УДК 347.92

АРТТЕРАПИЯ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Игумнова Татьяна Тимофеевна1, Осеева Надежда Александровна2
1Государственное казенное учреждение здравоохранения «Психоневрологического дома ребёнка №9» города Санкт – Петербурга, музыкальный руководитель
2Государственное казенное учреждение здравоохранения «Психоневрологического дома ребёнка №9» города Санкт – Петербурга, старший дефектолог

Аннотация
В данной статье представлены разнообразные виды арттерапии, которые могут быть использованы на занятиях с дошкольниками. Арттерапия является мощным средством психокорекции эмоционального состояния детей. Педагоги нашего учреждения опираясь пытаются выстроить содержание материала так, чтобы он был доступен как опытным педагогам, так и начинающим молодым специалистам. И привлечь к разработке в педагогике новых подходов в арттерапии.

Ключевые слова: арттерапия, изотерапия., имаготерапия, кинезотерапия, музыкотерапия


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Игумнова Т.Т., Осеева Н.А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/03/1927 (дата обращения: 27.10.2023).

Работая в дошкольном учреждении «В доме ребенка», где живут дети­ – сироты, дети из неблагополучных семей, педагоги используют в своей работе разнообразные методы и приемы, способствующие реабилитации и обеспечивающие эффективную помощь в ситуации, связанной с ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, лишен социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для его полноценного развития. Прекращение или временное отсутствие эмоционального контакта с матерью и родными, рождает у ребенка тревогу, которая со временем усиливается, растет недоверие к людям, появляется нежелание познавать новое. Поэтому задачей педагогов является коррекционно – образовательная работа с детьми, воспитывающимся в депривационных условиях, с учетом состояния психического здоровья и личностного потенциала каждого ребенка.

В ходе диагностического обследования наших детей были выявлены следующие особенности эмоционального и психического развития этих детей:

- низкий уровень развития произвольной памяти как образной, так и вербальной;

- недостаточное развитие произвольного наглядно- образного мышления;

- несформированность произвольной регуляции поведения с преобладанием состояния эмоциональной напряженности на фоне негативного настроения;

- низкий  уровень внеситуативно – личностного общения, предполагающего доверительный диалог ребёнка со взрослым. Именно по этому арттерапия так необходима и как показывает опыт, так эффективна в работе с нашими детьми, и является важным элементом его полноценного развития. 

Виды арттерапии и их коррекционное и терапевтическое воздействие.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то её систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библеотерапия; танец, движение – кинезитерапия).

Музыкотерапия (МТ) – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Музыка может проникать в организм детей не только через органы слуха, но и через кожу. Выявлено, что музыка — это поток звуковых волн, и кожа воспринимает его в широком диапазоне. Звуковые сигналы попадают на резонансную частоту, которая соответствует физическим характеристикам того или иного органа, и оказывают стимулирующее действие на него. По наблюдениям ученых и врачей вибрации музыкальных звуков активизируют вегетативные механизмы высшей нервной деятельности детей. В первую очередь музыкотерапия позволяет добиться успехов в лечении различного рода психических расстройств: психозов (в сочетании с психотропными средствами), депрессивных состояний. Хорошо она помогает и в терапии многих психосоматических заболеваний. В последние годы пришло понимание того, что музыкотерапия – это междисциплинарная наука, возникшая на стыке многих областей, основными из которых являются психология, педагогика, физиология, медицина и искусствоведение.

Во многих исследованиях по музыкотерапии (Е. В. Назайкинский, О. П. Радынова, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан) в качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арттерапии выделяются следующие:

- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

- катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

- повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

- облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

- активизация творческих проявлений.

Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. В процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса (С.В. Шушарджан).

Коррекционное воздействие обеспечивается и в процессе «обучения основам нижнерёберно – диафрагмального дыхания, как наиболее физиологического», которое благоприятно влияет на общее состояние организма человека.

Методика В. И. Петрушина показывает, что в содержание занятий должно включаться исполнение песен жизнеутверждающего характера.

Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме танцетерапии, хореотерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально – двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной двигательной деятельности ребенка под музыку и в последние годы всё чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления – кинезотерапии.

Кинезотерапия это музыкально – пластическое искусство отражающая жизнь в двигательных образах. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из психоэмоциональной сферы человека бессознательно извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и регуляции психомоторного состояния.

Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов (В.М. Бехтерев, Е. В. Назайкинский,  Г. А. Волкова и др.). В основе применения танцетерапии снимается мышечное и эмоциональное напряжения, появившегося в результате стресса.     Коррекционная ритмика – это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко – ритмо – двигательного воздействия.

Проявление  ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями.

Интегративная музыкотерапия (ИТМ) – синтез музыкального и зрительного восприятия: музыкоцветотерапия (восприятие музыки в сочетании с цветом), музыкоизотерапия (восприятие произведений изобразительного искусства, картин природы, а также «изображение» музыки в рисунке).

Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогает ему выйти из конфликтной ситуаций, а также травмирующих его переживаний и  увидеть красоту окружающего мира.

Имаготерапия (от лат imago – образ) занимает особое место среди видов арттерапии.

Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно – ролевую драмотерапию, психодраму. Данные виды арттерапии активно используют в своей работе дефектологи, психологи, музыкальные руководили.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страха, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссёрской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребёнка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним.

В групповой форме имаготерапии – образно – ролевая драмотерапия (разыгрывание по ролям и драматизации сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль – «лечебный образ» – подбирается с учётом индивидуальных, конструктивных форм общения.

Одним из наиболее распространённых видов арттерапии является изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике как в разных областях медицины: психиатрии, терапии, так и в медицинской и специальной психологии. Применение изотерапии в медицине обусловлено лечебно – реабилитационными задачами, а в психологии – в большей мере коррекционно – профилактическими. Изотерапия даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами.

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к сказкотерапии, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки.

Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с психологическими и личностными проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями). Эффективность использования сказкотерапии в период раннего детства обеспечивается спецификой деятельности ребёнка в этом возрасте, а также притягательной силой литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать.

В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основным является:

- выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме;

- стремление понять и разобраться в том, что происходит в своём внутреннем мире;

- удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;

- познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).

Различные виды арттерапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

История арттерапии тесным образом взаимодействует с другими областями научного знания.

Во – первых, с эстетикой, культурологией, музыкознанием. Знания в этой области дают представления о закономерностях развития музыкального искусства, его месте в социальной, духовной жизни человека обеспечивают понимание сущности воспитательной, познавательной, регулятивной и других функций искусства. Без этой основы нельзя осознать возможности и особенности корригирующей и катарсистической функций.

Во – вторых, с физиологией, невропатологией, психиатрией и другими клиническими дисциплинами помогает понять особенности высшей нервной деятельности, закономерности физиологических процессов.

В решении многих вопросов арттерапия опирается на общую, возрастную и специальную психологию. Знания закономерностей генезиса психики нормально развивающихся детей и особенностей психического развития детей с проблемами помогают разработать  диагностические подходы музыкального воспитания, осуществить процесс обучения, воспитания и коррекции посредством музыки и движений.

Арттерапия подчиняется закономерностям общей специальной педагогики, используя её дидактические принципы в обучении и воспитании средствами музыки.

Интегративные процессы, происходящие в разных областях знаний, в частности в медицине, а также в искусстве и образовании обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным искусством и литературой. Это позволяет в коррекционно – развивающем и музыкотерапевтическом процессе использовать образовательные технологии, построенные на интеграции нескольких видов искусства (музыки, движения, изобразительного искусства).

Арттерапия  в работе с детьми в дошкольных учреждениях.

В настоящее время существует необходимость построения единой системы арттерапевтической работы в дошкольных учреждениях, при которой учитывался бы контингент детей, на которых направлено арттерапевтическое воздействие и уровень их психологического здоровья.

Выделяют три уровня психологического здоровья детей младшего возраста:

- креативный уровень (ребенок – творец) – идеальный уровень,     выражающий совершенную степень психологического здоровья ребенка. Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую  генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую   развивающую среду. Таким детям практически не нужна коррекционная помощь, они устойчиво адаптированы. Таких детей около 5-7%  в детском коллективе.

- адаптивный уровень – средний уровень психологического здоровья.   В целом, это адекватные дети, но проявляющие признаки дезадаптации. Такие дети обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска, составляющая около 80% детей. Таким детям рекомендуется коррекционная помощь.

- ассимилятивно – аккомодативный уровень -  низкий уровень психологического здоровья. Дети не способны к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеют системой и механизмами защиты. К этой категории относятся низкоадаптивные дети, «удобные тихони» и гиперответственные дети. Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Этим детям необходима глубокая индивидуальная коррекционная работа.

В этой связи  все виды арттерапиии  могут быть использованы  . как средство коррекции психологического здоровья таких детей.

В настоящее время использование арттерапевтических методик, и в частности  музыкотерапии, в работе с детьми младшего  возраста  в условиях дошкольных учреждений, рассматривается как достаточно эффективное средство воздействия на дошкольников  в развитии личности, в коррекции эмоциональной и поведенческой функций и т.д.

Музыкотерапевтическая технология, где музыка выполняет функцию в коррекции конкретных личностных проблем ребёнка, предполагает разные виды музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную. Все они направлены на реализацию адаптационных, коррекционных функций в работе с детьми. Музыкотерапия с каждым годом все больше становиться популярной не только у клинических психологов, психотерапевтов, но и практических психологов, педагогов-дефектологов, музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Музыкотерапия может использоваться как вспомогательное средство и как самостоятельный вид терапии. Существует следующая  классификация методов музыкотерапии:

- активирующие методы, направленные на эмоциональное реагирование на музыку;

- тренинговые методы, применяемые чаще всего в рамках   психотерапии;      – релаксирующие методы, направленные на расслабление.  При использовании этого метода могут звучать звуки природы или специальная музыка для релаксации.   В этом виде музыкотерапия может использоваться как  метод     самопомощи, который использует практически каждый человек,  просто   не используя при этом психологические термины.

- коммуникативные методы, способствующие улучшению взаимоотношений. Эти методы предполагают коллективную игру  на различных музыкальных инструментах, в процессе которой группа постепенно включается в общий ритм музыки, что создаёт групповую сплоченность коллектива.

- творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации. Такой вид музыкотерапии позволяет детям выражать спонтанно возникающие чувства. Главным здесь является свобода выражения, естественность и соприкосновение с собственным «Я» через выражение музыки и воспроизведение её в звуках.

- психоделические (созерцательные) методы, при использовании которых происходит прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных случаев с последующим ее обсуждением в группе.

- музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни в музыке.

Использование музыкотерапии в педагогическом процессе при работе с детьми дошкольного возраста, безусловно, связано с решением основных задач педагогической практики: образования, развития и воспитания человека. Причём важно иметь в виду, что особенностью музыкотерапевтической работы в условиях дошкольных учреждений является то, что она может проводиться как с больными детьми, так и  здоровыми. В последнем случае лечебное воздействие музыки на организм выражается в гармонизации их внутренних интересов, потребностей, влечений и т.п. и на этой основе – общей оптимизации их жизненных сил. В этом случае музыка оказывается лечебным фактором, призванным не столько способствовать лечению конкретных заболеваний ребенка, сколько активизировать его эмоциональной сферу, повысить жизненный тонус.

Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, и способствуют развитию положительных эмоций. Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне так и на подсознательном уровне.  Восприятие музыки оказывает  положительный эффект на эмоциональную и интеллектуальную деятельность детей,  активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

В практической деятельности  музыкальные руководители  могут использоваться пластические импровизации (пластическое интонирование).  Пластические импровизации продолжают ли­нию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов  подбираются музы­кальные сочинения, имеющие программное содержание. Волнообразными движениями рук можно изобразить картину моря в «Садко» Н. Римского-Корсакова, покачиванием рук  с воображаемыми цветами исполнить «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и т.д.

Имитация игры на музыкальных инструментах. Выразительными движениями детей могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов. Так при прослушивании вариаций на темы русских народных плясовых песен «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра русских народных инструментов может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях. Сопровождение песен музыкально – ритмическими движениями всегда оживляет восприятие песни особенно на последней стадии её разучивания, оно придаёт ей оригинальность, неповторимость. Музыкально – ритмические движения в данном случае, должны соответствовать характеру песни, её образному настрою.

 Вокалотерапия – активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию.  Большое внимание на занятиях музыки уделяется воспитанию и развитию дет­ских голосов. Голос, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос — это своеобразный индикатор здоровья ребёнка. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здо­ровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провес­ти тренинг, который предполагает: устранение «бормотания», координа­цию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотон­ности и безжизненности в голосе, , гнусавости и повизгивания.

Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. А «выводки» (долгий распев одного слога или слова) развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Работая над удлинением выдоха с целью качествен­ного исполнения медленных песен, мы  создаём условия для увеличе­ния объёма лёгких и их качественной вентиляции.     

Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наи­более благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двига­тельные паузы просто жизненно необходимы для детей  дошкольного возраста. Ребенок не привык ещё заниматься, на занятиях однообразная продолжи­тельная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков моз­га, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего вни­мание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения под му­зыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообраще­ние и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбуждённых отде­лов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие  материала улучшается. Логоритмические упражне­ния объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые вы­полняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц — как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некото­рые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Дви­гательные» песенки направлены на то, чтобы малыш не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела. Например, логоритмическое упражнение «Аист» тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей. Упражнение «Страус» увеличивает подвижность плечевого пояса, расслабляет верхнюю часть трапециевидной мышцы. Упражнение «Ёлочка» увеличивает по­движность в грудо-поясничном отделе позвоночника, укрепляет косые мыш­цы живота. Упражнение «Бабочка» развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с ре­чевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших спосо­бов выражения чувств и переживаний. Музыкально -ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональ­ной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают не­рвно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Фольклорная арттерапия. При сохранении «золотого фонда» композиторов – классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора, так как русский песенный фольклор – это естественная систе­ма интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музы­кой, движением, драмой, рисунком, цветом.  В цен­тре внимания – собственно музыкальная деятельность: исполнительско – творческая и слушание.  Работа проводится с учётом возрастных осо­бенностей детей: их подвижности, впечатлительности, об­разности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности. Все средства традиционной культуры направлены на формирование сильной, твор­ческой, жизнеспособной личности.

В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примарные тоны дет­ского голоса и складываются из доступных каждому ребёнку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органично­сти народных попевок достаточно быстро налаживается координация голо­са и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Всё – кости рук, ног, мышцы, кровь – всё до самой последней клетки вступает во взаимодей­ствие, когда человек говорит, кричит, поёт. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволя­ет производить сбросы накопившихся зажимов. Прекрасным обра­зом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах, таких, как «Каравай», «Капустка», «На горе-то калина»,в русских народных играх «Колечко», «Ручеёк», «Ладушки». В различных хоро­водах или играх часто происходит смена партнёров таким образом, что уча­стник контактирует с каждым из группы. Исполнение может сопровож­даться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.

Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесе­нии и пропевании  народно – поэтических текстов развивают голос, повыша­ют речевую и певческую культуру.

Проведение праздника на основе песни является неизбежным, а соедине­ние нескольких песен в единое композиционное целое, уже предполагаю­щее и наличие диалоговых структур, переносит акцент с вокалотерапии и музыкотерапии, а также терапии танцевально-двигательной, на праздник, спектакль или народный обряд («Масленица», «Рождество» и другие). Многопла­новое восприятие происходящего подготавливает будущий коррекционный момент, который затем проявляется в тех или иных поведенческих реакци­ях детей.

Инструментальное музицирование — включение простейших музыкальных инстру­ментов в процесс исполнения, как фольклорных произведений, так и сочи­нений композиторов. Выполняется задача развития коорди­нации простейших движений при игре на музыкальных инструментах (лож­ках, трещотках, балалайках, ксилофоне, свистульках, пищалках и других музыкальных инструментах). Шумовой оркестр — это игра, где есть место для фан­тазии ребёнка.

Об использовании звучащих жестов  для начальной ступени активного  му­зицирования следует сказать особо. Звучащие жесты — это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье.

К играм на основе одномоментных имитаций относятся игры голосом, создания различных зву­ковых эффектов с участием языка, губ, мышц гортани, щёк: свист, шипение, кряхтение, цоканье, различные виды вибрантов (гортани, языка, губ), вдохи, выдохи, возгласы — их огромный арсенал с первых же занятий образует активный «инструментальный» словарь ребёнка. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активнос­ти внимания, быстроты реакции, памяти.

Сказкотерапия. Сказка — любимый детьми жанр. Она не­сёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного по­коления к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказ­ка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для душевного здоровья малышей  имеет музыкальная сказка или сказка в музыке (М. Коваль, детская опера «Волк и семеро козлят»; С. Прокофьев, балет «Золушка»; П. Чайковский, балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик»; С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк»; Р. Щедрин, балет «Конёк-горбунок»; Н. Римский-Корса-ков, опера «Золотой петушок»; Э. Григ, сюита «Пер Гюнт» и другие).На праздниках можно осуществлять постановки музыкальных сказок.

Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье детей станет крепче и от улы­бок педагогов. Как полагают врачи, в улыбающемся взрослом человеке дети видят дру­га, и заниматься им нравится больше. В содержание программы оздоровления подрастающего поколения обязательно должен вхо­дить пункт о хорошем настроении педагога. Если ребёнок говорит, поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества перехо­дят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и малыш уже с ней смотрит на мир и на людей.

Таким образом,  арттерапия  может и должна стать эффективным средством психокоррекции эмоционального состояния детей. Нынешняя программа дошкольного образования должна помочь обществу решать  проблемы сохранения психического и физического здоровья каждого ребёнка. 

Заключение

Целенаправленное лечебное применение арттерапии в наше время выделилось в самостоятельное направление, занявшее свою нишу на стыке психологии, педагогики, медицины и искусства сравнительно недавно.

Предложенный теоретический  материал, раскрывающий психотерапевтическое и психосоматическое воздействие  арттерапии на  ребенка может быть использован  как теоретическая база для построения системы работы в дошкольных общеобразовательных учреждениях:

1. Для наиболее эффективной коррекции эмоционального состояния детей на занятиях  необходимо использовать разные виды арттерапии( музыкотерапию, изотерапию, имаготерапию, сказкотерапию, кинезитерапию,  и др.) и их интеграцию.

2. Предоставляя возможность ребятам как можно больше общаться с музыкой, сказкой, изобразительным искусством стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка.

3. Используя различные виды арттетапии, не ограничиваясь каким – либо одним из них, накапливать  художественно-творческий опыт общения детей с разными видами искусства.

4.Создавать  условия для того, чтобы  каждый ребёнок смог почувствовать радость творчества и уверенность в том, что он способен  постичь смысл произведения, понять содержание и его эстетическую красоту.


Библиографический список
  1. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972. – 348 с.
  2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч.2. – 400 с.
  3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  4. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: 1998. – 114 с.
  5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Е.А. Медведева., И.Ю. Левченко., Л.Н. Комиссарова., Т.А. Добровольская – М.: Academia. – 2001. – 328 с.
  6. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии. 2004. – 213 с.Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: 1965. – 328 с.
  7. Калашников А.А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе // Физиологический журнал. – 1977.-  С 34
  8. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Academia. – 2001 – 328 с.
  9. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей у детей 3-7 лет / Теория и диагностика / М.: Искусство,1993. – 258 с.
  10. Шумакова А.В. Программа. Мир музыки и ребенок в нем – Ставрополь: издат. Феникс,1997. – 38 с.
  11. М. В. Кисилёва. Арттерапия в работе с детьми.
  12. Баряева Л. Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно – развивающей среде.
  13. Доскина В. А. Реабилитация детей в домах ребенка. М, 2007 г.


Все статьи автора «liza_igumnova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: