Задачи:
Образовательные:
1. Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть), о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед).
2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1.Развивать у детей фонематический слух.
2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3.Учить отгадывать загадки.
4. Развивать творческое воображение, логическое мышление.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2.Проведение экспериментов с водой.
3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6.Наблюдениеза водой на прогулке.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы.
Материал.
Для детей: деревянные линейки, мозаика, баночки, чашки, стаканчики с водой, блюдца.
Для воспитателя: Термос с горячей водой, зеркало, форма со льдом, плоская тарелка, 12 капелек сделанных из картона, гуашь.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо, а в нем загадка от Капитошки. А вы знаете кто такая Капитошка? (Ответы детей). Правильно, это маленькая капелька воды, которая живет в сказочной стране Водиландия. А вот ее загадка, слушайте внимательно. Что в руках не удержишь, в решете не унесешь?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно, отгадали. Капитошка очень хочет, чтобы Вы познакомились со свойствами воды и узнали много нового о воде. Итак, что же такое вода и какими свойствами она обладает? Все это выснить мы попробуем в нашей лаборатории, но прежде чем мы пройдем в лабораторию, необзодимо запонить правила поведения в лаборатории:
- это не шуметь – этим вы мешаете другим
- аккуратно обращаться с посудой. Помните, что посуда может биться и этим легко пораниться.
- Внимательно слушать и следить за результатами опыта.
- Закончив наблюдение сделать вывод.
Вот теперь мы можем пройти в лаборатория, подойти к столам и приступить к нашим исследованиям.
(Дети подходят к столам на которых стоят тазики, различные баночки, стаканчики с водой.)
Воспитатель: Говорят, что вода может литься и растекаться. Давайте проверим это. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды на блюдце. Но выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода растекается.
Убедились, что вода льётся и растекается? (Ответы детей)
Воспитатель: На столе лежат деревянные линейки. Это твёрдые предметы. Они имеют форму и сохраняют её. А есть ли форма у воды? Давайте проверим.
Будем наливать воду в чашку, блюдце, баночку. Что вы заметили? Какую форму принимает вода?
Дети делают вывод: Вода принимает форму предмета, в который её наливают.
Воспитатель: А какого цвета чистая вода? Смотрите, я кладу рядом чистый лист бумаги. Отличается вода в стакане от белого листа? Так все таки какая вода по цвету? Имеет ли вода цвет?
Дети: вода чистая. Она бесцветная.
Воспитатель: Это еще одно свойство воды
Воспитатель: а теперь проведем следующий опыт. У вас на столах лежат мозаики. Опустите мозаику в стакан с водой. В стакане мозаику видно? А если поставить стакан с водой на картинку. Ее видно через стакан?
Дети: Видно.
Воспитатель: Значит вода, какая?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: А какая вода в лужах?
Дети: Грязная
Воспитатель: А вся ли вода прозрачная? Если я в воду добавлю черную гуашь, то вода станет какая? (Ответы детей)
Дети: Грязная вода не бывает прозрачной.
Воспитатель: Вчера я с вами налила в формочку воды и поставила в морозилку. Давайте проверим, что с ней стало?
(Дети подходят к столу воспитателя и наблюдают).
Дети: Вода превратилась в лёд.
Воспитатель: Возьмём льдинку в свою руку. Что с ней происходит?
Дети: Льдинка растаяла от тепла нашей ладошки. Появилась вода.
Воспитатель: Это ещё одно свойство воды: вода может замерзать, превращаться в лёд.
Воспитатель: А что произойдет, если поставить воду на огонь?
Дети: Когда вода кипит, над чайником появляется пар.
Воспитатель: Давайте откроем термос с горячей водой и понаблюдаем. Поднесём зеркало к термосу, что произошло?
Дети: Зеркало запотело. (Дотрагиваются пальчиками до зеркала)
Мы хорошо поработали, давайте немножко и отдохнем.
Физкультминутка.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним еще раз все свойства воды, о которых мы сегодня говорили. (Дети перечисляют: вода может растекаться, не иметь формы, прозрачная, превращаться в лед и пар)
Вы знаете, ребята, что вода имеет большое значение в жизни всего живого. Я хочу вам предложить посмотреть слайды о воде. (Показ слайдов).
Итог занятия:
Воспитатель: итак, ребята, вы поняли, что человек ни дня не может прожить без воды. Вода добрый друг и помощник человека.
И Капитошка на память о себе дарит Вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе воды и бережном отношении к ней. (Вешаю каждому ребенку капельку).