Оценка качества знаний (ОКЗ) обучающихся выступает основополагающим элементом всей системы обучения на каждом этапе образовательного процесса. ОКЗ выступает тем индикатором, который позволяет совершенствовать образовательный процесс, корректировать его на каждом этапе.
Слабые стороны традиционных методов оценки знаний студентов:
1) не дают возможности оперативно произвести статистическую оценку усвоения отдельных тем и разделов изучаемой дисциплины (Шеин А.А., Привалов Н.И., 2010);
Сильные стороны традиционных методов оценки знаний студентов:
1) большое разнообразие возможных способов осуществления контроля (Корчинская Т.И., 2007);
2) возможность развития научной речи при устном ответе на вопрос, умения оперировать научными понятиями и терминами, вести дискуссию, строить доказательства (Корчинская Т.И., 2007);
3) возможность анализа и оценки преподавателем и студентами нестандартных ответов (Корчинская Т.И., 2007);
Слабые стороны оценки качества знаний с использованием тестов:
1) отбор содержания для контроля, выбор параметров, определяющих уровень знаний учащихся, введение единой шкалы, позволяющей соотнести значения этих параметров, создание алгоритмов отбора заданий для тестирования (Старицына С.Г., 2010);
2) случайный выбор ответов наугад или методом исключения (Нохрина Н.Н., 2002);
3) отсутствует речевой аппарат, что делает невозможным проследить логику рассуждений обучающегося (Нохрина Н.Н., 2002)
Сильные стороны оценки качества знаний с использованием тестов:
1) простота выполнения, высокая оперативность, возможность осуществлять контроль в широких масштабах с достаточной степенью объективности (Старицына С.Г., 2010);
2) научная обоснованность, позволяющая получать объективные оценки уровня подготовленности испытуемых (Донская С.Ю., Митупов М.Б., 2010);
3) наличие одинаковых для всех пользователей и испытуемых правил поведения контроля знаний и адекватной интерпретации тестовых результатов (Донская С.Ю., Митупов М.Б., 2010);
4) экономическая эффективность тестовых технологий (Донская С.Ю., Митупов М.Б., 2010);
5) развитие мыслительных, логических способностей слушателей, их грамотности при использовании профессиональной терминологии в процессе общения (Корчинская Т.И., 2007; Донская С.Ю.,Митупов М.Б., 2010).
6) исключение субъективизм преподавателя, проводящего проверку (Бухмин В.С., Габдрахманова Л.А., Фатхуллова К.С., 2008).
Оценивание – это процесс измерения обученности (Нестерова H.B., 2003).
Тестовый контроль – это такие методы, с помощью которых можно измерить, обработать и объективно интерпретировать результаты учебного процесса (Старицына С.Г., 2010).
Тест - это краткое строго стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить результат и дает возможность осуществить его математическую обработку (Сухорукова Н.В., 2011).
Педагогический тест – совокупность тестовых заданий, позволяющих по результатам их выполнения объективно измерить уровень подготовленности испытуемых по конкретным разделам определенной области знания (Даммер М.Д., Рогозин С.А. , 2010).
Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году. Термин “тест” впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований.
Учитывая уровень подготовленности обучающихся, важно разрабатывать адаптивные тесты, целью которых является построение системы оценка качества остаточных знаний в системе инклюзивного образования (Дороничев В.А., 2009; Иванов А.Г., 2009). Тестовые задания выдаются в последовательном усложнении самих заданий, либо составляются педагогические тесты разного уровня сложности.
Требования к разработке тестовых заданий (Денисенко С.И., 2001; Костина З.А., 2006):
• одинаковость инструкции по выполнению задания для всех испытуемых;
• правильность расположения элементов задания;
• адекватность инструкции форме и содержанию задания;
• одинаковость правил оценки ответов студентов в рамках принятой формы;
• однозначность задания.
С учетом модульно-рейтинговой системы построения контроля за качеством учебного процесса в целом, и уровнем освоения учебного материала обучающимися, оценка уровня знаний обучающихся проводится на двух контрольных точках (далее – КТ) КТ1 и КТ2. КТ3 – это оценка качества знаний обучающихся по всему семестровому материалу учебной дисциплины.
ДЕ 1 → Т1
ДЕ 2 → Т2
…………….
ДЕ n → Тn, где ДЕ – дидактическая единица, Т- тест.
Проведение тестирование нами проводится с использованием онлайн сервсиса “Дневник.ру”. “Дневник.ру” - это единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Дневник.ру совмещает в себе три модуля:
- дистанционное обучение,
- управление школьным документооборотом,
- социальная сеть.
Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России.
Уникальность проекта доказана 22 авторскими свидетельствами. Важной особенностью Дневник.ру является гарантия безопасности хранения и использования данных для образовательных учреждений, засвидетельствованная стандартом К2 согласно ФЗ-152 «О персональных данных». На данном ресурсе имеется возможность организовывать онлайн тестирование обучающихся.
Последовательность входа со стартовой страницы: “Центр приложений” → “Сервисы дневника” → “Тестирование” → “Открыть”. Далее педагог создает тест и наполняет его материалом. Подсказки, размещенные на странице создания теста, помогают легко разобраться с функционалом. Тест можно назначить на определенный период времени, причем приглашение. По окончании проведения тестового сеанса, тестолог (педагог) сможет увидеть и проанализировать ответы и результаты прохождения теста каждым обучающимся. Руководство по работе с модулем «Тесты» можно скачать по ссылке https://help.dnevnik.ru/.
«Положение о внутривузовской системе компьютерного тестирования студентов» описывает процедуру проведения оценки качества знаний студентов с использованием ресурса «Дневник.ру».
При составлении тестовых заданий, используемых при оценке остаточных знаний, следует придерживаться принципа объективности. Программный материал, изучаемый в рамках учебной дисциплины, должен согласовываться с тестовыми заданиями. Этапу проведения контрольного тестирования обязательно должен предшествовать этап репетиционного тестирования, которое проводиться до консультации. Консультация представляет собой экспресс-лекцию по тем программным вопросам, знаний которых студенты показали ниже порогового значения на репетиционном тестировании.
Оценку остаточных знаний при компетентностном подходе целесообразно применять системные тестовые задания, которые должны проверять не только знание элементарных дидактических единиц (ЭДЕ), но, прежде всего, понимание взаимоотношений между ними, а также свойств, приобретаемых ЭДЕ только в составе данной системы знаний (Кочукова М. В., Свиридов В. В. , Ткачева Н. М., 2009). Цветков А.В. (2009) предлагает использовать “предметные ассоциации”. Предметные ассоциации как метод тестирования остаточных знаний студентов удачно коррелирует с инклюзивным образованием. Оценку же уровня каждой конкретной комптенеции следует проводить в форме компьютерного тестирования и отдельно – уровень сформированности владений в форме решения ситуационных заданий (кейсов), выполняемых студентами в ходе экспертизы за выделенное время.
Этапы процесса оценивания уровня сформированности базовых компетенций
1. Для каждого студента с помощью тестов оценивается уровень остаточных знаний и умений по всем дисциплинам базовой части каждого цикла основной образовательной программы (далее – ООП ВПО). Для оценки уровня используется балльная шкала оценивания.
2. Для каждого студента с помощью ситуационных заданий (кейсов) оценивается уровень сформированности владений для каждого цикла дисциплин ООП ВПО. Для этой оценки также может использоваться балльная шкала.
3. Для каждого студента оценивается уровень сформированности компетентности по каждому циклу ООП ВПО путем суммирования результатов контроля знаний, умений и владений.
Библиографический список
- Бухмин В.С., Габдрахманова Л.А., Фатхуллова К.С. Тестовый контроль в системе педагогического мониторинга //Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 10-2. – С. 43-46.
- Воронов М.В., Слива А.В., Фокина В.Н. К вопросу обеспечения объективности результатов контроля остаточных знаний студентов методом тестирования //Право и образование. 2005. – № 2. – С.121-127.
- Гитман М.Б., Данилов А.Н., Столбов В.Ю. Об одном подходе к контрою уровня сформированности базовых компетенций выпускников вуза //Высшее образование в России. – 2012. – № 4. – С. 13-18.
- Даммер М.Д., Рогозин С.А. Способы реализации компетентностного подхода в тестовом контроле по теории и методике обучения физики //Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 6. – С. 183-186.
- Денисенко С.И. Особенности использования тестовых методик для контроля учебной деятельности студентов //Инновации в образовании. – 2001. – № 3. – С. 84-94.
- Донская С.Ю., Митупов М.Б. Адаптивный тестовый контроль на основе информационных технологий //Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. – 2010. – № 2. – С. 132-133.
- Дороничев В.А. Адаптивный тестовый контроль как средство повышения эффективности корпоративного образовательного процесса //Вестник НОУ “ОНУТЦ ОАО “Газпром”. – 2009. – № 6. – С. 40-43.
- Зотов Н.М., Балакина Е.В., Мелихов В.А., Пахомов М.Ю. Результаты экспресс-оценки остаточных знаний в области фундаментальных наук //Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2004. – № 8. 0 С.70-72.
- Иванов А.Г. Компьютерный адаптивный тестовый контроль: качественные характеристики и пути совершенствования //Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2009. Т. 5. – № 10. – С. 51-53.
- Карпенко А.П., Домников А.С., Белоус В.В. Тестовый контроль качества обучения и критерии качества образовательных тестов. Обзор //Наука и образование: электронное научно-техническое издание. – 2011. – № 04. – Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/184741.html. (Дата обращения: 16.06.2013г.).
- Корчинская Т.И. Тестовый контроль как одно из средств измерения качества учебных достижений студентов высших учебных заведений //Омский научный вестник. – 2007. – № 1. – С. 128-134.
- Костина З.А. Тестовый контроль учебной деятельности //Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2006. – № 8. – С. 35-36.
- Кочукова М.В., Свиридов В.В., Ткачева Н.М. Системный подход к разработке содержания баз тестовых заданий для проверки остаточных знаний //Образование и наука. – 2009. – № 11. – С. 31-40.
- Ляндзберг А.Р. Разработка рабочих программ дисциплин с учетом требований ФЭПО //Вестник Камчатского государственного технического университета. – 2009. – № 9. – С. 132-134.
- Нестерова H.B. Тестовый контроль знаний: технология формирования и структура //Инновации в образовании. – 2003. – № 4. – С. 81-94.
- Нохрина Н.Н. Система тестового контроля //Высшее образование в России. – 2002. – № 1. С. – 106-107.
- Рубина Л.Я., Попов Д.С. Управление качеством учебного процесса с учетом результатов федерального экзамена в сфере профессионального образования //Образование и наука. – 2008. – № 1. – С. 50-58.
- Старицына С.Г. Тестовый контроль в современной системе образования //Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 12. – С. 15-17.
- Сухорукова Н.В. Определение понятий “тест”, “тестирование”, “Тестовое задание” //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 2. – С. 160-162.
- Шеин А.А., Привалов Н.И. Методика оценки качества знаний студентов при тестовом контроле усвоения материала //Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2010. – Т. 8. – № 7. – С. 215-217.