Начало XXI века – время очень быстрого старения населения, что со всей неизбежностью требует развития тех социальных служб, которые тесно связаны с обслуживанием этой категории людей. Особого внимания заслуживает тот факт, что возрастные потребности в расширении услуг по долгосрочному уходу за престарелыми увеличивают расходы на их социальное обслуживание [1, 3]. В условиях социально-экономического кризиса эта нагрузка будет болезненно сказываться как на состоянии общества в целом, так и пожилых и престарелых людях, поскольку они – наиболее слабо защищенная часть населения.
В последнее время в системе социальной защиты населения уделяется большое внимание поиску новых социальных технологий, направленных на улучшение качества оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в учреждениях социального обслуживания.
Для разрешения многообразных и сложных социальных проблем граждан пожилого возраста в 2011-2013 гг. была реализована федеральная целевая программа «Старшее поколение». Важнейшими целевыми показателями программы, как проявления современной социальной политики государства, являются повышение степени социальной защищенности граждан «третьего возраста», смягчение проявлений малообеспеченности в сфере граждан старшего поколения, улучшение их социального самочувствия, повышение степени подготовленности всех поколений к жизнедеятельности в условиях устойчивого старения населения.
Программа способствует созданию единого геронтологического пространства для граждан пожилого возраста.
Особое место в работе с пожилыми людьми отводится учреждениям социального обслуживания. В настоящее время в России работает около 1500 центров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и поселках и имеют в своей структуре: отделения социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделения срочной помощи.
Ряд исследований, раскрывающих геронтологические, психологические, социальные особенности людей пожилого и престарелого возраста (В.М. Василъчиков, К. Висьневска-Рошковская, М.А. Володькин, П. Кингстон, М.Б. Кольчугина, Б. Пенхсйм, Л.Э Пепло, К.С.Рук, Л.И. Соловьева, О. Стивенсон, Е.И.Холостова, Н.Б. Шмелева, Н.П. Щукина и др.), показывают определенный интерес к этой проблеме, однако, мало изученной [4, 9].
Существует ряд принципиальных трудностей, связанных прежде всего с тем, что наступление старости не является однозначно выраженным и легко фиксируемым единовременным событием: старение – процесс длительный, плавный, старость наступает не сразу. Далее, не существует точной границы, отделяющей старость от среднего возраста, старение индивидов и отдельных групп людей происходит во времени по-разному: у одних начинается раньше, у других – позже. Известную сложность представляет и взаимосвязь различных проявлений старости: биологических, психологических, экономических и социальных.
Основная проблема, с которой приходиться сталкиваться пожилым людям, связана с их выключением из активной жизни. Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом, его ценностно-нормативные понятия цели и смысла жизни, добра и счастья. Значительно изменяется прежний образ жизни, вследствие чего пожилые люди начинают занимать одну из позиций: конструктивную, зависимую, защитную, враждебную к миру, враждебную к себе и своей жизни. Никто при этом не должен попадать в ситуацию одиночества и самоизоляции, так как любому пожилому человеку необходимы социальные контакты [6].
Выход на пенсию, то есть прекращение активной трудовой профессиональной деятельности, сужение круга общения, приближающаяся физическая слабость вызывают необратимый комплекс психологических, ценностных, мотивационных изменений, которые, в конечном итоге, приводят к возникновению нового жизненного ритма или ощущения времени (как биологического, так и социального). Прежде всего, утрачивается социальная полнота жизни, так как ограничивается количество и качество связей пожилого человека с обществом.
Широко распространенное общественное мнение о старости, к сожалению, увеличивает бремя реальных физиологических и психологических недомоганий стареющего человека. Однако материалы геронтологических исследований последних лет свидетельствуют о том, что в пожилом возрасте умственный статус личности не снижается, а лишь изменяется, приобретая иную окраску. Появившаяся у пожилого человека с годами мудрость дополняется такими оттенками, как умеренность, рассудочность, осторожность, спокойствие. С возрастом повышается ощущение ценности жизни, изменяется иерархия самооценок. Пожилые люди меньше уделяют внимания своей внешности, больше – внутреннему миру и физическому состоянию. Возникает новый жизненный ритм. Поэтому специалистам социальных служб следует научиться принимать мир пожилого человека, учитывая изменившийся стиль его жизни, особенности поведения [8].
У пожилых людей очень часто обостряются проблемы, отражающиеся на их жизнедеятельности и затрудняющие социальную работу. Эти проблемы требуют от социального работника широты знаний и изначального понимания, а обстоятельства самой работы имеют комплексный характер. Как правило, социальный работник принимает ответственность за такого рода людей. Некоторый перечень таких проблем представлен ниже в таблице (М.А.Володькин).
Характерные проблемы пожилого возраста
ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМ |
РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ |
Чувства потери, утраты
|
Преодоление переживаний, вызываемых проблемами с физической активностью, зрением, слухом; потерей жилища; смертью близких |
Нарушения психики
|
Способности и возможности человека с острыми инфекционными заболеваниями, психическими заболеваниями, органическими поражениями мозга; уважение прав и возможностей таких клиентов как полноправных членов общества. |
Проблемы в сфере сексуальных отношений
|
Проблемы с поведенческим проявлением сексуальности и двойственное отношение общества по поводу подобных проявлений в старости |
Проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем |
Приводит к разрушению здоровья (расстройство нервной системы, умственная отсталость, бессонница, импотенция), но причины злоупотребления часто лежат глубоко в личности |
Злоупотребление самим пожилым человеком со стороны других людей |
Физическое и психологическое насилие, угрожающее поведение, пренебрежение, заброшенность, лишение пищи и комфорта, социальная изоляция, сексуальное домогательство, финансовое злоупотребление (использование сбережений пожилого человека) |
Старение в «чужой стране»
|
Большой процент стареющих из малых этнических групп и связанные с этим психосоциальные особенности (характерно для экономически развитых стран, но становится актуальным и для России) |
Важной установкой в работе с пожилыми людьми является принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта. Это помогает найти, определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке, самозащите [2, 5, 7]. Вместе с тем важно помнить, что в жизни человека наступает такой период, когда происходит потеря независимости, возникает растущая зависимость от других. Необходимо приложить усилия как внешнего, так и внутреннего характера, чтобы поддержать пожилого человека, сохранить его независимость как можно дольше.
Заявленные проблемы лиц пожилого возраста требуют разрешения в современных условиях изменения социально-экономических и межличностных отношений, резкого падения уровня жизни различных слоев общества и создания психологически комфортной среды для пожилых людей.
Актуальность проблемы создания психологически комфортной среды для пожилых была подтверждена экспериментально на основании проведенного в 2010-2011 гг. эмпирического исследования по выявлению психологических особенностей пожилых людей. В исследовании приняло участие 284 респондента – клиента в возрасте от 55 до 76 лет различных социальных служб г. Ульяновска (Областного комитета социальной защиты населения г. Ульяновска, Городского комитета социальной защиты населения г. Ульяновска, Социально-реабилитационного центра по обслуживанию пенсионеров и инвалидов г. Ульяновска и др.). Из них 72% женщин и 28% мужчин.
Выявление психологических особенностей пожилых людей производилось с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича, которая заключается в ранжировании двух аспектов ценностей – ценностей-целей и ценностей-средств. Были получены следующие результаты, представленные в таблицах.
№ п/п |
Ценности – цели |
Мужчины (чел.) |
Женщины (чел.) |
Всего (чел.) |
1. |
Активная деятельная жизнь. |
15 |
65 |
80 |
2. |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом). |
20 |
23 |
43 |
3. |
Здоровье (физическое и психическое). |
65 |
176 |
241 |
4. |
Интересная работа. |
4 |
16 |
20 |
5. |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве). |
14 |
43 |
57 |
6. |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). |
18 |
65 |
83 |
7. |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений). |
71 |
200 |
271 |
8. |
Наличие хороших и верных друзей. |
24 |
21 |
45 |
9. |
Хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благосостояния каждого). |
47 |
45 |
92 |
10. |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе). |
12 |
65 |
77 |
11. |
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). |
21 |
23 |
44 |
12. |
Равенство (братство, равные возможности для всех). |
35 |
80 |
115 |
13. |
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках. |
40 |
21 |
61 |
14. |
Свобода как независимость в поступках и действиях. |
9 |
46 |
55 |
15. |
Счастливая семейная жизнь. |
2 |
23 |
25 |
16. |
Творчество (возможность творческой деятельности). |
12 |
39 |
51 |
17. |
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
73 |
186 |
259 |
18. |
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий). |
8 |
34 |
42 |
№ п/п |
Ценности-средства |
Мужчины (чел.) |
Женщины (чел.) |
Всего (чел.) |
1. |
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах). |
6 |
65 |
71 |
2. |
Воспитанность (хорошие манеры, вежливость). |
8 |
75 |
83 |
3. |
Высокие запросы (высокие притязания). |
1 |
21 |
22 |
4. |
Жизнерадостность (чувство юмора). |
30 |
67 |
97 |
5. |
Исполнительность (дисциплинированность). |
1 |
2 |
3 |
6. |
Независимость. Способность действовать самостоятельно. |
69 |
202 |
271 |
7. |
Непримиримость к недостаткам в себе и в других. |
5 |
43 |
48 |
8. |
Образованность (широта знаний, высокая общая культура). |
19 |
56 |
75 |
9. |
Ответственность (чувство долга, умение держать слово). |
14 |
79 |
93 |
10. |
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения. |
25 |
105 |
130 |
11. |
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина). |
75 |
192 |
267 |
12. |
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. |
24 |
34 |
58 |
13. |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). |
17 |
65 |
82 |
14. |
Терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки, заблуждения). |
7 |
78 |
85 |
15. |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). |
3 |
99 |
102 |
16. |
Честность (правдивость, искренность). |
18 |
101 |
119 |
17. |
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). |
20 |
21 |
41 |
18. |
Чуткость (заботливость). |
43 |
45 |
88 |
Таким образом, среди психологических особенностей пожилых мужчин и женщин можно выделить следующие: 1) забота о своем здоровье (физическом и психическом); 2) обеспокоенность своим материальным положением; 3) проблема уверенности в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); 4) важность самоконтроля, умения владеть собой в различных ситуациях; 5) проблема независимости и самостоятельности в действиях и поступках. Полученные результаты исследования (выделенные психологические особенности пожилых) свидетельствуют о важности создания психологически-комфортной среды для пожилых людей.
Библиографический список
- Левагина А.Ю. Исторический анализ социальной помощи и защиты пожилых людей в России // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 38-73.
- Левагина А.Ю. Международный женский день (сценарий конкурсно-игровой программы для пожилых людей) // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 204-207.
- Левагина А.Ю. О роли благотворительных обществ, союзов и частных благотворителей в социальном призрении пожилых людей в России // Вестник социальной работы, Тверь, 2002, Вып. 1 (2), С. 68-70.
- Левагина А.Ю. Особенности социального обслуживания пожилых людей в современной России // Вестник социальной работы, Тверь, 2002, Вып. 1 (2), С. 64-67.
- Левагина А.Ю. Социально-психологический тренинг с пожилыми людьми «Умение выделять и оценивать проявления эмоциональных состояний другого человека» // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 200-202.
- Левагина А.Ю., Белоусова Е.В., Овсяник О.А. Одиночество и возможности его преодоления в пожилом возрасте // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 162-172.
- Левагина А.Ю., Шубович М.М. Основные направления организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 153-161.
- Овсяник О.А., Левагина А.Ю. Возрастные и гендерные особенности лиц пожилого возраста // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 21-28.
- Овсяник О.А., Левагина А.Ю. Понятие старости и классификация лиц пожилого возраста // Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск: УлГУ, 2002, С. 6-10.