СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Гладков П.А.

Аннотация
Каждый из нас старается следить за своим здоровьем, беречь его смолоду. Но все равно нам приходится обращаться к врачам за медицинской помощью.
Несколько лет назад Президент России В. В. Путин утвердил национальный проект «Здоровье», целью которого является повышение качества медицинской помощи, так как тема здоровья для нашего государства особенно актуальна.
Действительно, наибольшая часть средств, выделяемых на нацпроекты, идет на финансирование проекта «Здоровье» (более 5 млрд долл. из 10 в 2007 году). Однако по данным Левада-Центра, в 2007 году лишь 14% россиян были удовлетворены системой здравоохранения в стране, а 72% считали, что качество медицинских услуг в 2006-2007 годах не изменилось или ухудшилось [8].
Но как часто каждый из нас обращается к врачам? Какие денежные средства нужно платить при обращении за помощью к последователям Гиппократа?

В данной работе мы собираемся проанализировать динамику обращения населения за медицинской помощью, а также уровень расходов домохозяйств на медицинскую помощь в зависимости от их принадлежности к одной из 20-процентных групп населения (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств).
Для этого мы обратимся к базе данных Федеральной службы государственной статистики, в частности к статистическому сборнику «Социальное положение и уровень жизни населения России», который был опубликован в 2010 году, однако данные в нем представлены до 2009 года включительно.
Мы исследуем частоту пользования медицинскими услугами, а также средние расходы, которые влечет за собой обращение за медицинской помощью.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Общая рубрика, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гладков П.А. Социологический анализ потребления медицинских услуг в России // Психология, социология и педагогика. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2011/12/1518 (дата обращения: 27.10.2023).

Проблемная ситуация

Итак, проблемная ситуация заключается в том, что многие россияне привыкли к бесплатной медицине и для них сам факт существования платных услуг в этой сфере представляется вопиющей несправедливостью [7]. Однако получение бесплатных медицинских услуг в городских поликлиниках сопряжено с бесконечным стоянием в очереди и уже успевшей всем досадить бюрократической структурой (чтобы попасть на прием к определенному врачу, необходимо прежде собрать бесчисленное количество справок и сдать разные анализы). Безусловно, это неудобно. Ситуация осложняется распространением мнения о том, что по-настоящему квалифицированную помощь можно получить лишь в платных клиниках, где к пациенту относятся как к клиенту, потребителю, который требует оказания помощи на высоком уровне.

При анализе частоты пользования медицинскими услугами, а также средних расходов, которые влечет за собой обращение за медицинской помощью, мы будем опираться на данные, опубликованные Федеральной службы государственной статистики в сборнике “Социальное положение и уровень жизни населения России”.
В частности, нас интересует раздел «Состояние здоровья и медицинское обслуживание населения», в котором опубликована статистика: “Обращение населения за медицинской помощью” и “Расходы домашних хозяйств на медицинскую помощь”.
Для наглядности данную информацию мы предложим в графическом виде (см. раздел “Приложения”).

Обычные клиники

Сразу оговорим, что под амбулаторно-поликлиническими учреждениями мы будем понимать все медицинские учреждения, которые ведут амбулаторный прием (поликлиники, амбулатории, диспансеры, поликлинические отделения в составе больничных учреждений и др.) [1, с. 323].
В среднем, за амбулаторной или стационарной медицинской помощью обращаются 32,4% членов домохозяйств. Чаще всего за медицинской помощью обращаются члены четвертой и пятой групп (34,4% и 36,7%, соответственно). Примечательно и то, что в этих группах оказанные услуги оплачивает примерно каждый четвертый обратившийся. Во второй группе – каждый восьмой, а в первой – только каждый тринадцатый. Таким образом, в среднем около 20% членов домохозяйств оплачивают оказанную им амбулаторную или стационарную медицинскую помощь.
Подобная разница позволяет нам предположить, что, в основном, представители первых групп обращаются в государственные муниципальные клиники, в которых большинство услуг оказываются бесплатно. Члены третьей группы в равной степени пользуются услугами как государственных, так и частных клиник. Пациенты из четвертой и пятой групп, вероятнее всего, отдают предпочтение частным клиникам, в которых оплачиваются все виды услуг.

Как показывает опрос населения, проведенный “Фондом общественного мнения”, многие респонденты жалуются на плохую организацию и бюрократизацию медицинского обслуживания, а также на отсутствие возможности своевременно попасть к нужному врачу или получить неотложную помощь (13%). Кроме того, часто в штате поликлиник нет врачей-специалистов, и это делает лечение еще менее доступным [7].

Стоматология

Мы проанализировали ситуацию в государственных и платных амбулаторных и стационарных клиниках. Теперь исследуем положение дел в стоматологических клиниках.
Из графика №1, мы видим, что услугами, которые предоставляют стоматологические клиники, пользуются немного людей. В среднем, чуть более 7% членов домашних хозяйств обратились за помощью к стоматологу в 2009 году. Большая это цифра или маленькая? Сравним пять выделенных групп, и ответим на данный вопрос.
Лишь 4,6% представителей первой группы в 2009 году село в кресло стоматолога, тогда как среди членов пятой группы таких “счастливчиков” оказалось 10,2%. Значит ли это, что состояние зубов у представителей пятой группы намного хуже? Является ли это решающим фактором потребления услуг стоматологов?
Разобраться нам поможет статистика по средним расходам домохозяйств на оплату стоматологических услуг. Важно учесть, что в статистике отражены расходы за один месяц и учитываются лишь те члены домохозяйств, кто воспользовался услугами стоматолога (а не по всем членам домохозяйств в целом). Мы видим, что, например, расходы членов четвертой и пятой групп на стоматологические услуги превышают расходы на тот же вид услуг у представителей первой и второй групп примерно в два-три раза.
Представители первой и второй групп вероятнее всего пользуются услугами государственных стоматологических поликлиник. Действительно, в подобных клиниках люди с невысоким уровнем дохода (к примеру, студенты или пенсионеры) могут за доступную цену улучшить состояние своих зубов. В ряде клиник это можно сделать совсем бесплатно. К сожалению, их осталось не так много: платная медицина постепенно вытесняет бесплатную.
Общеизвестно, что цены в частных стоматологических поликлиниках выше в несколько раз. Это связано с тем, что уровень лечения и качество обслуживания в элитных стоматологических клиниках сопоставимы с уровнем зарубежной элитной стоматологии. Подобные стоматологические клиники располагают современным лечебным оборудованием, в них работают высококвалифицированные врачи. Поэтому маловероятно, что представители первой и второй групп станут клиентами платных клиник.
Многие россияне считают, что качественно вылечить зубы можно лишь в дорогостоящих клиниках. Поэтому маловероятно, что представители четвертой и пятой групп обратятся муниципальные стоматологические клиники.
Более того, предполагается, что домохозяйства с более высокими доходами могут позволить себе более широкий спектр дорогостоящих услуг, таких как: протезирование зубов, исправление прикуса, установка брекетов, а также отбеливание зубов. Представителям первых групп подобные услуги просто не по карману из-за их высокой стоимости.
Мы видим, что дорогостоящие услуги частных стоматологических клиник вынуждают представителей третьей, четвертой и пятой групп тратить больше всего средств на оплату лечения и профилактики зубов: в этих группах доля расходов среди общих расходов на медицинскую помощь составляет 57,7% и 50,1% , соответственно.
Самая низкая доля затрат на стоматологические услуги среди затрат на все медицинские услуги наблюдается в третьей группе: доля расходов составляет лишь 40,3%, что значительно меньше аналогичной доли в других исследуемых группах.
В свою очередь, средние расходы на стоматологию у представителей первой и второй групп составляют 501 и 706 рублей, соответственно. Они тратят денежные средства на осмотр у стоматолога, удаление зубов или лечение кариеса (установка пломбы) [2]. Но изготовление дорогостоящей коронки для представителей этих групп уже вызывает финансовые затруднения, чего нельзя сказать о третьей группе.

Российская действительность такова, что городские муниципальные детские стоматологические поликлиники хотя и предлагают детям возможность бесплатного лечения зубов, однако, как правило, записываться на прием к врачу необходимо заблаговременно. Более того, лекарства для обезболивания, перчатки и шприцы необходимо покупать самим и с ними приходить на прием к специалисту. Соответственно, нельзя сказать, что лечение обходится им бесплатно.
Нельзя не упомянуть, что существует альтернатива обращения к стоматологу: лечение зубов и десен с помощью народной и нетрадиционной медицины. В исследовании, проведенном “Фондом общественного мнения” почти треть респондентов ответили (30%), что прибегают к таким средствам для лечения зубов [6].
На наш взгляд, приверженцев народной и нетрадиционной медицины в основном можно встретить среди представителей первых двух групп. Как следствие, эти группы реже обращается к стоматологу и лечатся самостоятельно с помощью народной медицины.

Скорая помощь

За помощью к медицинской службе быстрого реагирования (“скорая помощь”) обращаются 0,6-1% россиян. Эта тенденция характерна для всех пяти рассмотренных 20-процентных групп.
Как мы видим по графику №2, средние расходы на медицинскую помощь (около 575 рублей) тоже невысоки по сравнению с другими видами оказания медицинской помощи. Связано это с тем, что в настоящее время платная скорая помощь пока не так популярна у населения.
Как указывается в исследовании, проведенном “Всероссийским центром изучения общественного мнения”, большинство тех, кто пользовался услугами “скорой помощи”, оказались довольны “укомплектованностью экипажа машины специалистами, их квалификацией, отношением к пациентам, а также оперативностью оказания услуг и результатами вызова (58–68%)” [5].
Таким образом, россияне довольны не только самим качеством медицинских услуг, оказываемых платной “скорой помощью”, но и сравнительно низкой стоимостью лечения.

Заключение

Мы рассмотрели динамику потребления различных медицинских услуг в пяти группах домашних хозяйств (выделенных по критерию объема их бюджета).
Мы выяснили, что группы с наиболее располагаемыми ресурсами обращаются за медицинской помощью (амбулаторной или стационарной; стоматологической и скорой) чаще, чем группы с наименее располагаемыми ресурсами.
В то же время, в этих группах больше людей тратят денежные средства при потреблении медицинских услуг. Действительно, в среднем ежемесячно каждый обратившийся за медицинской помощью тратит более 1 тыс. рублей.

Как известно, каждый гражданин России застрахован и имеет страховой медицинский полис, но по этому полису он не получает столь же качественное медицинское обслуживание, как в платных клиниках. Именно поэтому платные клиники прочно заняли свои позиции на рынке медицинских услуг.
Парадоксален тот факт, что врачи из муниципальных клиник работают одновременно и в частных клиниках. Но уровень оказываемых услуг теми же врачами в частных клиниках гораздо выше, чем в муниципальных, поскольку услуги оплачиваются самим пациентом.

Мы считаем, что стереотип о возможности получения высококачественной медицинской помощи лишь в платных клиниках должен быть разрушен. И в платных, и в государственных муниципальных клиниках врачами-специалистами должна оказываться квалифицированная медицинская помощь на высоком уровне.

Приложения

График 1. Статистика обращения населения за медицинской помощью [3, Данные Федеральной Службы Государственной Статистики]

График 2. Статистика расходов домашних хозяйств на медицинскую помощь [4, Данные Федеральной Службы Государственной Статистики]


Библиографический список
  1. Данные Федеральной Службы Государственной Статистики. Сборник “Социальное положение и уровень жизни населения России”, 2010. URL: http://www.gks.ru/doc_2010/soc-pol.rar
  2. Данные Федеральной Службы Государственной Статистики. Сборник “Социальное положение и уровень жизни населения России”, 2010. Табл. 10.24 “Средние потребительские цены на отдельные виды медицинских услуг” URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_44/IssWWW.exe/Stg/d02/10-24.htm
  3. Данные Федеральной Службы Государственной Статистики. Сборник “Социальное положение и уровень жизни населения России”, 2010. Табл. 10.27 “Обращение населения за медицинской помощью”. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_44/IssWWW.exe/Stg/d02/10-27.htm
  4. Данные Федеральной Службы Государственной Статистики. Сборник “Социальное положение и уровень жизни населения России”, 2010. Табл. 10.28 “Расходы домашних хозяйств на медицинскую помощь”. URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_44/IssWWW.exe/Stg/d02/10-28.htm
  5. Исследование ВЦИОМ “Россияне и медицина: главное – не процесс, а результат” (10.10.2006) URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=3350
  6. Исследование ФОМ “Визит к стоматологу. Профилактика и лечение” (13.09.2007) URL: http://bd.fom.ru/report/cat/healthca/doc/d073723/
  7. Исследование ФОМ “Медицинское обслуживание” (25.07.2002) URL: http://bd.fom.ru/report/cat/healthca/med_pay/dd022930
  8. Немцов Борис. Крах национальных проектов // Большой бизнес. 2008. №3 (49). URL: http://www.bolshoybusiness.ru/archive/21/463/


Все статьи автора «pgladkov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)