический и педагогический факультеты были переданы в состав Первого Петроградского университета, медицинский факультет преобразован в Государственный Институт Медицинских Знаний, химико-фармацевтическое отделение в Химико-фармацевтический институт, зооветеринарный факультет в Ветеринарно-зоотехнический институт [2].
Задуманная В.М. Бехтеревым система организации обучения в институте и профессиональный преподавательский корпус сделали возможным скорое превращение факультетов и отделений в самостоятельные высшие учебные заведения.
Примечания
- Архив СГУ. Д.69 (Личное дело профессора В.А. Бутенко).
- Акименко М.А. Владимир Михайлович Бехтерев [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bekhterev.spb.ru/index.php?cid=200&crt=202,1
- Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990.
- Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф.733. Оп. 156. Д. 681.
- РГИА. Ф. 733. Оп. 226. Д. 335.
- РГИА. Ф. 733. Оп. 266. Д. 184.
- РГИА. Ф.740. Оп.19. Д.116.
- РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Д. 81.