Всестороннее развитие личности будущего военного специалиста, в современных условиях, возможно при реализации личностно-ориентированного подхода к военно-профессиональной подготовке и предполагает подробное изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося и особенностей усвоения ими учебного материала. В тоже время лавинообразный рост объёмов информации профессиональной направленности не позволяет обучающимся усваивать её на необходимом уровне, а преподавателю организовывать индивидуальное взаимодействие с курсантом, используя традиционные методы и средства обучения.
Исследовав сущность понятия «профессиональные компетенции», его структуру и смысловое содержание, а так же набор профессиональных компетенций, которыми должен овладеть военный специалист в рамках изучения конкретной специальной дисциплины, соотнеся проведённое исследование с идеями педагогов, исследовавших педагогический процесс как целостное явление (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв, В.В. Краевский, М.А. Данилов, В.А. Сластёнин, А.И. Мищенко, А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко, Л.Ф. Железняк и т.д.), рассмотрим процесс формирования профессиональных компетенций у будущих выпускников военных вузов в соответствии с основными аспектами, специфическими закономерностями, принципами организации и принципами управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе.
Целостный педагогический процесс характеризуется, в первую очередь, внутренним единством его составных частей и их гармоничным взаимодействием. Это взаимодействие осуществляется в непрерывной динамике, в процессе преодоления различных противоречий, перегруппировки взаимодействующих субъектов и перераспределением их ролей, с приобретением педагогической системой новых, не присущих ей ранее, качеств.
Поэтому, рассматривая процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов, в соответствии с принципами целостного педагогического процесса, следует обратить внимание на то, что этот процесс должен быть направлен на организацию повседневной жизнедеятельности обучающихся, обеспечивающей сбалансированное развитие личности, в полной мере соответствующей их потребностям и жизненным интересам, позволяющей курсантам органично внедриться в образовательный процесс, сознательно осуществляя выбор и принятие военной профессиональной деятельности в качестве приоритетной жизненной ценности.
Формирование обозначенных профессиональных компетенций у будущих военных специалистов в процессе профессиональной подготовки возможно при создании и внедрении эффективных образовательных технологий профессионального обучения, предполагающих использование инновационных методов обучения и организацию соответствующего обеспечения образовательного процесса, а также учитывающих основные аспекты целостности педагогического процесса.
Опираясь на исследования П.И. Образцова [1], касающихся организационно-педагогических основ обучения в военном вузе, рассмотрим процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов военного вуза в содержательном и организационном плане.
В содержательном плане этот процесс подразумевает наличие в цели и содержании образования опыта, полученного во взаимосвязи структурных элементов профессиональных компетенций, таких как различные потенциальные внутренние новообразования, заключающиеся в актуальных деятельностных проявлениях, позволяющих индивиду быть способным применять знания, умения и навыки для успешной деятельности в определённой области. Поэтому осуществление процесса формирования профессиональных компетенций – это реализация развивающих, дидактических и воспитательных функций целостного педагогического процесса в совокупности с осуществлением психологической подготовки.
В организационном плане процесс формирования профессиональных компетенций у специалистов в военном вузе приобретает свойство целостности, в случае обеспечения единства его структурных процессов-компонентов, таких как [1,2]:
- разработка и проектирование содержания образования и соответствующего обеспечения образовательного процесса;
- организация всестороннего взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся в плане содержания образования;
- организация всестороннего взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся в плане межличностных взаимоотношений;
- организация процесса саморазвития и самообразования без непосредственного вмешательства педагога;
- организация психологической подготовки.
Проецируя целостный педагогический процесс на процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов и анализируя взаимодействие основных субъектов, участвующих в них, необходимо заметить, что овладение необходимыми профессиональными компетенциями обучающимися должно происходить в результате непрерывного двустороннего взаимодействия (преподавания и учения) педагога и курсантов. При этом под взаимодействием будем понимать определённую форму согласованной деятельности преподавателя и обучающихся, осуществляемую для реализации определённых целей для достижения совместных результатов по разрешению проблем и решению значимых задач.
Особое место среди различных видов педагогического взаимодействия и наиболее применимое в процессе формирования профессиональных компетенций, занимает общение (как специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместная деятельность (как как специфическая форма субъект-объектного взаимодействия).
В рамках общения, преподаватель систематически постоянно осуществляет коммуникативные действия по доведению учебного материала, способствующие развитию у обучающихся профессионального интереса и познавательной деятельности, совершенствованию функций саморазвития и самообразования, овладению необходимым профессиональным мастерством. В рамках совместной деятельности, преподаватель реализует взаимодействие как восприятие друг друга и обмен действиями, демонстрируя наиболее правильные и целесообразные приёмы практических действий.
В рамках реализации воспитательных функций и психологической подготовки в процессе формирования профессиональных компетенций педагог направляет обучающихся на овладение ими элементами общественной культуры, умственной и физической трудовой деятельности, реализует формирование общих основ мировоззрения и общественного поведения, способствует развитию умственных и физических качеств, тем самым интегрируя общекультурные и профессиональные компетенции в сферу будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, в рамках представленного педагогического взаимодействия, преподаватель должен осуществлять [3]:
- проявление ценностного отношения к личности обучающегося (пожелания и предложения курсанта должны вызывать заинтересованную реакцию педагога, личное отношение к обучающимся отделяется от оценивания их деятельности, педагог акцентирует внимание на позитивные качества курсантов, необходимые для реализации образовательных функций и т. д.);
- реализацию педагогом новых педагогических функций, подразумевающих осуществление его деятельности как собеседника, исследователя, психолога, эксперта;
- реализацию акмеологической направленности профессиональной деятельности и общения.
В свою очередь, обучающиеся, в процессе формирования профессиональных компетенций, должны стремиться овладевать различными способами учебных действий, самообразования и саморазвития, решать поставленные преподавателем различного рода задачи, активно и всесторонне участвуя в образовательном процессе, постоянно осуществляя самоконтроль и самооценку.
То есть субъектная позиция курсанта в представленном типе педагогического взаимодействия предполагает:
- активность, предполагающая желание обучающихся выйти за общепринятые рамки, углубить и расширить свою сферу учебной деятельности;
- самостоятельность, предполагающая способность обучающихся действовать независимо, проявлять разумную инициативу, быть готовым осуществлять различные действия за счёт собственных сил;
- готовность к выбору, предполагающая готовность обучающихся осознанно и ответственно отвечать за результаты и последствия собственных действий, поведения.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что основой процесса формирования профессиональных компетенций у будущих военных специалистов является совместная учебно-познавательная деятельность педагогов и обучающихся, позволяющая курсантам творчески осмыслять и практически использовать приобретённые знания, умения и навыки для решения задач будущей профессиональной деятельности.
Далее, согласно [1,4], необходимо рассматривать процесс формирования профессиональных компетенций с точки зрения качественного своеобразия педагогического процесса через его законы и закономерности. При этом в качестве главного закона, определяющего реализацию педагогического процесса, выступает устойчивая тенденция к передаче подрастающему поколению социального опыта старших поколений [1].
В военном вузе процесс формирования профессиональных компетенций у будущих выпускников напрямую зависит от различных условий, в которых он осуществляется (морально-психологических, материальных, социальных и т. д.). Эти условия обусловлены различными факторами, начиная от социально-политического и экономического положения в стране и, заканчивая действиями конкретных должностных лиц, участвующих в образовательном процессе. Так же следует отметить, что процесс формирования профессиональных компетенций у будущих военных специалистов, как целостный педагогический процесс, определяется и зависит от требований, заданных в руководящих документах, определяющих концептуальное развитие конкретного специального ведомства, уровня развития техники и вооружения, принципов и способов их применения.
При этом определяющей так же является объективная зависимость результатов образовательного процесса от рассмотренных выше особенностей взаимодействия его непосредственных участников, тесно связанная с закономерностью соответствия содержания, форм и методов процесса формирования профессиональных компетенций индивидуальным особенностям обучающихся.
Для организации непосредственной практики осуществления процесса формирования профессиональных компетенций будущих военных специалистов важным этапом является установление его структуры и закономерностей, определяющих внутренние связи между его компонентами. Так, например, содержание конкретного учебного занятия закономерно определяется сформулированными целями и задачами, а используемые при этом методы, формы и средства сообразны задачам и содержанию конкретной педагогической ситуации [1].
Процесс формирования профессиональных компетенций является сложным, многофакторным и многоступенчатым, его обуславливают законы и закономерности развития общества, формирования и становления воинского коллектива и осуществления познавательной деятельности в нём, а так же ему, несомненно, присущи педагогические закономерности, отображающие определяющие связи и отношения этого процесса.
Анализ научной литературы и практики показал, что педагоги выделяют следующие закономерности целостного педагогического процесса, которые можно с определённой долей соответствия перенести на процесс формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в военном вузе:
- единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), психологической подготовки и развития обучающихся;
- единство целей, средств и результатов образовательного процесса;
- единство внешнего воздействия преподавателя и внутренней активности обучающихся;
- моделирование (воссоздание) в образовательном процессе условий будущей профессиональной деятельности.
П.И. Образцов говорит о том, что единство воспитания, обучения, психологической подготовки и развития совершенно не означает их тождественного равенства. Он подчёркивает, что каждый из обозначенных процессов по-своему качественно определён. Для получения большей эффективности при осуществлении образовательного процесса необходимо учитывать специфику всех его сторон, добиваться понимания всеми субъектами его сущности и особенностей.
Таким образом, при формировании профессиональных компетенций у курсантов военного вуза необходимо добиваться единства составных частей образовательного процесса не спонтанно, а прилагая настойчивые, систематические усилия со стороны и обучающихся и преподавателей. Другими словами, успешная всесторонняя подготовка будущего офицера к осуществлению качественной профессиональной деятельности возможна только при обеспечении обозначенного единства в практике учебной, воспитательной работы и психологической подготовки и способствует достижению поставленных целей.
Единство внешнего воздействия преподавателя и внутренней активности обучающихся определяется выбранным типом взаимодействия в процессе осуществления образовательного процесса. Для военной системы образования этот фактор является тем более определяющим, так как построить доверительные партнёрские отношения и добиться соответствующей стимуляции обучения не всегда просто в системе строгой иерархической подчинённости.
Под результатами образовательного процесса, в нашем случае, понимается конкретный заданный уровень сформированности профессиональных компетенций, поэтому формулировать цели обучения и осуществлять выбор соответствующих педагогических средств необходимо именно с учётом этого уровня, осуществляя коррекцию в ходе обучения при необходимости.
При моделировании будущей профессиональной деятельности обучающихся педагогам следует уделять особое внимание на специфику ведомства и создание в процессе обучения сложной напряжённой обстановки, близкой к военно-специальной профессиональной деятельности курсанта.
Далее целесообразно рассмотреть принципы организации процесса формирования профессиональных компетенций. В контексте целостного педагогического процесса педагоги (В.А. Сластёнин, Л.В. Митина, А.Н. Маркова, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко) выделяют следующие принципы его организации:
– принцип гуманистической направленности, определяющий необходимость соответствия целей общества и личности будущего офицера. Для реализации указанного принципа необходимо сочетать образовательный процесс в военном вузе и цели и задачи формирования и развития всесторонне развитой личности будущего выпускника.
– принцип научности, который определяет необходимость содержания военного образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники. Его реализация проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов и программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения, предполагающих активное внедрение в образовательный процесс инновационных методов обучения, перспективных технологий обучения, способствующих развитию в первую очередь познавательной активности обучающихся.
Отдельно следует рассмотреть принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив, являющийся часто определяющим в среде военного образования. Этот принцип предполагает в процессе формирования профессиональных компетенций у курсантов оптимально сочетать коллективные и индивидуальные формы обучения, так как этот процесс имеет определённую заданную структуру, обладает свойствами концентричности и ступенчатости, обуславливая применение требований преемственности и систематизированности для качественного усвоения учебного материала и формирования необходимых личностных качеств.
Общепринятые принципы управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе, с определённой степенью коррекции, несомненно, применимы для организации процесса формирования профессиональных компетенций у выпускников военных вузов.
Для курсантов военного вуза важен принцип сознательности и активности в образовательном процессе, так как активность индивида социальна по своей природе и для будущего офицера выступает в качестве концентрированного показателя его сущности.
Следующим принципом организации образовательного процесса в военном вузе является сочетание высокой требовательности к курсантам с одной стороны и уважение личности обучающегося с другой стороны. Реализация данного принципа обуславливается необходимостью в согласовании требований, предъявляемых к выпускнику военным учебным заведением и требований, предъявляемым обществом к будущим офицерам.
Так же процесс формирования профессиональных компетенций должен осуществляться в соответствии с принципом общей доступности и посильности обучения. Преподаватель военного вуза, учитывая повышенные нагрузки на курсантов, должен руководствоваться реальными возможностями обучающихся, прогнозировать и предупреждать интеллектуальные, моральные и физические перегрузки, которые могут отрицательно отразиться на психологическом физическом здоровье обучающихся. Таким образом, реализуя обучающие, развивающие и воспитательные функции в образовательном процессе, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого курсанта в отдельности и особенности учебной группы в целом.
Целесообразно сопоставлять образовательный процесс в военном вузе с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, реализуя принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и психологической подготовки, так как реализация данного принципа связана с развитием смысловой памяти и деятельностного мышления. Это позволяет увязать восприятие нового сложного учебного материала с профессиональной деятельностью офицера и включить получаемые знания в структуру личного опыта курсанта.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что реализация обозначенных принципов, законов и закономерностей в образовательном процессе в военном вузе позволяет рассматривать процесс формирования профессиональных компетенций у будущих военных специалистов в контексте целостного педагогического процесса, позволяющего реализовать обучение курсантов на должном уровне и качественно подготовить будущих офицеров к их профессиональной деятельности.
Таким образом, очевидно, что требования социального заказа к качеству подготовки выпускника военного вуза выполнимы в полной мере, если по окончании обучения будущий военный специалист овладеет профессиональными компетенциями, определяющими интегральную характеристику его личности и включающими уровень сформированности знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, а также умение жить, комфортно и эффективно функционировать в обществе и, в частности в военной организации в постоянно изменяющихся условиях.
Структурно данный процесс может рассматриваться как независимая, самостоятельная система, включающая поставленные цели, содержание образования, блок субъект-субъектного взаимодействия, образовательную технологию, результаты педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Результатом рассмотренного процесса является заданный уровень сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов – выпускников военного вуза.
Подводя итог, можно сделать вывод, о том, что формирование профессиональных компетенций у выпускников военных вузов является педагогической проблемой, потому что выходным результатом этого процесса является специалист, соответствующий требованиям, определённым в ФГОС ВПО, обладающий широким набором общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющим ему легко адаптироваться и функционировать в системе профессиональной военной деятельности, в новой окружающей обстановке, овладевать новыми знаниями и умениями, необходимыми для осуществления изменяющихся и усложняющихся профессиональных функций.
Библиографический список
- Образцов, П. И., Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие / П. И. Образцов, В. М. Косухин // Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . – 317 с.
- Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - 2005. – №8. – с. 26-44.
- Барабанова, З. П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимися / З. П. Барабанова // Современные наукоёмкие технологии. Научный журнал. – 2008. – № 1. – с. 40-42.
- Сластенин, В. А. Педагогика: учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.:Изд. Центр «Академия», 2008. -568 с.