В настоящее время Министерство образования Российской Федерации ведет разработку образовательного стандарта нового поколения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования обусловлена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с обычными детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. В стандарте предыдущего поколения информатика не входила в перечень обязательных предметов и являлась в учебных планах образовательных учреждений либо факультативом, либо курсом по выбору. [1]
Между тем, внедрение информационных технологий прочно вошло в жизнь современного общества и дети с ограниченными возможностями не является исключением. Многие из них имеют домашний компьютер и с успехом осваивают информационные технологии. Кроме того бурное развитие информационных технологий, которые при работе широко используют удаленные режимы работы на дому, могут стать хорошей возможностью для таких детей получить качественное образование, найти работу и свое место в жизни. Изучение информатики и информационных технологий обеспечат человеку успешность, востребованность на рынке труда и комфортность жизни. Основная задача современного образовательного процесса состоит в том, чтобы подготовить выпускника максимально адаптивным, мобильным, способным в короткие сроки подстроиться под требования работодателей. [2]
Конечно, при построении концепции обучения информатике детей с ОВЗ необходимо учитывать особенности тех нарушений здоровья, которые есть у данных детей. Особенности психофизического развития школьников с ОВЗ требуют от учителей повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, это качество обучения, которое во многом зависит от опыта учителя, правильного планирования, используемых методов и приёмов. Учитель должен помочь учащемуся с ОВЗ усвоить круг образовательных и профессиональных знаний и умений, которые он сможет применить к условиям социальной среды. На наш взгляд, стандарт обучения для слабослышащих, глухих и детей с незначительными нарушениями опорно-двигательного аппарата не должен значительно отличаться от стандарта обучения информатике здоровых детей. Это связано с тем, что такие дети соответствуют или близки по уровню психофизического развития возрастной норме и психологически готовы к обучению аналогичному для здоровых сверстников. К тому же в специальных школах, где учатся такие дети, классы немногочисленны, в основном не более 5 человек, что является преимуществом при обучении информатике. Поскольку изучение информатики и информационных технологий более эффективно при обучении в малых группах.
На примере обучения информатике глухих и слабослышащих детей было установлено, что компьютер позволяет усилить мотивацию ученика к познавательной деятельности. Не только новизна работы с компьютером и занимательность, но и возможность регулировать задания по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Работая на компьютере, учащийся получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, которую может получить самостоятельно при содействии компьютера без участия учителя.
В процессе преподавания информатики многие упражнения представляются учащимся в виде напечатанных заданий, в которых подробно рассматривается алгоритмы их выполнения. Такое представление информации позволяет недостатки слухового аппарата учащихся свести к минимуму и обеспечить усвоение материала не хуже чем у здоровых детей. Использование визуальных возможностей компьютера позволяет представлять изучение нового материала по информатике в виде красочных, наглядных и информативных презентаций, заранее созданных учителями для проведения уроков, что повышает интерес к материалу у учащихся и позволяет получать знания, опираясь в основном на зрительные рецепторы, а не на слуховые.
Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Использование информационных технологий позволяет освободиться от недостатков традиционного курса обучения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы. Работа на компьютере также является хорошим средством развития мелкой моторики. При обучении информатике учащиеся осваивают конкретные программные продукты, в результате они могут использоваться учащимися в качестве инструмента для различных учебных и воспитательных целей, например при создании школьных газет и журналов, рисования и т.д.
На базе специальной коррекционной общеобразовательной школы проводятся факультативные занятия по информатике, которые включены в школьное расписание и реализуют образовательный стандарт по информатике для здоровых детей. Преподавание курса информатики ведется на основе учебников Л. Босовой для 5-9 классов и 10-11 класс Н.Д. Угринович. Для сравнительного анализа проводившегося эксперимента преподавание информатики в классах с детьми-инвалидами и обычными детьми проводилось по одним с тем же заданиям, с использованием одних и тех же презентаций, одним учителем, не обладавшим методикой работы с глухими и слабослышащими детьми. Преподавание велось в 5-10 классах. В классах коррекционной школы учащихся в каждом классе было по 4-5 человек, в общеобразовательной школе из классов были сформированы группы по 15 человек, для того чтобы каждый учащийся имел свое рабочее место за компьютером. После изучения каждой темы проводился независимый контроль, состоящий из двух частей, сначала тестирование для определения уровня усвоения теоретического материала, а затем контрольная работа, состоящая из типовых практических заданий, целью которой является определение навыков работы с соответствующим программным обеспечением. Результаты тестирования и контрольных работ определяют уровень усвоения программы курса информатики по 100 бальной системе. Уровень усвоения учащимися программы информатики в каждом классе представлен в таблице 1, 2.
Таблица 1. Уровень освоения программы информатики в 5-8 классах
Кол-во баллов |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
||||
Дети с ОВЗ (%) |
Обычные дети (%) |
Дети с ОВЗ (%) |
Обычные дети (%) |
Дети с ОВЗ (%) |
Обычные дети (%) |
Дети с ОВЗ (%) |
Обычные дети (%) |
|
0-30 |
0 |
10 |
0 |
5 |
0 |
5 |
0 |
0 |
30-50 |
30 |
20 |
0 |
10 |
0 |
15 |
0 |
10 |
50-75 |
35 |
20 |
20 |
30 |
20 |
40 |
20 |
35 |
75-90 |
25 |
30 |
50 |
40 |
50 |
20 |
35 |
25 |
90-100 |
10 |
20 |
30 |
15 |
30 |
20 |
45 |
30 |
Таблица 2. Уровень освоения программы информатики в 9-10 классах
Кол-во баллов |
9 класс |
10 класс |
||
Дети с ОВЗ (%) |
Обычные дети (%) |
Дети с ОВЗ (%) |
Обычные дети (%) |
|
0-30 |
0 |
0 |
0 |
0 |
30-50 |
0 |
20 |
0 |
15 |
50-75 |
10 |
25 |
15 |
25 |
75-90 |
40 |
25 |
40 |
35 |
90-100 |
50 |
30 |
45 |
25 |
Анализ результатов, представленных в таблице 1 и 2, показывает, что усвоение материала курса информатики детьми с ОВЗ проходит успешнее, чем учащимися обычных школ. Единственная параллель детей с ОВЗ, которая уступает по своим показателям здоровым детям, является параллель 5 классов. Это на наш взгляд объясняется во многом тем, что по учебному плану коррекционной школы факультатив по информатике начинается только с пятого класса, а в обычных школах информатика начинается с третьего класса. Поэтому в пятом классе для детей с ОВЗ проходит адаптационный период к новому предмету, что и отражается в более низких результатах, чем у обычных детей. Дальнейшая ситуация объясняется тем, что умственное развитие глухих и слабослышащих детей ничем не уступает умственному развитию здоровых детей, а мотивация обучения информатике как показывают психологические исследования у них намного выше.
Более высокая мотивация детей с ОВЗ определяется тем, что для многих из них информационные и сетевые технологии подчас являются чуть ли не единственным средством общения с другими людьми. Кроме того, многие учащиеся старших классов уже осознают, что именно информационные технологии являются возможностью получить высшее образование и найти свое место в жизни. Во-первых, на них построено дистанционное высшее образование, которое широко развивается в нашей стране и позволяет получать образование инвалидам. Во-вторых, сами профессии, связанные с информационными технологиями, такие как программист, web-программист и многие другие, позволяют людям с ОВЗ зарабатывать достойные деньги и реализовывать свои творческие способности. [3]
Между тем в учебных планах многих коррекционных школ отсутствует даже факультатив по информатике, а руководство учебных заведений и департаментов образования считают, что информатику не обязательной для данной категории учащихся, мотивируя это сложностью предмета и возможными негативными последствиями для здоровья учащихся. Однако наш опыт показывает,что информатика таким детям нужна и для них она весьма интересна и доступна в изучении. Поэтому изучать информатику отдельным видам детей с ОВЗ необходимо и, на наш взгляд, информатика должна войти в образовательный стандарт для таких детей как полноправный предмет. [4]
Библиографический список
- Быков А.А. Интерактивные технологии как средство формирования пространственного воображения школьников при изучении курса геометрии. / А.А. Быков // Системы компьютерной математики и их приложения: сб. статей. – Смоленск: СмолГУ, 2012. – Вып.13.
- Быков А.А. Особенности формирования информационной компетентности студентов строительных специальностей на базе подготовки в классическом университете/А.А. Быков, Н.М. Тимофеева//Фундаментальные исследования. 2014. № 5-2. С. 341-344.
- Гаврилова Т.И. Исследование готовности школьников к проектированию развивающих компьютерных игр / Т.И. Гаврилова, Н.М. Тимофеева // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2014. № 6. С. 6-10.
- Быков А.А. Особенности применения интерактивных технологий на дистанционных уроках математики. / А.А. Быков // Математическое образование в школе будущего: традиции и инновации. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011.