УДК 37.014.5(477.44)

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Юрчук Людмила Николаевна
Винницкий областной институт последипломного образования педагогов, Украина

Аннотация
В статье освещены актуальность создания образовательного рынка за счет современных образовательных услуг на уровне региона, определен механизм контроля за их качеством за счет участия общественности. Выявлено значение государственно-общественного управления образованием на уровне Винницкого региона.

Ключевые слова: государственно-общественное управление, образовательные услуги, образовательный рынок, общественные объединения, община, стейхолдер


THE ROLE OF THE PUBLIC IN SHAPING EDUCATIONAL SERVICES

Yurchuk Lyudmila Nikolaevna
Vinnytsia regional Institute of postgraduate education of pedagogical workers, Ukraine

Abstract
The article reflects the relevance of the educational market through modern educational services at the regional level, determine the mechanism of control over their quality, at the expense of public participation. Lit the value of state-public management of education at the level of Vinnytsya region.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Юрчук Л.Н. Роль общественности в формировании образовательных услуг // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/09/3569 (дата обращения: 31.10.2023).

Каждый регион формирует свою региональную программу развития образования, которая должна совпадать с целью развития общества – повышению благосостояния граждан. Для ее достижения нужно обеспечить доступность к качественному образованию всех граждан, создав свои рынки образовательных услуг. По стандартам европейского образовательного пространства, для гармоничного развития всех уровней образования нужны соответствующие условия прозрачности и эффективности использования государственных ресурсов; обеспечение равного доступа к качественному образованию всех слоев населения; определенность параметров децентрализации образования; создание в образовании нормативной и регуляторной среды.

Следует показать, что сам термин «образовательная услуга» не получил однозначного толкования и не получил законного статуса. Отсутствие его определения является противоречием государственного управления в рыночных отношениях, ведь наличие этого факта свидетельствует об отсутствии законодательства, регулирующего отношения продавцов и покупателей на рынке образовательных услуг

Обзор современных исследований и публикаций. Мы используем различные определения понятия «образовательная услуга», которые собраны на основе анализа мнений, которые нашли свое отражение в публикациях таких авторов: В. Александрова, Т.Оболенськои, С.Николаенко, И.Каленюк, С.Трубич, Т.Майкович, В.Огаренко, С.Кадачникова, Н.Стеблюк. По их свидетельству, образовательная услуга это организованный процесс обучения с целью получения необходимых знаний, умений и навыков; особый интеллектуальный товар, который предоставляется одной стороной, организует и осуществляет процесс обучения, и получается другой стороной, которая может быть одновременно и учеником, и контролером качества услуги, и ее плательщиком.

Образовательные услуги – специфический товар, который удовлетворяет потребность человека в обретении определенных знаний, умений и навыков для их дальнейшего использования в профессиональной деятельности. Образовательные услуги – это нематериальные, а социальные блага; система знаний, информации, умений и практических навыков; удовлетворения разнообразных образовательных потребностей и реализация личных способностей их потребителя или продукт образовательной деятельности, который является результатом осуществления разнообразной (педагогической, воспитательной, научной, организационно-управленческой) деятельности работниками сферы образования с целью удовлетворения образовательных потребностей отдельных людей и всего общества, это – своеобразная нематериальная услуга, создает полезный результативный эффект, невоплащенный в материально-вещественную форму, его квалификационные и профессиональные качества; образовательный товар представляет собой определенную деятельность, которую осуществляет производитель, и в процессе которого происходит удовлетворение потребности потребителя в образовании. Результатом образования называем систему знаний, умений и навыков, передаваемых человеку в процессе обучения, то есть речь идет о непосредственной оценку «конечной продукции» образовательной деятельности на индивидуальном уровне. Именно поэтому обозначенный вопрос всегда актуален [1].

Несмотря на значительное количество публикаций на эту тему, до сих пор не выработано общепринятые представления о сущности образовательных услуг, понимание о которых крайне необходимо для формирования общественных отношений и влияния на них в системе образования. Итак, такое многообразие трактовок образовательной услуги позволяет обобщить, что образовательные услуги – это специфические экономические блага, предоставляемые личности для удовлетворения её образовательных потребностей и составляет взаимный интерес общества в целом и каждого индивида в отдельности, в дальнейшем использовании их в профессиональной деятельности.

Постановка проблемы. Результатом учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений (дальше ОУ) и педагогов являются образовательные услуги. Они специфичны по сравнению с другими нематериальными услугами, ведь результат от их потребления является благом не только для отдельного индивида, но и для общества в целом. Поэтому важно знать, как формируется заказ на образовательные услуги, как определяется образовательная сеть, какое место в этом процессе занимает общественность.

Нерешенные ранее части общей проблемы.

Руководители ОУ «подменяют» общественный заказ своим пониманием региональных образовательных потребностей. По существующей нормативно-правовой базе, интересы в образовании (и не только в образовательных услугах) могут представлять родители и активные группы населения, объединенные по различным признакам и интересам, ОУ и предприятия, СМИ и государственные службы, партийные и общественные структуры и т.д.. Только при условии оптимального соотношения функций администрирования, регулирования и согласования целей, интересов и ресурсов органов исполнительной власти и местотного самоуправления и общин возможно действенное государствено-общественное управление образованием, основаное на понимании образования как сферы различных видов ОУ с различным спектром образовательных услуг. Современные условия обязывают управленческие структуры учитывать возрастающую зависимость системы образования от спроса, образовательных интересов, потребностей различных групп граждан.

Постановка задачи. Основным механизмом ефективной реализации обновленных функций региональной системы образования есть организация ее деятельности на основе разработанного управленческо-организационного алгоритма, который включает: анализ особенностей регионального образовательного рынка в соответствии с задачами и перспективами образовательной политики; определение концептуальной базы управления на основе соотношения желаний и возможностей с задачами развития региональной образовательной системы; определение функций управления и способов их реализации соответствующими структурами конкретного органа управления; критериев и показателей оптимальности на примере Департамента образования города Москвы о предоставлении образовательных услуг.

Изложение основного материала. Образовательные услуги можно классифицировать следующим образом:

- В зависимости от образовательных программ – общеобразовательные и профессиональные;

- В зависимости от способа предоставления – глазные, очно- заочные, заочные и дистанционные;

- В зависимости от длительности предоставления – длительные (школа, ВУЗ), среднесрочные (курсы повышения квалификации, переподготовка кадров), кратко-срочные (тренинги, семинары);

- В зависимости от использования различных методов обучения – традиционные, программы проблемного обучения, программы, основанные на анализе деловых ситуаций.

Образовательные услуги имеют свои особенности, которые следует учитывать: высокая стоимость; относительная длительность предоставления; зависимость от результатов обучения, места будущей деятельности и жизненных обстоятельств человека; невозможность передачи и перепродажи; необходимость лицензирования; конкурсный характер; относительно молодой возраст потребителей и т.п..

Рынок образовательных услуг необходимо признать сферой обращения или системой экономических отношений по купле-продаже образовательных услуг. Для этого вида ринка обязательны три компонента: покупатель, продавец и товар. Если это касается образовательных услуг – потребитель, исполнитель, система знаний, умений и навыков. Каждый из указанных компонентов связан с категориями спроса, предложения и цены. По своеобразием реализованного товара этот рынок непосредственно относится к рынку услуг, но тесно связан и взаимодействует с другими видами рынка: рабочей силы, информации, товаров и т.п.. Образовательные услуги рассматриваются как важные и самобытные экономические блага, потребительские стоимости, которые создаются педагогическими работниками. На их подготовку затрачивается труд педагогов и материальные ресурсы, поэтому такие услуги имеют свою  стоимость, становятся товаром и могут быть объектом рыночных отношений [2].

Некоторые экономисты утверждают, что разделение образовательных услуг на «платные» и «бесплатные» является некорректным. Действительно, бесплатными образовательные услуги являются только для непосредственных потребителей – учеников, студентов, а для общества, предприятий и ОУ они «стоят» значительных трудовых затрат, т.е. стоимости, которая должна оплачиваться на определенном уровне в денежном эквиваленте.

Бесплатное предоставление образовательных услуг гражданам – особая форма экономических отношений между их производителем и непосредственными потребителями. Ее главное преимущество состоит в создании условий доступности образования для всех, несмотря на уровень индивидуальных и семейных доходов. Обеспечить эти условия должно государство. Она является посредником между производителями и потребителями образовательных услуг; предоставляет ОУ заказа на обучение определенной части населения; аккумулирует соответствующую часть финансовых средств путем взимания налогов с предприятий и населения; направляет эти средства в сферу образования с целью возмещения ее расходов на услуги, предоставляемые бесплатно. Таким образом, достигается более равномерное распределение этих услуг среди членов семей различных социальных групп.

Характерная черта современного рынка образовательных услуг заключается в том, что с каждым годом увеличивается доля платных образовательных услуг. Это, во-первых, плата за дополнительные образовательные услуги для части учащихся и студентов по предметам, не предусмотренных государственным стандартом. Во-вторых, появление гимназических классов с оплатой дополнительных предметов. В-третьих, платное обучение в ОУ осуществляется более конкурсного набора.

Полезный результат от полученных образовательных услуг проявляется лишь через длительное время и измеряется не непосредственно, а с целью использования косвенных показателей. В связи с этим государство, предприятия, отдельные лица платят за обучения в целом, а не за каждую услугу [2].

Итак, территориальная община, в условиях государственно-общественного управления, является стейкхолдером – заказчиком и потребителем образовательных услуг. Она заинтересована в качественном уровне образования и готова для этого сделать свой ​​вклад в ее развитие. Согласно уставу территориальных общин, община берет на себя ответственность за ресурсное обеспечение и материально-техническую поддержку регионального образования; определяет направление деятельности ОУ совместно с коллективом; выступает социальным партнером и координатором образовательных программ, оказывает спонсорскую помощь и осуществляет контроль за финансами, ресурсами, качеством учебного процесса.

Предлагаем рассмотреть пример города Винницы по формированию образовательного рынка и расширения образовательных услуг для своих граждан. Заслуживает внимания решение 3-й сессии 6-го созыва Винницкого городского совета «Об оптимизации общей структуры исполнительных органов городского совета, аппарата городского совета и его исполкома и их численности» № 85 от 14 января 2011 о создании новой структуры, а именно Департамента образования города.

Цель Департамента – создание условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина через систему многопрофильной, разноуровневой образования, обеспечение доступности, бесплатности и обязательности образования для всех, кто в ней нуждается, формирование качественного информационно-образовательного пространства для удовлетворения потребностей и интересов территориальной общины города [3], создание образовательного рынка.

В 4-й главе Положения о Департаменте [3] указаны его функции в соответствии с задачами и полномочий в пределах определенных законодательством прав членов территориальной громады в сфере образования путем выполнения соответствующих государственных и местных образовательных программ, предоставление населению качественных услуг через сеть коммунальных учебных заведений. Департамент контролирует соблюдение ОУ всех типов и форм собственности законодательства в сфере образования, государственных требований к содержанию, уровню и объему образовательных услуг в соответствии с уровнем и профиля обучения; способствует удовлетворению образовательных запросов представителей национальных меньшинств; предоставляет возможность всем учиться на родном языке или изучать родной язык в государственных и коммунальных учебных заведениях; анализирует состояние образования в городе, прогнозирует ее развитие, оптимизирует сеть ОУ согласно образовательными потребностями граждан; разрабатывает и организует выполнение городской программы развития образования.

В соответствии с пунктом 4.1.11, Департамент определяет потребность в ОУ и подает предложения в исполнительный комитет городского совета по совершенствованию их сети соответственно социально-экономических и культурно-образовательных потребностей города при наличии необходимой материально-технической и научно-методической базы, педагогических кадров; об образовании ОУ для детей, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, организует их обучение (в том числе и индивидуальное) и воспитания в общеобразовательных и специальных ОУ5 способствует полноценной интеграции в учебный процесс детей с ограниченными физическими возможностями, в частности благодаря развитию инклюзивных форм обучения; о создании вечерних (сменных) школ, классов, групп по очной и заочной формам обучения, создает на-лежаки условия сдачи государственной итоговой аттестации экстерном. То есть речь идет о широком перечень образовательных услуг для жителей города.

Департамент должен вносить в исполнительный комитет городского совета предложения по расширению про¬позиций образовательных услуг, открытие профильных классов, гимназий, лицеев, коллегиумов, учебно-воспитательных комплексов, учебно-воспитательных объединений, специализова¬них школ (школ-интернатов), межшкольных учебно-производственных комбинатов, центров детского и юношеского творчества, допризывной подготовки и т.п..

Итак, основными задачами Департамента являются: определение потребностей по созданию дополнительных возможностей для полноценного развития и творческой самореализации детей; обеспечение обновления сети кружков и учреждений внешкольного образования; координация работы ОУ; помощь семьям и общественности в обучении и воспитании детей.

Исходя из вышеуказанных задач, проанализировать работу Департамента в этом направлении невозможно ввиду отсутствия любой информации. Интересно, что в разделе 5 «Система взаимодействия» упомянутого Положения предусмотрено лишь, что «департамент при вы-издыхании возложенных на него задач взаимодействует с органами исполнительной власти, департаментами и другими исполнительными органами Винницкого городского совета, депутатами, постоянными комиссиями, временными контрольными комиссиями и другими органами, образованными городским советом, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности, объединениями граждан ». Этот пункт в настоящее время является декларативным.

При Департаменте могут создаваться общественные объединения (совета), комиссии из числа участников образовательного процесса, представителей общественности города [3]. Но отметим, что в настоящее время они отсутствуют, о чем отмечается в работах автора [4].

Рассматривая современное состояние гражданского общества на уровне регионов, необходимо признать начальный уровень развития институтов гражданского общества и достаточно низкое состояние гражданской культуры и общественной активности населения. Следует отметить, что уровень развития сети общественных организаций, их влияние в обществе и доверие к ним со стороны граждан еще не соответствует критериям развитых демократических стран. Очевидно, шо на уровне регионов не хватает общественных формирований, которые бы гарантировали демократию, порядок, соблюдение и защита прав граждан.

Современное образование стоит нашем государстве очень дорого, поскольку выпускники ОУ с каждым годом пополняют ряды безработных и требуют дальнейшей поддержки со стороны государства в виде переобучения или социальных выплат. Средняя стоимость содержания од-ного ученика на Винниччине составляет от 2 до -20 тыс. Гривен, что существенно усложняет содержание образовательной сети.

Сегодняшняя власть должна обеспечивать гарантированные образовательные услуги и единые стандарты качества жизни граждан, независимо от возраста, социального положения или места жительства, создавать равные условия для жизнедеятельности всем категориям населения.

Мы считаем, шо системная реформа – это не только результат усилий органов власти, а всего общества, который охватывает всех ее членов. Оценивая состояние дел в сфере предоставления образовательных услуг населению, назрела насущная необходимость в оношиенни методологических подходов образовательной политики и образовательных услуг. Следует отметить, что позиция общественного управления образованием четко не определена, ее внедрением образование занимается самостоятельно, поэтому ДГУ формируется в различных условиях по-разному.

Действенным путем содействия становлению нового типа управления является поддержание положительного опыта нового демократического подхода, его объяснения, обобщения, распространения. Это возможно через создание института социального партнерства ОУ и их социального окружения через механизмы действия образовательных округов, аккумулируя материально-технические, финансовые, кадровые ресурсы учреждений территориальной общины; формирования механизмов взаимодействия, предполагает объединение объектов региональной образовательной системы с целью создания института регионального образовательного пространства и педагогического общества, которое определяет стратегию развития системы образования.

Необходимо включение и активное участие в управлении образованием общественных структур, что составляет основу для социального партнерства и через процесс общественного заказа образовательных услуг, который на практике, к сожалению, широко не применяется ввиду отсутствия механизмов его формирования и формы предъявления от имени общественных структур.

Связи с общественностью как технология взаимодействия предполагают установление равноправны диалога, при котором возможен учет интересов и пожеланий населен¬ня как равноправны участника процесса управления, призванные наладить механизм использования коммуникативного потенциала.Лише участие общества способствует совершенствованию деятельности и развития сферы образования через оценку и реализацию принятых программ , направленных на модернизацию и демократизацию сферы образования, содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и управления ею.

К сожалению, должны констатировать, что сегодня в большинстве регионов не на должном уровне происходит формирование общественного запроса на качество образования в ходе мониторинга, общественных дискуссий и экспертной работы, а изучение интересов и потребностей участников образовательного процесса, организация обсуждения идей реформирования и модернизации образования в широких общественных кругах и СМИ осуществляется эпизодически, без формулирования предложений по улучшению качества образования. Разработка, принятие и реализация методов и мер стимулирования инновационной деятельности ОУ и труда педагогов в регионе стали доступны только управленцам областного и районного уровней.

Сегодня перед властью стоит насущный вопрос институализации механизмов общественного управления и формирования независимой экспертного сообщества и использования мониторинга регионального, государственного и международного опыта, участия общественности в управлении и контроле качества образования.

В оценке качества образовательных услуг используют ряд критериев: доступность услуг, связанная с расположением ОУ вблизи места, жительства потребителя; репутация ОУ; знания, опыт и уровень преподавательского состава; надежность (надлежащий уровень знаний), безопасность во время обучения (в ходе проведения экспериментов); дополнительные услуги по требованию учащихся, студентов и организаций-потребителей; уровень коммуникации, функционирования электронных коммуникационных сетей, коммуникабельность преподавателей; эстетичность помещений и внешний вид работников, оборудование аудиторий.

Главной задачей обеспечения качества услуги является удовлетворение или превышение ожиданий потребителей. У потребителей производятся ожидания услуги, базирующиеся на опыте, на средствах, которые они тратят за период кавчання, других факторах, В этом случае удовлетворения потребностей зависит от разницы между услугами, которую потребители ожидают получить, и услугой, которую они действительно получили.

Оценка качества услуг должно осуществляться по критериям, которые используются потребителями для их целей. Когда покупатель оценивает качество услуг, он сравнивает некоторые фактические значения параметров оценки качества с ожидаемыми значениями этих параметров, и если эти ожидания совпадают, тогда качество услуг они считают удовлетворительной.

Для оценки качества услуг необходима общественная экспертиза. В процессе проведения экспертизы образовательных услуг эксперты должны руководствоваться следующими принципами:

- Объективности (ориентирует на предупреждение, устранение субъективизма при проведении экспертных оценок);

- Независимости (на нем основывается объективность экспертов, которые должны быть отграниченными от любых зацикаштених в экспертизе сторон: предприятия бытового обслуживания, потребителей);

- Компетентности экспертизы (обеспечивается подготовленностью экспертов в определенной области знаний и опытом работы в образовании);

- Системного подхода (данные экспертизы должны быть сгруппированы, систематизированы, что необходимо для формирования объективных выводов);

- Эффективности (содействие рациональному использованию услуг, современным технологиям их предоставления).

Важно, чтобы восприятие предоставленной потребителям услуги соответствовало их ожиданиям [5].

Выводы.Мы должны признать, что Департамент образования города Москвы определяет потребности и пожелания граждан по количеству и качеству образовательных услуг самостоятельно, без учета пожеланий и потребностей споживачив.Сучасне управления образованием происходит по советской схеме, для которой присуща полная монополия власти без привлечения громадськости.Громадяны города получают образовательные услуги фактически без объективной оценки их качества и возможности выбора, во-первых, по причине отсутствия полной информации о возможности получения образовательной услуги в городе, а во-вторых – через пассивность общества к защите своих прав и интересив.Зважаючы масштабность и инерционность региональной образовательной системы, следует усилить усилия по ее модернизации и общественной поддержки как важного человеческого и общественного приоритета, ведь существенного перелома в управлении образованием, к сожалению, не произошло.

Процесс принятия важных решений на практике требует распределения фуцкций власти, системы «сдержек и противовесов», общественной контроля и экспертизы, участия общественности в управлении в интересах граждан. Неразвитость гражданского общества на уровне региона прослеживается в угрожающе низком уровне вовлеченности граждан в организованной общественно-политической деятельности и очень низком уровне эффективности (оценка субъектом своей возможности влиять на организационные решения) в связи со слабым развитием правового сознания у населения.

Перспективы дальнейших исследований.Маючы достаточно демократический устав города, Положение о Департаменте образования, механизмы управления остались незминними.Мы признаем существующие недостатки теории и практики модернизации регионального образования, особенно сельских школ, и противоречия между отдельными методиками развития образования и потребностью в теоретическом обосновании и использовании вариативных комплексных организационных механизмов модернизации сети ОУ через социально-экономическую, территориальную неоднориднисть.Якисть образовательных услуг ОУ, не всегда соответствуют принятым стандартам.Вивильнення и перераспределение ресурсов между ОУ, просмотр и расширение списка образовательных послушание способствовало бы созданию новых образовательных можливостей.А за сохранении существующего положения дел относительно предоставления необходимых гражданам образовательных услуг трудно ожидать существенных позитивных изменений в качестве образования в ближайшие годы.


Библиографический список
  1. Стеблюк Н. Економічна природа освітніх по­слуг в системі вищої освіти України [Електронний ресурс] / Н.Стеблюк, – Режим доступу: http://www.rusnauka.com/1 5_DN 1_2008/Economics/ 33530Moc.htm.
  2. Румянцев А., Коваленко Ю. Світовий ринок послуг [Електронний ресурс] / А.Румянцев, Ю.Кова­ленко. – Режим доступу: http://ebooktinie.net/ book_67jplavaj66_.html.
  3. Положення «Про Департамент освіти Він­ницької міської ради» [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://vmuo.edu.vn.ua/index/index_ua.
  4. Юрчук Л. Механізм формування регіонально­го освітнього ринку [Електронний ресурс] / Л.Юрчук // Публічне адміністрування: теорія і практика: елек­тронний збірник наукових праць. – 2011. Вип. 1(5). – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-joumals/Patp/ 2011_1 /index.html.
  5. Сахно Є., Дорош М., Ребенко А. Менеджмент сервісу: теорія та практика [Електронний ресурс]: навч, посібник / Є.Сахно, МДорош, А.Ребенко. – Режим доступу: menedzh me nt_servisu_sah no_yeyu.


Все статьи автора «Людмила Юрчук»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: