УДК 303.1

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МАССОВОГО ОПРОСА КАК МЕТОДА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Дроздова Виктория Александровна
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Аннотация
Данная статья посвящена определению роли такого метода как массовый опрос в развитии социологии и науки в целом. В статье делается акцент на возможных затруднениях, с которыми может столкнуться исследователь, выявляются преимущества и недостатки данного метода. Также применение массового опроса иллюстрируется на примерах.

Ключевые слова: массовый опрос, методология, опрос, социология


FEATURES OF THE APPLICATION OF A MASS SURVEY AS A TOOL OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Drozdova Victoria Alexandrovna
National research university "Higher school of Economics"

Abstract
This article focuses on defining the role of such a method as a mass survey in the development of sociology and science in general. The article focuses on the potential difficulties which may arise and identifies the advantages and disadvantages of this method. Also, the usage of the mass survey is illustrated by examples.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Дроздова В.А. Особенности применения массового опроса как метода социологических исследований // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3172 (дата обращения: 27.10.2023).

Роль социологических исследова­ний в нашей повседневной жизни и в развитии науки в целом сложно переоценить. Социологическое исследование — это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих проводить количественные и качественные измерения, обобщения, анализ социологической информации.Исследования в социологии — это эффективный способ познания реальности, дающий возможность специалисту в любой сфере деятельности учитывать социальные последствия его действий, сократить вероятность ошибки и в целом понять весь механизм общественной жизни. С помощью социологических исследований можно выявить причины, лежащие в основе явлений и процессов и решить некоторые проблемы в различных областях человеческой деятельности.

Любое социологическое исследование базируется на сборе данных. Для этого исследователь может использовать самые различные техники: наблю­дение, контент-анализ, анкетный опрос, интервьюирование и т. п. Самой рас­пространенной техникой все же является массовый опрос. Используемые в ходе опроса анкеты могут заполняться самими респондентами или специально обученны­ми интервьюерами. В любом случае каждый из респондентов отвечает на поставленные вопросы.

Массовый опрос – один из методов количественных исследований, особенностью которых является получение точной, статистически выверенной численной информации.

Массовый опрос относят к количественным методам социологического исследования. Имеющий самую богатую и давнюю историю, этот метод является одним из самых распространенных социологических методов.

Представления о том, каким должен быть хороший опрос, многократно менялись, вследствие чего любая попытка свести определение опроса к конкретной технике сбора инфор­мации, плану исследования, типу анализа данных или характеру использова­ния полученных сведений обычно не оканчивается успехом. В стремлении дать исчерпывающее определение социологическому опросу, следует помнить, что для социологии как науки главной функцией опроса является проверка гипотез о характере свя­зей между различными переменными.

Опросные методы обладают рядом существенных достоинств. Во-первых, они позволяют достаточно быстро получить большой объем четко структурированной информации. Ещё одно достоинство массового опроса заключается в том, что его стоимость оказывается сравнительно небольшой, если принять во внимание объем получаемых данных. Также, использование стандартных опросных процедур и однородных количественных показателей при соблюдении определенных условий позволяет не только проверять гипотезы о причинных зависимостях, но и про­водить вторичный и сравнительный анализ результатов.

Метод также не лишен недостатков. Главный из них – формализованная анкета задает жесткие рамки исследованию. Можно выстроить иерархию социальных проблем, выявить факторы, на них влияющие, но среди проблем будут только те, которые перечислил в анкете исследователь. Для того чтобы устранить этот недостаток, необходимы предварительные исследования, использующие, по возможности, другие методы исследований. Анкет с большим количеством открытых вопросов этот недостаток касается в меньшей степени.

Массовому опросу, как и любому другому методу социологического исследования, присущи свои правила.

Для того, чтобы сведения о людях, группах или сообществах можно было рассматривать в качестве доказательства каких-либо теоретических гипотез, следует сначала ре­шить, что именно можно считать доказательством в данном случае, по каким правилам будут строиться логические сопоставления и статистические выво­ды, иными словами, необходимо выработать правильный исследовательс­кий план, то есть ответить на вопросы «О чем, кого и как мы будем спрашивать?»

В первую очередь необходимо определить предмет и объект исследования, то есть то, что именно мы будем исследовать, какую теорию мы хотим подкрепить фактическим материалом, на что будут направлены вопросы, каково будет их примерное содержание.

Следующим шагом в планировании опроса будет принятие решения о том, что счи­тать единицей анализа. Обычно единицами анализа, то есть теми, кого исследуют, бывают именно люди. Однако единицами анализа могут быть и семьи, и организации, и регионы, и государства.

Немаловажным аспектом в ходе построения плана исследования является выборка, то есть процесс отбора респондентов из генеральной совокупности.

С целью придания результатом опроса характера, максимально приближенного к объективному, выборка должна быть осуществлена так, чтобы любая единица генеральной совокупности имела равные шансы в неё попасть. Иными словами, респонденты должны обладать репрезентативностью, то есть возможностью распространять результаты исследования на всю генеральную совокупность. На практике такая выборка сложно осуществима в силу субъективных причин.

Не стоит забывать также и о формулировке вопросов. Типы анкетных вопросов классифицируются по форме, функциям и виду. Где это возможно, рекомендуется использовать следующие советы по их формулировке.

В первую очередь, следует избегать использования специальных терминов или сленга, слишком длинных формулировок. Также, вопрос не должен содержать в себе двух или более различных по смыслу вопросов, на каждый из которых можно получить независимый ответ. Неуместным считается употребление наводящих вопросов, неявно ука­зывающих респонденту, какой ответ желателен. Без крайней необходимости не стоит использовать выражения, содержащие в себе отрицание, а также излишнюю детализацию вопросов. Не стоит также забывать, что вопросы, требующие особой компетенции или осведомленности о чем-то, нужно задавать лишь тем, кто может на них ответить. В вопросах, касающихся фактического положения дел или поведения людей, следует достаточно конкретно определять временные и пространственные координаты интересующих вас событий. При дальнейшем анализе данных нужно учитывать возможное влияние фактора социальной желательности.

Качественная формулировка вопросов очень важна для проводимого исследования, ведь когда это условие не учтено, увеличивается процент отказа от ответа. С другой стороны, проблема отсутствия ответа может быть спровоцирована и другими фактами, такими как социальная ситуация в стране или психологические особенности социально-демографических групп.

Качество анализа информации, полученной путем массового опроса, можно оценить на примере опроса различных поколений о настоящем и будущем молодых россиян. В ходе проведенного исследования, респондентам с периодичностью в десять лет были заданы несколько тематических вопросов, одним из которых был «Проводятся ли российские реформы в интересах молодежи, будущего страны?». В ходе подсчета результатов выяснилось, что представители различных поколений весьма существенно расходятся во мнениях. Люди среднего и старшего поколений в большей степени не согласны с этим утверждением, нежели молодежь. Аналитики этого исследования объясняют этот факт тем, что логика рассуждений представителей разных поколений совершенно различна. Старшее поколение, имеющее обширный жизненный опыт, мыслит более реалистично, ведь они видели своими глазами результаты предыдущих реформ. К тому же, они, в отличии от молодежи, привыкли рассчитывать наперед, задумываться о последствиях того, что они делают, решать долгосрочные проблемы. Молодежь же настроена более оптимистично, ведь «здоровье пока не беспокоит, проблема покупки собственной квартиры – в отдаленной перспективе». Что касается изменений во временном контексте, то по результатам опроса явственно видно, что количество считающих, что реформы проводятся не в интересах молодежи, значительно сократилось у обоих поколений. Исследователи также отмечают, что оптимистичные взгляды на будущее страны более присущи жителям крупных городов, поскольку они живут в благоприятных условиях. Из последнего, как и из всего исследования, следует сделать вывод о том, что необходимо приступить к корректировке социальной политики в ближайшее время, иначе наступят неминуемые общественные волнения.

Также, проанализировать эффективность проведения массового опроса можно на примере выяснения общественного мнения по поводу обслуживания сферы жилищно-коммунального хозяйства. Проведенное среди жителей разных типов поселений исследование свидетельствует, что состояние жилищно-коммунального хозяйства и качество оказываемых населению в этой сфере услуг оценивается сегодня россиянами весьма критично. При этом социальное недовольство, которое фиксируется в отношении россиян к проблемам в жилищной сфере, во многом формируется за счет разрыва между расходами, которые люди несут в связи с оплатой жилья и жилищно-коммунальных услуг, и их качеством, то есть растущая цена жилищно-коммунального обслуживания сегодня не гарантирует их высокое качество. Также, в этом исследовании ставился вопрос о реформировании сферы жилищно-коммунального обслуживания населения. По результатам массового опроса, переход на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением вызывает у россиян не просто протест, но и особую тревогу. Комплексный анализ отношения к реформе опрошенных в разрезе различных типов поселений продемонстрировал лишь большой скептицизм в отношении реформы ЖКХ жителей Москвы и Санкт-Петербурга и страх населения перед самой формулировкой «переход на стопроцентную оплату жилья населением». Соответствующие органы должны учесть результаты проведенного опроса перед реформированием системы ЖКХ и сделать выводы о том, как прийти к компромиссному решению. В этом и заключается ценность данного исследования.

Кроме того, оценить простор для применения метода массового опроса можно на примере другого опроса общественного мнения. Суть исследования, в рамках которого был проведен опрос, заключалась в том, чтобы узнать степень осведомленности населения о таком понятии как «естественный отбор». В результате оказалось, что этот термин является одним из наиболее хорошо усвоенных обыденным сознанием научным понятием. Респонденты были дифференцированы на несколько различных категорий и был проведен комплексный анализ каждой группы, входящей в генеральную совокупность.

Из этого можно сделать вывод о том, что метод массового опроса актуален и для выяснения осведомленности населения о различных понятиях, степени их включенности в науку и уровня их общей эрудиции.

Такой метод социологического исследования, как массовый опрос, чрезвычайно важен для совершенствования нашего общества. Он особенно актуален, когда для выполнения задач исследования социологу необходимо получить сведения от широких слоев населения или узнать их мнение по заданной проблеме. Главное в этой ситуации ответственно подойти к выборке, для придания результатам исследования объективного характера.

Одним из главных преимуществ массового опроса перед другими методами это то, что чаще всего они бывают анонимны, вследствие чего респонденты отвечают максимально откровенно. Недостатком метода массового опроса может являться разве что лукавство респондентов и уход от ответов, но этот недочет присущ практически всем методам социологических исследований.

Социологические исследования и в частности массовые опросы необходимы обществу. Путем анализа и осмысления полученной информации наболевшие социальные проблемы выходят на поверхность, и обществу становится легче искать пути для их решения. Без проведения социологических исследований изучение общественного мнения было бы практически невозможным.


Библиографический список
  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.76-112.
  2. Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социс. 1990. №1. Сс.98-104.
  3. Значение социологических исследований: [электронный ресурс] режим доступа: http://www.politlogia.narod.ru/s/SANZ_SOC/g-037.htm
  4. Аналитический доклад «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» (Настоящее и будущее в оценках молодых россиян): [электронный ресурс] режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_4_2.html
  5. Доклад по социальной политике: оценка ситуации и реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства: [электронный ресурс] режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_SociaPpolicy_9.html
  6. Шмерлина И.А.Кого отбирает «естественный отбор»? // Социальная реальность. 2007. № 10.


Все статьи автора «Дроздова Виктория Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: