ШУМАКОВА О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОПЫТ С ПОЗИЦИЙ НУКЛЕАРНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: , ,


ШУМАКОВА О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОПЫТ С ПОЗИЦИЙ НУКЛЕАРНОГО ПОДХОДА


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1319 (дата обращения: 29.10.2023).

Профессиональная культура является объектом многочисленных научных исследований. В общенаучном понимании профессиональная культура восходит к понятию культура и связывается непосредственно с деятельностью человека. Культура в этом ключе представляет собой продукт мыслительной, духовной или художественной деятельности, в котором отражается творческая сила человека.

Безусловно, современная наука неоднозначно трактует этот термин. С одной стороны, культура представляется совокупностью жизненных итогов (З. Фрейд); с другой стороны, это ступень развития в некоторых областях знаний, например, культура мышления, культура труда, культура поведения; а в целом, обобщая эти подходы, выводится смысловая нагрузка этого понятия – в культуре проявляется и отражается уровень социального и ментального развития, свойственная только человеку.

Одной из существенных функций культуры является человекотворческая, и это определяет понимание культуры в целом и профессиональной культуры в частности. Категория «культура» в нашем понимании характеризуют ту ее часть, которая выражает процессы «человекообразования» и повышения уровня организации его социально-психологического и профессионального пространства.

Эта позиция к исследованию профессиональной культуры личности дает возможность анализировать ее как явление, предопределяющее собственную активность и целенаправленность деятельности человека в ее освоении. Это, в свою очередь, означает качественное преобразование, развитие необходимых для осуществления профессиональной деятельности психических и личностных свойств, образующих потенциал личности, ресурс и средство в соответствии с требованиями и условиями профессиональной деятельности.

Акмеологические особенности профессиональной культуры обусловлены акмеолого-психологическим пониманием профессиональной деятельности – профессиональных интересов, целей, мотивов и личностно-акмеологических качеств субъекта профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина): аналитико-конструктивный склад мышления; эмоционально-волевая стабильность, стрессоустойчивость и адаптированность к изменяющимся условиям, к процессам модернизации современного образования [3]; эмпатия и рефлексия; риск; креативность; общая психофизиологическая активность; профессионально важные качества (В.И. Долгова): – управленческие, организационные, коммуникативные, перцептивные, интерактивные, рефлексивные и другие [2].

Интегральным акмеологическим критерием оценки профессиональной культуры личности является продуктивность деятельности, выраженная в показателях уровня и качества процесса и результатов деятельности, в характеристиках социально-психологического состояния среды, проявляющемся в общем настроении, социальном самочувствии, в субъектности, а также в способности личности к самосовершенствованию и саморазвитию. Профессиональная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образах и нормах поведения [4, с. 33].

Более того, профессиональная культура – это системное образование с четкой структурой, связями и функциями. С позиций нуклеарного подхода в структуре профессиональной  культуры личности выделяют два слоя: непосредственно ядро и его защитный пояс. Ядро составляют знания и умения, а его становление сопровождается развитием защитного пояса. Два структурных слоя профессиональной культуры взаимосвязаны, образуют целостную систему при системообразующей функции ядра. При этом гармонизация между существованием ядра и защитного пояса обеспечивается их взаимозависимостью, с одной стороны, и относительной автономностью, с другой.

Центральная функция ядра – сохранение и передача самоидентичности профессиональной культуры, оно обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью. Именно ядро структурирует профессиональную культуру, определяет ее специфику, что выражается в морофолого-генетической функции. Специфичность ядра как феноменологического образования проявляется, прежде всего, в структурирующей и систематизирующей функциях относительно субъектных знаний и деятельности. Не всякий внешний объективно существующий предмет или процесс субъективируется, становится элементом ядра, прежде он должен ему соответствовать. Ядро, как своеобразная матрица, избирательно присваивает содержание извне, а поскольку оно структурно, то и внешняя реальность, претендующая на ядерное значение в профессиональной культуре, должна обладать идентичной структурой.

Уникальность ядра профессиональной  культуры личности проявляется в мнемо-семантической (исторической) функции, выражающейся в хранении информации об историческом знании – опыте, этапах формирования этого знания, условиях применения и деятельности, традиций. Эта информация, аккумулируемая в ядре, через систему деятельности транслируется от поколения к поколению, и именно этим гарантированно сохраняется самоидентичность профессиональной  культуры.

Вместе с тем ядро культуры при всей своей стабильности не может оставаться неизменным в абсолютном смысле. Представляя ядро профессиональной культуры как стабильное, устойчивое образование, мы имеем в виду, прежде всего, относительную его устойчивость. И эта устойчивость проявляется в неизменности структуры ядра. В отличие от этого, содержание, или наполнение этой структуры, в действительности, «живой организм». По законам диалектики развитие обеспечивается переходом количественных накоплений в качественные изменения. Следовательно, ядро обладает потенциалом развития, в связи с чем его необходимо анализировать как многоуровневое образование, обладающее динамизмом и способностью к качественным изменениям. При неизменных функциональных и структурных характеристиках содержание ядра профессиональной культуры обладает внутренним потенциалом самоизменения во взаимодействии с защитным поясом при сохранении и усилении адаптационных механизмов.

Потенциальная возможность динамично изменяться и адаптироваться характеризует ядро профессиональной культуры личности как акмеологический феномен, поскольку задает продвижение личности к собственным вершинам в профессиональной деятельности. Акмеологическими механизмами динамичности и развития ядра являются самосознание личности и общественное сознание. Самосознание выступает особым механизмом прорыва новой информации в ядро культуры и проявляется в самостоятельной выработке знаний, адекватных внекультурной реальности. Результатом прорыва становится культурная трансформация или глубинные преобразования ядра культуры [5, с. 33]. И общественное сознание, и самосознание личности обновляют содержание ядра профессиональной культуры, не нарушая его самоидентичности и индивидуальности, обеспечивая тем самым его модернизацию.

Итак, центральным компонентом ядра профессиональной культуры и результатом освоения личностью профессиональной культуры являются знания как форма представления субъекта о действительности. В отличие от информации знание всегда принадлежит личности, а информация безлична, существует отдельно от культурного и социального контекста. В этой связи знания принадлежат субъекту профессиональной деятельности и характеризуют облик его профессиональной культуры, в целом, и содержание ядра профессиональной культуры, в частности.

Обращаясь к исследованиям Л.С. Выготского, обнаруживаем, что функция культуры – это опосредствование, посредничество. А.Н. Леонтьев, следуя этому, замечает, что действие человека уже внутренне культурно, поскольку совершается и завершается тогда, когда возникает, проектируется, корректируется или разрушается другое действие. Двойственность, двумерность действия и его продукта определяет специфические трудности построения замысла и целеполагания «апробирования цели действием» [4, с. 106]. Б.Д. Эльконин, анализируя исходный тезис Л.С. Выготского, заключает, что, действуя, человек самим этим актом обращается к другому – носителю идеи действия, в связи с чем человеку уже дан «нужный» объект, он уже поставлен в «нужные» условия и силою самих этих условий будет действовать в «нужном» направлении, т.е. шаг развития уже свершен [6, с. 26].

Эти примечательные тезисы приводят к осмыслению взаимосвязи опыта субъекта профессиональной деятельности на этапе его становления и профессиональной культуры в категориях «натуральное – идеальное», которое раскрыто в трудах Л.С. Выготского. Переход «натуральное – идеальное» понимается как преодоление натуральной формы, причем достаточно энергичное, с одной стороны, и эволюционное, с другой. Профессиональная культура как «идеальная форма» воплощает общественно-историческую и индивидуальную практику деятельности по продуцированию и освоению новшеств и становится своеобразной социокультурной и личностной установкой. Следуя терминологии Л.С. Выготского и Б.Д. Эльконина, освоенный опыт, то есть опыт, ставший «своим», мы относим к «натуральному» в том смысле, что переход профессиональной культуры, внешней по отношению к субъекту идеальной формы, проявляется как преобразование и свертывание первоначально развернутого во внешней деятельности свойств, связей и отношений предметов. Опыт как реальная форма выражается в наличных свойствах, связях и отношениях, и именно в совокупности знаний, умений, навыков, приобретенных субъектом непосредственно в практической и познавательной деятельности в процессе профессионализации, ставших ценными для него и реализуемых в профессиональном поведении.

Переход «профессиональная культура – опыт» (переход внешнего содержания во внутреннее содержание ядра) определяется как эволюционный. Усвоение культуры выстроено как последовательный и постепенный переход от реального действия с «предметным миром, его свойствами, отношениями и связями» к значению, в котором эти связи, свойства и отношения «обобщенно отражены» [6, с. 24]. В этом смысле возникает необходимость найти точку их сопряжения. Таковой мы считаем субъекта освоения опыта профессиональной культуры в процессе профессионального становления, что вторит позиции Б. Д. Эльконина: « … можно сказать, что “точка встречи” идеальной и реальной форм специфична и знаменательна тем, что в ней возникает субъект поведения. Кроме того, указание на субъекта и субъектность предполагает конструирование (теоретическое и экспериментальное) взаимоперехода реальной и идеальной форм» [6, с. 9].

Действительно в процессе освоения профессиональной культуры внешняя объективно существующая реальность переходит в идеальную форму и приобретает ядерное значение в профессиональной деятельности личности. Высокий уровень обобщения, восхождение к ключевым характеристикам объективирует внутренний сдвиг и, как следствие, внутреннее развитие относительно устойчивого ядра профессиональной культуры личности. Порождающий собственную профессиональную культуру человек, овладевает ею и становится ее субъектом. Итак, именно субъект переводит профессиональную культуру в опыт и уже сам является носителем профессиональной культуры и ее творцом. Абстрагируясь от субъекта, заключим, что профессиональная культура, переходя в опыт, сохраняет себя как таковую, более того, совершенствует субъекта, который ее продуцирует.

 

Литература:

  1. Асп, Э. К. Введение в социологию [Текст] / Э. К. Асп. – СПб.: Алетейя, 2000. – 244 с.
  2. Долгова, В. И. Инновационная культура: сущность и составляющие [Текст] / В.И. Долгова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2001. – №2. – С. 23–35.
  3. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая концепция повышения продуктивности образования [Текст] / Н. В. Кузьмина // Акмеология 2007. Методологические и методические проблемы / Под ред. Н. В. Кузьминой, Л. И. Дубровиной. – СПб.: Изд-во ЦСИ, 2007.
  4. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 224 с.
  5. Николаев, А. И. Институт стратегических инноваций. Инновационная политика и инновационный бизнес в России [Текст] / А. И. Николаев // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2001. – №15 (146). – С. 71–84.
  6. Эльконин, Б. Д. Психология развития [Текст] / Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 156 с.


Все статьи автора «osh»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: