УДК 377.5

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

Бердюгин Василий Сергеевич
Курганский областной колледж культуры
преподаватель

Аннотация
Актуальность темы обусловлена фактором расширения использования компьютерной техники в процессе обучения и воспитания, а так же повсеместным внедрением сложных компьютерных технологий в жизнь современного человека. Рассматриваются возможности смягчения компьютерной зависимости, изучением компьютерных графических технологий.

Ключевые слова: познавательная активность, творческая активность, уроки компьютерной графики


DEVELOPMENT OF CREATIVE AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS ON THE LESSONS COMPUTER GRAPHICS

Berdyugin Basil Sergeevich
Kurgan Regional College of Culture
teacher

Abstract
Actuality of the topic is due to the empowerment of computer usage in the process of training and education, as well as the widespread introduction of sophisticated computer technology in the life of modern man. The possibilities of easing of computer dependence, learning of computer graphics technology.

Keywords: cognitive activity, computer graphic, creative activity


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бердюгин В.С. Развитие творческой и познавательной активности учащихся на уроках компьютерной графики // Психология, социология и педагогика. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/11/2577 (дата обращения: 29.10.2023).

В Проекте федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, указывается на необходимость развития «у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, как качеств личности, которые позволяют  эффективно функционировать в условиях современного мира. Понятие активности подразумевает, прежде всего, самостоятельность действий и намерений. Всеобъемлющее раскрытие, а затем и развитие творческих способностей требует сочетания множества соответствующих условий и факторов, главным из которых является присутствие творческой доминантно-активизирующей цели, которая реализуется при наличии необходимых качеств: познания, владения интеллектуальными, творческими навыками и умениями. Следующим необходимым условием для развития творческой активности является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует. Понятие синтеза искусств означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне. Общество требует уровня невиданного ранее синтеза и сплава нескольких, ещё недавно противоположных, знаний и умений. Творец новой формации обязан не только уметь тонко чувствовать прекрасное и одухотворяющее начало в жизни, но так же рационально и расчётливо доносить найденное до зрителей. Наиболее ярким представителем такого синтеза следует считать компьютерную графику. Цифровая графика это вид нового, небывалого ранее, искусства совмещающего в себе требования по владению изобразительным искусством со знанием математики и программирования. В практике педагогики сложилось явное противоречие между накопленным теоретическим и практическим опытом развития познавательной и творческой активности и недостаточности исследований с позиции применения современных компьютерных средств. Неизбежность отставания педагогических технологий от технического прогресса, объективный процесс имевший место во все времена развития общества. Повсеместное освоение современных компьютерных графических технологий в настоящий момент практически невозможно, ввиду отсутствия профессионально подготовленных педагогических кадров. Графические программы отличаются сложностью и большим объёмом информации необходимой для их изучения. Вместе с тем настоятельно востребованы теоретические знания основ рисунка, живописи, композиции, цветоведения, истории искусств. Необходимы практические навыки и умения работы с карандашом,  красками, фото и видеотехникой. Но именно эта двойственность знаний привлекает подростков к овладению графическими компьютерными технологиями. Большинство учеников не имеющие опыта в изобразительных искусствах, компенсируют это совершенствованием   в графических программах. Действительно, такие программы как 3D MAX, Photoshop, CorelDraw,  до некоторой степени способны нивелировать пробелы в изобразительном умении авторов.  Отсутствие знаний на пути дальнейшего совершенствования своих цифровых работ, неизбежно вызывает потребность к освоению недостающих знаний. Примечательно, что возникнувшая познавательная активность не исчезает совсем. Изобразительное искусство, как известно, не имеет чётких критериев законченности или достаточности. «Я знаю, совершенству нет предела, есть вечное стремление к нему» Гёте.  Помимо привычки к постоянному овладению знаниями и опытом в изобразительном искусстве, подросток начинает применять этот опыт восполнения информации в других дисциплинах и знаниях. Например; кинематографии, анимации, звукозаписи, анатомии, архитектуре, литературе, политике и психологии. Ученики на практике познают верность утверждения «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Коменский. Коллективное взаимодействие в обучении  и самообучение позволяет осознать в какой степени настойчивость и упорство в приобретении новых знаний способствуют успеху. Лучшие результаты имеют те ученики,  что проявляют максимальную увлечённость предметом, которые больше времени уделяют подготовке на компьютере. В некотором смысле, изучение компьютерных графических программ подобно игре, -  стратегии. Так же как и в игре есть полная уверенность в достижении  искомого результата, имеются необходимые подсказки и напоминания, разбросанные в разных местах. Создание графического изображения или анимации, требует более широкого поиска необходимой информации по всевозможным источникам, включая интернет. В реальной работе над видео фильмом или дизайн проектом, как в хорошей компьютерной игре, возможно коллективное содружество. В отличие от игры, где конечный успех выражается в переходе на новый уровень, уроки компьютерной графики приносят реальные результаты в виде  анимации или редактированного фотоизображения которыми можно поделиться в интернете или подарить друзьям. Дети, имеющие склонность к увлечению компьютерными играми, переносят прежние азарт и увлеченность на занятия компьютерной графикой. Важнейшее значение для них имеет конечная цель изучения компьютерной графики. «Дело тем верней свершишь, чем важней его считаешь.» Плавт Тит Макций.

Общественно значимая цель, как и  высоко оцениваемое в среде подростков умение работы с компьютерными программами, все эти мотивирующие факторы способствуют активизации творческой и познавательной деятельности. Если прежняя парадигма образования во главу угла ставила обучение, провозглашая знания, умение и воспитание, то новая парадигма подразумевает развитие творческих начал и культуры личности. Меморандум Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование» (1994 г.) в качестве основных задач определяет:

- гуманизировать отношения человека с природой через освоение научной картины мира;

- научить человека жить в потоке информации, создать предпосылки и условия для его непрерывного саморазвития;

- создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

Педагогика, как наука, только приступает к выполнению вышеперечисленных задач используя новые средства предоставляемые техническим прогрессом. Практика применения изучения программ компьютерной графики один из возможных вариантов обучения человека умению жить в непрерывно увеличивающемся потоке информации. “Нужно что-то делать, прежде чем чему-то научиться, а уже затем станет ясно, как это делается”. Платон


Библиографический список
  1. Современные педагогические технологии как объективная потребность  М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005.
  2. Кабкова Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства. Диссертация
  3. Федоряк Л.М. Качество жизни субъектов образования и педагогическое мастерство: акмеологический подход: монография. Тюмень, 2008.


Все статьи автора «Бердюгин Василий Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: