УДК 378.14

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ

Никифоров Олег Юрьевич1, Пятышев Алексей Сергеевич1
1Вологодский государственный университет

Аннотация
В данной статье описываются подходы к определению универсальной обучающей информационной системы. Проанализированы основные виды компьютерных обучающих систем. Описана структура универсальной обучающей системы.

Ключевые слова: компьютерная обучающая система, компьютерное тестирование, универсальная обучающая информационная система, электронное обучения


SOME ASPECTS OF THE USE OF UNIVERSAL TRAINING PROGRAMS

Nikiforov Oleg Yuryevich1, Pjatyshev Aleksej Sergeevich1
1Vologda State University

Abstract
This article describes approaches to the definition of a universal information system training. Analyzes the main types of computer-based training systems. The structure of a universal learning system.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Никифоров О.Ю., Пятышев А.С. Некоторые аспекты использования универсальных обучающих программ // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/04/2987 (дата обращения: 28.10.2023).

Сегодня интерес к электронному обучению достиг максимума. В последние годы все чаще поднимается вопрос об эффективном  применении новых информационных технологий в обучении. Это не только новые программные и технические средства, но и новые инновационные формы и методы преподавания, новые подходы к процессу обучения.

Использование компьютерных технологий даёт ряд методических преимуществ, таких как: наличие немедленной обратной связи, неограниченное повторение обращений к заданиям, индивидуализация обучения и оперирование огромными объемами информации, а информационные технологии предоставляют большое множество ресурсов и многообразие информации.

Современные методы обучения (Е-лекции, мастер-классы, мультимедийные презентации, виртуальные стенды [1], интеллект-карты [2] и др.) без использования информационных и компьютерных технологий, не могут успешно работать в учебном процессе. Если грамотно использовать Компьютерные технологии, компьютер можно рассматривать как средство обучения, обладающее огромными возможностями.

При использовании компьютера совместно с обучающими системами в процессе обучения, значительно повышается как качество, так и интенсивность учебного процесса. По сравнению с традиционными методами обучения, при компьютерном обучении материал усваивается прочнее и, если брать один и тот же промежуток обучения, то материала усваивается гораздо больше.

За последнее десятилетие появилось огромное количество обучающих систем:

  • (АОС) Автоматизированные обучающие системы, программы маленького объёма, которые обеспечивают контроль и тренировку уровня знаний, а также знакомит учеников с теоретическим материалом.
  • (ЭУ) Электронные учебники
  • (ЭОС) Экспертные обучающие системы, они позволяют моделировать деятельность при решении сложных задач
  • (ИОС) Интеллектуальные обучающие системы реализуются на базе методов искусственного интеллекта, а также идёт генерация обучающих воздействий.
  • Из всего многообразия ресурсов можно выделить несколько основных групп:
  • (Authoring Packages) Авторские программные продукты. Они направлены на изучение отдельных разделов или предметов. Служат для преодоления трудностей, вызванных неумением учителя использовать языки программирования.
  • (Learning Management Systems — LMS) Системы управления обучением. Имеется система общения ­— форум или чат, служит для контроля и оценивания большого числа обучающихся.
  • (Learning Content Management Systems – LCMS) Системы управления учебным контентом. Являются универсальным средством обучения и включает в себя составляющие как первой, так и второй системы. Служат для организации обучения в крупных учебных заведениях и позволяют быстро и качественно разрабатывать курсы.

Существует целый ряд различных трактовок определения универсальной обучающей среды, так как терминологическая база компьютерных технологий обучения еще не устоялась. Наиболее адекватно отражающим сущность данного явления термином, является информационно-обучающая среда, в которой упор делается на информационный характер среды. Выделяют три основных типа сред, которые уже описаны в теоретических подходах или основаны на практике:

  • среды, ориентированные на самостоятельную деятельность. К таким системам можно отнести обучающие web-сервисы [3];
  • среды, ориентированные на представление знаний, в которые встраиваются определенные методики или методики обучения. Они могут быть как открытые, так и закрытые;
  • смешанные среды, являются как источником учебно-методических знаний, так и средой для организации самостоятельной познавательной деятельности.

Рассмотрим пример универсальной обучающей информационной системы. Она относится к группе авторских обучающих сред, так как направлена на изучение конкретного предмета и является смешанной средой, так как позволяет обучающимся, не только изучать теоретический материал, но и проверять свой уровень знаний, благодаря ряду тестов, разработанных специально для данной программы. Весь теоретический материал обучающей среды, хранится в текстовых документах, это даёт возможность преподавателю, изменять содержимое электронных учебников по-своему усмотрению.

Типовая универсальная обучающая среда содержит:

  • основное окно программы, которое позволяет ученику выбрать соответствующий его классу курс, а также посмотреть список глав в каждом из них;
  • окна курсов, которые позволяют ученику, нажатием кнопки, выбрать соответствующую главу для чтения и в последующем пройти тестирование, которое покажет, насколько качественно, школьник усвоил материал. Для удобства, реализован режим «чтения», что позволяет развернуть, окно программы;
  • окна тестов, которые содержат, разнообразные вопросы, оцениваемые от одного до трёх баллов в зависимости от типа задания. По прохождению теста, обучающийся может увидеть набранное количество баллов, а также их общее возможное количество [4]. Прохождение каждого этапа теста сопровождается проверкой промежуточного результата (идёт подсчёт полученных баллов на данной форме) и последующей блокировкой выбора ответа, чтобы школьник не мог повторно ответить на, уже выбранные, ответы.

Подобные программы, позволяют максимально удобно и просто автоматизировать процесс изучения, повторения и закрепления изученного материала, а также контроля, учёта и оценки знаний, учащихся по всем разделам данной дисциплины за девятый, десятый и одиннадцатый классы. Это позволяет разгрузить педагога от рутинной повседневной работы по подготовке индивидуальных контрольных заданий и контроле правильности их выполнения.

Обучающую среду можно использовать как в учебном заведении, так и дома, что позволит ученикам самостоятельно и комфортно повторить или изучить интересующий их материал, а также самостоятельно проверить свой уровень усвоения материала без присутствия учителя и сделать объективные выводы, как школьникам, так и их родителям, об уровне знаний по данной учебной дисциплине.


Библиографический список
  1. Никифоров О.Ю., Селезнева А.Л. Виртуальные интерактивные стенды//Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4
  2. Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Использование современных интернет-сервисов для работы с интеллект-картами//Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4
  3. Никифорова Е.И., Корепина Т.А., Никифоров О.Ю. Методические особенности использования web-сервисов при преподавании информатики в школе // Современная педагогика. 2014. № 1
  4. Никифоров О.Ю., Кокшарова Е.И. Комплекс признаков классификация систем компьютерного тестирования // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6


Все статьи автора «Никифоров Олег Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: