КАЛАШНИКОВА А.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ


КАЛАШНИКОВА А.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/12/1373 (дата обращения: 28.10.2023).

Калашникова Анастасия Витальевна,

ФГБОУ ВПО «Астраханская медицинская академия», г. Астрахань

 

Задачи, стоящие перед высшей школой в настоящее время, требуют активного поиска резервов повышения эффективности вузовского обучения. В обществе появились новые ценности – проектирование саморазвития, самообразования личности, ставшие современной парадигмой образования. Условия социокультурной ситуации общества требуют от каждой личности развития творческого мышления, самостоятельности ума, способности к усвоению в короткое время максимальной информации.

Процесс обучения в вузе опирается на самостоятельную, исследовательскую деятельность студентов по усвоению науки, ее теории, системы, понятийного аппарата, закономерностей, что требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Важную роль в ее становлении у студентов играет способность понимать и использовать научные тексты – знаковое выражение различных теорий, концепций, результатов экспериментальных исследований.

Выявление психологических аспектов понимания научного текста обусловлено необходимостью выявления и систематизации факторов, влияющих на понимание научного текста, и определения условий развития понимания, от которых зависит эффективность целенаправленного обучающего воздействия на студентов в процессе их подготовки [1, 93-97].

В процессе психологического понимания научного текста целесообразно рассмотреть наиболее частотные аспекты:

  1. 1.     Неосознаваемость. Так, получаемые ощущения и результаты не различа­ются сознанием как два отдельных по времени момента. Иначе говоря, мы не осознаем разницы между объективно данными ощущениями и результатом нашего восприятия. Эта способность не выделять языковую форму речи как самостоятельную не является, однако, врожденной, она развивается по мере нашего освоения мира и овладения грамматикой языка.
  2. 2.     Уровневость. Эта особенность обеспечивает ступенчатость самого процесса и последовательность (уровневость) обработки речевого сигнала. Другими словами, воспринимая научный текст, важно выделять в нем ключевые слова, фразы и тезисы.
  3. 3.     Осмысленность. Восприятие научного текста обладает спецификой и, прежде всего, это проявляется в предвосхищении потенциальных значений и отборе в соответствии с продолжением и контекстом.
  4. 4.     Восприятие букв и слов. Об этом имеет смысл говорить главным образом применительно к письменной речи. Оно представляет собой проникновение в смысл, который лежит за знаковой формой речи. Физиологически восприятие осуществляется скачкообраз­ными движениями глаз с одного фрагмента на другой, при этом смысл осознается во время остановки движения глаз. Таким образом, целесообразным представляется семантизировать неизвестные слова.
  5. 5.     Восприятие предложений относится к важнейшим особенностям языковой компетенции человека. Следует отметить, что для реципиента не всегда важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза. Главное для него — это смысл, стоящий за ней. Поэтому в восприятии предложений важно уметь членить его на смысловые составляющие, выделяя в каждой ведущую мысль [2, 120-135 ].
  6. 6.     Механизм эквивалентных замен состоит в том, что в самом процессе восприятия речи реципиент заменяет слова и словосочетания, фразы более простыми сигналами или наглядными образами. Это особенно актуально в понимании научных текстов, где неизвестный и непонятный, на первый взгляд, термин, обозначает вполне жизненное явление.
  7. 7.     Механизм прогнозирования. При восприятии речи реципиент проявляет активность: опирается на свой прошлый опыт (как речевой, так и неречевой), осуществляет прогнозирование поступающего сигнала, а также производит эквивалентные замены. Успешное понимание научного текста обусловлено личным и научным опытом реципиента, его умением подбирать примеры [3, 54-69].

Таким образом, понимание текста представляет собой интегративный процесс, включающий реконструктивную и творческую деятельность и направленный на поэтапное развертывание смысла. Психологическое понимание текста предполагает владение операциями смыслового анализа, моделирования и репрезентации информации.

В связи с чем одной из главных задач образовательного процесса в вузах является организация работы, направленной на развитие понимания научной информации, представленной в текстах.

Основным условием развития понимания научного текста является организация целенаправленного воздействия на познавательную сферу студентов, позволяющего сформировать у них модель понимания текста, способствующего освоению приемов и операций смыслового анализа.

Литература

  1. Пешкова Н.П. О влиянии типа текста на процессы чтения и понимания // Лингво-методическне проблемы обучения иностранным языкам в вузе. Уфа, 2001.
  2. Хан Г.Н. Когнитивно-личностные механизмы восприятия и понимания текста: Автореф. канд. дис. М., 1998.
  3. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста. СПб: Наука, 2004.


Все статьи автора «Anastasia Kalashnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: