ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Петрова Людмила Арсентиевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева
директор

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Петрова Л.А. Формирование семейных ценностей // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/03/267 (дата обращения: 27.10.2023).

Семья – ячейка общества, крепкая- семья – сильное государство. В семье формируется мировосприятие, мироотношение ребенка, в семье закладывается моральная основа, фундамент будущего гражданина Отечества.
Семья – тот «надежный причал», который спасает от любых невзгод, помогает в трудной ситуации, дает нравственные ориентиры.
На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет – так и горя нет.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Так гласит народная мудрость. Незыблемые семейные ценности: взаимоуважение друг к другу, взаимопонимание, трудолюбие, почитание старшего поколения, бережное отношение к традициям и культуре своего народа – воспитывались, формировались с младых лет.
Так было… В современном мире все изменилось. В силу ряда причин экономического, социального характера институт семьи испытывает жесточайший кризис. Функциональные возможности семьи утрачены, разрушены традиционные семейные устои. В условиях идеологического вакуума, отсутствия религиозных установок, когда обще¬ственные идеалы, нравственные принципы, к сожалению, в большой степени – абстрактная формула (по определению Л.Н. Толсто¬го), не более чем декларация ценностных установок, деформировалось традиционное понимание семейного воспитания как добровольной родительской доли, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.
Духовная и психологическая пустота семейных отношений, безграничное господство материальных ценностей над духовными, пропаганда в средствах массовой информации насилия, цинизма, всевоз-можных искажений в сфере семейных отношений – главные причины нравственной не¬развитости детей, надвигающейся катастрофы – появления «потерянного поколения».
Как наладить процесс формирования нравственной сферы? Кто ответит ребенку на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? (если показатель разводов в стране увеличивается с каждым годом). Как воспитать примерных родителей? Как сформировать чувство ответственности перед семьей, обществом, государством? К сожалению, вопросов гораздо больше, чем ответов.
В этих непростых условиях одной из задач учреждения дополнительного образова¬ния является обозначение тех ценностных ориентиров, которые можно взять за основу содержательных компонентов в воспитательной работе. Мы остановились на том, что незыблемо – укрепление семейных основ, традиций, приоритет семейных ценностей, сближение поколений, взаимоуважение, вза¬имоподдержка «отцов и детей». В этом русле строится воспитательная деятельность, Центра развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева. Центр развития творчества стал для многих мальчишек и девчонок вторым домом. В восьми объединениях занимается более 818 де¬тей. Сплоченный педагогический коллектив под руководством талантливого директо¬ра Петровой Людмилы Арсентиевны направляет все усилия для создания образовательно-воспитательного пространства, способствующего укреплению, пропаганде семейных ценностей. Открытые занятия, выставки и выставочные проекты, концертные программы, праздничные мероприятия, спортивные праздники не только демонстрируют родителям творческие достижения их детей, но и объединяют семью, укрепляют семейные узы, способствуют взаимопониманию взрослых и детей.
«Все взрослые были когда-то детьми, но забыли об этом». В Центре развития творчества совместное творчество объединяет детей и родителей, участвующих в комплексных развивающих программах. Когда взрослый становится в созданном эмоционально-игровом поле другом, общается с ребенком на равных, открывается, забывая про свой «фасад» взрослости, возрастает доверие друг к другу, устанавливаются близкие доверительные отношения. Программы готовятся с учетом психофизических возрастных особенностей детей.
В детских объединениях обязательными являются открытые мероприятия и круглые столы для родителей. Дети свои успехи и достижения в творчестве показывают родителям. Мнение семьи имеет высокую степень влияния на мотивацию к учебно-творческой деятельности в учреждении дополнительного образования. Если со стороны родителей присутствуют поддержка, уважение к выбору ребенка, а также сотрудничество с педагогом, то все это будет являться залогом успешности обучающегося в избранном им виде творчества.
Яркая иллюстрация: в хореографическом объединении «Хевел» (педагоги Сушкова О.А., Байназарова Г.М.) проводится большая работа с родителями, которые участвуют в образовательном процессе. Есть общие постановки танцев, в которых задействованы мамы вместе со своими детьми. Совместные переживания во время исполнения танцев, эмоциональная насыщенность номера сближают детей и взрослых.
Показательный пример: открытое занятие для обучающихся и родителей в объединении «Мир красок» (педагог Байзигитова Э.В.). Дети и взрослые сейчас рядом, выступают в одной роли. Им вместе предстоит разгадывать тайны французской живописи, вместе предстоит постижение законов изобразительного творчества. Во второй части занятия – вернисаж детских работ. Педагог отмечает художественные достоинства каждого произведения, особенности в подходе юных художников к увиденному и запечатленному определяют все вместе. Обязательная часть – фотосъемка детей и детских рисунков. После занятия мы наблюдаем такую картину: родители выходят из зала обнявшись, дедушки и бабушки крепко держат за руки внуков, преисполненные гордости за их успехи. Реализованы таким образом и обра¬зовательная цель, и воспитательная – связующая сила семьи проявляется в наибольшей степени. В этот день, без сомнения, близкие люди дарили друг другу тепло и внимание.
Большая воспитательная работа с целью повышения родительской компетентности проводится в группе раннего развития «Сол¬нышко» (педагог Пустарнакова Н.П.). Комплексные занятия валеологической направленности, предназначенные для обучающихся и роди¬телей (дети -родители), содержат актуаль¬ный воспитательный компонент – воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни. Здесь семьи, в частности, осваивают простые эффективные приемы саморегуляции (само¬помощи), учатся обустраивать личное про¬странство, знакомятся с основами правиль¬ного здорового питания, игра на национальных чувашских шумовых инструментах.
В Центре развития творчества регулярно проводятся вы¬ставки детского творчества. Они дают воз¬можность родителям «открыть» своего ре¬бенка, проследить рост юного дарования, создают мотивацию для дальнейшего поис¬ка и творчества. Нередко на выставку при¬ходят целыми семьями., частыми гостями являются общественность города, района, предприниматели. Традиционным уже стал выставочный проект « Бабушкин сундучок», одна из задач которого – воспи¬тание уважения и формирование интереса к народному творчеству. Все представлен¬ные экспонаты сделаны своими руками с любовью и теплотой. Дети имеют возмож¬ность прикоснуться к материализованному удивительному миру вещей, которые окру¬жали наших бабушек и дедушек, украшали их быт.
Ежегодно мы организовываем и прово¬дим спортивные мероприятия для всей се¬мьи «Мама, папа, я – спортивная семья!».
Программа для всей семьи позволяет насыщенно провести всей семьей незабываемый вечер. Отдохнуть, пообщаться, потанцевать, себя показать. Все участники собирают большую картину «Дружная семья». Обязательное условие – деятельностный компонент, про¬граммирующий активное участие и детей, и взрослых в мероприятии, и позитивная эмо-циональная волна.
Запомнилась программа для всей семьи «Дом, который построим мы», в которой нико¬го не забыли. Отметили дедушкину мудрость в фундаменте дома, папу – крепкие стены, того, кто дает тепло, создает уют – бабушку, маму – воплощение любви, она всегда встре¬тит, приласкает, поможет. Главное, что под¬черкнули важность, значимость и дедушки, и бабушки, и папы, и мамы, незаменимость каждого члена семьи. Строительный матери¬ал для такого дома особенный: понимание, доброта, внимание.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут.
Там, где забудешь о плохом -
Это твой дом.
В целях активизации роли родителей в создании оптимальных условий для раз¬вития ребенка, повышения педагогической культуры родителей проведен круглый стол «Диалоги о воспитании», на котором обсуж¬дались разные стили и методы воспитания, рассматривались важные вопросы: единство требований в семье, разумные взаимоот¬ношения с компьютером. Каждый участник круглого стола получил памятку «Россыпи для родителей». Самый главный итог- роди¬тели пришли к детям с чувством возросшей ответственности, осознания своей высокой миссии.
Во время проведения праздничных про¬грамм, декадных мероприятий, посвященных событиям, связанным с семьей: Международ-ный День матери, День семьи, Международный женский день – родители не просто бла¬годарные зрители, но и активные участники событий, партнеры по совместной образова¬тельной и культурно-досуговой деятельности.



Все статьи автора «Петрова Людмила Арсентиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: