УДК 159.9

КАРТАВОСТЬ: ПРИЧИНЫ И ВЛИЯНИЕ НА ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ

Бедарева Наталия Игоревна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассмотрены причины возникновения картавости, а также ее влияние на повседневную жизнь индивидуума. Выявлены не только отрицательные стороны это явления, но и положительные моменты.Также автором данной статьи был проведен социальный опрос, который показал, что большинство не считают картавость серьезной проблемой в процессе общения. На основе проведенного исследования автором предлагается своевременное обращение к специалисту, для исключения последующих последствий картавости.

Ключевые слова: изолированность, картавость, эффект "белой вороны"


THE BURR: CAUSES AND ITS INFLUENCE ON THE DAILY LIFE

Bedareva Nataly Igorevna
Transbaikal state University

Abstract
This article discusses the causes of burr, and also its impact on the daily life of the individual. There were revealed not only the negative aspects of this phenomenon, but also the positive aspects.Also the author of this article conducted the public opinion poll, which showed that the majority do not consider burr serious problem in the communication process.Based on the research the author suggests a timely appeal to the specialist to exclude subsequent consequences of burr.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Бедарева Н.И. Картавость: причины и влияние на повседневную жизнь // Психология, социология и педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/03/2893 (дата обращения: 27.10.2023).

В современном многообразном мире, каждый индивид обладает исключительными характеристиками: кто-то эффектной внешностью, кто-то внутренними качествами, а кто-то специфической речью. Среди последних выделяются группы людей с дефектами речи. В данной статье будет рассмотрено такое явление, как картавость.

Картавость является одной из форм проявления дислалии. Согласно Селиверстову В.И. – авторупонятийно-терминологического словаря логопеда ­– дислалия является нарушением звукопроизношения [1]. В свою очередь существуют различные виды этого дефекта, которые зависят от степени проявления дефекта речи и от причин возникновения.  Понятие картавости логопеды также связывают с такими терминами, как ротацизм и параротацизм. Параротацизм — нарушение речи, при котором звук [р] заменяется другими звуками. Ротацизм — расстройство произношения фонем [р] и [р'], которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи; в результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдаются следующие варианты ротацизма: отсутствие одной или обеих фонем, носовое произношение, двугубное (с вибрацией губ и без таковой), горловое, одноударное или глухое произношение.

На определенном этапе развития дислалия присутствует у всех людей. Проявляется в основном до пяти лет. Обусловлена недостаточным развитием органов артикуляции. Такой вид дислалии называется физиологическим или возрастным. У ребенка в 5-6 лет, как правило,  проходит сама.

Однако существует не только картавость, но и другие виды неправильного произношения. Грассирование (от франц. Grasseyer — картавить), картавое произношение звука [р] на французский манер. В отличие от картавости, грассирование звучит мягче, поскольку произносится только горловой вибрацией без участия языка. Грассирование лечится легче, так как отсутствует деформация языкового произношения. ­

В нынешнее время какие-либо статистические данные по этой проблеме отсутствуют. Последние опросы, описанные в книге  «Логопедия» Правдиной О. В. (1973), показывают [2], что среди детей в возрасте от 5 до 9 лет, около 26 % опрашиваемых не выговаривают звук [р]. Причин картавости так же много, как и людей, страдающих этим нарушением. Детям в русскоязычных семьях трудно дается произношение звука [р], в связи с этим родители обращаются к услугам логопеда. Однако существует вероятность, когда даже логопед не сможет помочь правильно поставить звук. Причиной этого может быть специфическое строение полости рта, например, короткая подъязычная связка, слабые мышцы кончика языка, редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и т. д.

Правдина О. В. в книге «Логопедия» указывает на следующие причины появления ротацизма: «Например, органически обусловленное снижение слуха у маленького ребенка приводит к недоразвитию моторной стороны речи. С другой стороны, длительное функциональное нарушение может обусловить или углубить органическое нарушение» [2].   Существуют и иные причины появления и развития картавости — психологические и социальные.  Впоследствии стрессовой, конфликтной, резко непредсказуемой ситуации у индивидуума может произойти некоторое изменение, способное повлиять на произношение.

К социальным причинам относится педагогическая запущенность, которая проявляется в том, что родители не исправляют ошибки в произношении детей и не демонстрируют образцов правильной речи. По мнению большинства педагогов и психологов, дети «копируют» поведение своих  родителей, следовательно, если родители не говорят четко и правильно, то и сами дети начинают произносить звуки с ошибками.

Влияние картавости на жизнь индивидуума довольно велико, хотя таковым с первого взгляда оно может и не показаться. Негативной стороной является нарушение психики: появление эффекта «Белой вороны», который особенно сильно проявляется в детстве и подростковом периоде, в периоде становление личности индивидуума. Если ребенок или подросток не сможет преодолеть комплекс, то велика вероятность развития у него различных психических заболеваний, комплексов неполноценности, он будет стесняться самого себя и не сможет выразить свою индивидуальность в полной мере. Однако вышеописанный случай встречается не так часто. Некоторым индивидуумам удается преодолеть «барьер», принять то, что они отличаются от других. Хотя, как показал опрос, проведенный нами среди людей 18-20 лет, даже преодолев подростковый период, индивидуум все равно может чувствовать себя не комфортно среди людей из-за наличия картавости. Картавость также значительно тормозит процессы копинга, т.е. становление стиля совладающего поведения подростков [3].

Картавость может оказывать влияние и на выбор будущей профессии. Так, например, индивидууму с дефектами речи будет трудно устроиться на такие работы, как диктор, где правильная и поставленная речь является важной составляющей профессии.

Однако существует и положительное влияние. Для многих картавость становится их «изюминкой»,  способом выделения из массы в лучшем понимании этого слова. Так картавость некоторых актеров и актрис придает им привлекательность и делает картавость даже популярной [4].  Зачастую эта особенность притягивает людей противоположного пола друг к другу. Однако, существует категория людей, которых, наоборот отталкивает неправильное произношение другого человека и оставляет впоследствии этого негативное впечатление. Проведенные нами исследования позволили выявить, что около 17% опрашиваемыхвыразили негативное отношение к картавости, 24% – считают этот дефект привлекательным и  59%  высказались нейтрально. Таким образом, исследование показывает, что большинство не считают картавость серьезной проблемой в процессе общения.

В заключение, важно заметить, что социальные и психологические последствия картавости имеют более сильное воздействие на человека и его жизнь, чем какие-то иные последствия. Большинство плохо говорящих тяжело переживает свою речевую недостаточность – насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности. Но, тем не менее, при появлении неблагоприятных признаков следует обратиться к специалисту.


Библиографический список
  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
  2. Правдина О. В. Логопедия: учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: “Просвещение”, 1973. – 272 с.
  3. Скрипкарь М.В. Место мечты в процессе становления копинга  молодежи // Перспективы науки и образования, 2013. -№4. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 8.12.2013)
  4. Романова Н.П., Скрипкарь М.В. Молодежь и кинематограф. Чита: ЧитГУ, 2010. 181 с.


Все статьи автора «Yahondra»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: