УДК 37.04

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Козлов Сергей Валерьевич
Смоленский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры информатики

Аннотация
В работе даны методические рекомендации учителю использования дидактической системы индивидуального тестирования в учебном процессе. Рассмотрены функции личностно ориентированного обучения в контексте применения автоматизированной дидактической системы индивидуального тестирования.

Ключевые слова: автоматизированная дидактическая система, графовая модель изучаемого материала, индивидуальная траектория обучения, индивидуальное тестирование, индивидуальный образовательный запрос, индивидуальный тест, личностно-ориентированная обучающая система, методы математического моделирования


THE DIDACTIC RECOMMENDATIONS TO THE TEACHER TO THE USE OF THE AUTOMATED DIDACTIC SYSTEM OF INDIVIDUAL TESTING

Kozlov Sergey Valeryevich
Smolensk State University
Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor assistant professor of Computer Science

Abstract
In the work didactic recommendations to the teacher to the use of the didactic system of individual testing in educational process are made. Functions of personally oriented education in the context of application of the automated didactic system of individual testing are considered.

Keywords: automated didactic system, graph model, individual educational inquiry, individual test, individual testing, individual trajectory of training, methods of mathematical modeling, personality-oriented teaching system


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Козлов С.В. Методические рекомендации использования автоматизированной дидактической системы индивидуального тестирования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/10/3702 (дата обращения: 29.10.2023).

Современная педагогическая практика предполагает широкое внедрение в учебный процесс инновационных автоматизированных дидактических систем [1, 2, 3]. Одной из таких систем является доказавшая на практике свою эффективность система индивидуального тестирования, идеи которой реализованы в средах многих программных оболочек. Так, например, в автоматизированных системах индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» [4] и «Advanced Tester» [5] результативность достигается за счет применения комплекса средств и методов математического моделирования [6, 7, 8]. В данных программных средах использованы идеи соответствия Галуа [9, 10], теории графов [11, 12], а также математического аппарата импликативных матриц [13, 14]. Рассмотрим в данной статье методические аспекты работы с подобного рода дидактическими системами индивидуального тестирования.

Согласно выделенным этапам построения графовой модели, индивидуальной траектории обучения и проектирования индивидуальных тестов личностно ориентированной обучающей системы [15, 16], для того, чтобы обеспечить выполнение индивидуальных образовательных запросов учащихся в рамках единого информационного образовательного пространства «Средняя школа – ВУЗ» [17], сформулируем методические рекомендации учителю:

1) выбрать или разработать графовую модель изучаемой предметной области учебной дисциплины;

2) провести анкетирование с целью определения индивидуальных запросов учащихся;

3) объяснить учащимся новый материал, отработать навыки по изучаемой теме;

4) проверить качество усвоения учащимися пройденного материала и определить достижение планируемых результатов;

5) определить дальнейшую стратегию обучения [18];

6) предложить учащемуся согласно его образовательному запросу и уровню обученности специально сформированный индивидуальный тест Tk (k = 1, 2, 3, …, k);

7) проверить выполнение индивидуального теста тест Tk (k = 1, 2, 3, …, k), определить уровень обученности, продолжить построение индивидуальной траектории обучения с помощью системы индивидуального тестирования для достижения поставленных целей;

8) параллельно продолжить, при условии получения минимально необходимых знаний, умений и навыков, дальнейшее изучение отобранного материала учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом.

Рассмотренный механизм формирования индивидуального теста обладает простотой, что позволяет в свою очередь автоматизировать процесс обучения. Данная система успешно реализуется в виде компьютерных обучающих программ. Подобного рода инновационные автоматизированные информационно-образовательные системы успешно применяются в учебном процессе, например, при обучении школьников информатике в профильной школе [19, 20, 21].

Внесение дополнительного элемента знания в модель изучаемой темы, например, базовых понятий других тем, из-за которых возможны ошибки в выполнении ассоциированных с ними заданий, позволяет выяснить причины неудовлетворительного усвоения материала и своевременно их устранить. Подобного рода трудоёмкие процессы эффективно реализуются в автоматизированных дидактических системах, например, в системе индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» [22] и «Advanced Tester» [23], использующей технологию отбора тестовых заданий с помощью соответствия Галуа, не внося в неё структурных изменений. В систему добавляется предполагаемый неусвоенный элемент, выделяется множество вершин M и формируется новый индивидуальный тест. Такие программы высвобождают свободное время для изучения других тем, способствуют более эффективному использованию профессиональных умений учителя в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Вместе с этим выявляется педагогическая суть качественных изменений при достижении учениками определённого уровня обученности по предмету. Количественные данные приобретают понятный качественный эквивалент – достигнутый уровень обученности по изучаемой теме.

В итоге индивидуальные тесты в личностно ориентированной обучающей системе включающей, например, автоматизированную дидактическую систему индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» [24] или «Advanced Tester» [25] позволяют не только достичь обязательного уровня усвоения элементов содержания учебной дисциплины, но и реализовать образовательный запрос ученика с помощью построения индивидуальной кривой обучения. Технология конструирования индивидуального теста реализует пошаговую коррекцию, способствует самообучению и саморазвитию учащихся при достижении намеченного результата и даёт объективную оценку их знаниям, умениям и навыкам.

Такая форма работы:

- позволяет давать учащимся различные задания, выполняемые в индивидуальном темпе;

- дает возможность ученику выполнять задания в своем стиле, соответственно своим умениям;

- активизирует учащихся своим организационным устройством (она лучше, чем обычная фронтальная работа, способствует вовлечению в работу всех учеников);

- активизирует учащихся содержанием элементов знаний (задания не ограничиваются только механической тренировкой, а предоставляют возможность изучения как можно большего материала);

- позволяет учителю проверить каждого отдельного ученика в работе, степень его участия в выполнении заданий.

В заключение отметим, что использование математических моделей в педагогическом проектировании индивидуальных тестов личностно ориентированной обучающей системы играет ключевую роль [26, 27]. Они позволяют создать систему, учитывающую в процессе функционирования личностный образовательный запрос (в форме требований, предъявляемых учащимся к уровню владения материалом – уровень обучения) и уровень усвоения знаний учащегося по данной теме. Это дает возможность на основе диагностики уровня обученности и динамики обучаемости строить оптимальные индивидуальные траектории обучения [28, 29], то есть систему, отвечающие понятию личностно ориентированной обучающей системы в рамках единого образовательного пространства.


Библиографический список
  1. Козлов С. В. Вопросы внедрения и использования образовательных автоматизированных систем в учебном процессе // Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: Сборник трудов шестой ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: СПЭК, 2013. – С.129-133.
  2. Козлов С. В. Возможности и особенности построения автоматизированных дидактических систем // Математическая морфология: электронный математический и медико-биологический журнал. – Т. 10. – Вып. 3. – Смоленск: СГМА, 2011.
  3. Козлов С. В. Актуальные вопросы развития инновационных информационных технологий и систем в образовании // Проблемы и перспективы инновационного развития территорий: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. – Ч.1. – Коломна: МГОСГИ, 2013. – С.173-176.
  4. Козлов С. В. Система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» // Системы компьютерной математики и их приложения. – Смоленск: СмолГУ, 2007. С. 223-225.
  5. Козлов С. В. Электронный информационно-образовательный ресурс «Advanced Tester» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». – 2011. – №11 (30). – URL: http://ofernio.ru/portal/newspaper/ofernio/2011/11.doc.
  6. Сенькина Г. Е., Емельченков Е. П., Киселева О. М. Методы математического моделирования в обучении: монография. – Смоленск, 2007. – 112 с.
  7. Киселева О. М. Применение методов математического моделирования в обучении: дисс… канд. пед. наук. – Смоленск, 2007. – 181 с.
  8. Емельченков Е. П., Бояринов Д. А., Козлов С. В. Информационные системы автоматизированной поддержки инновационной деятельности: модели, проектирование и реализация. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. – 164 с.
  9. Козлов С. В., Емельченков Е. П. Соответствия Галуа. САПР учителя // Системы компьютерной математики и их приложения. – Смоленск: СмолГУ, 2006. С. 100-102.
  10. Козлов С. В. Программный комплекс «Advanced Tester»: формирование индивидуальных тестовых заданий в автоматизированной информационной системе // Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: Сборник трудов пятой ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: СПЭК, 2012. – С.149-153.
  11. Козлов С. В. Вопросы проектирования инновационных автоматизированных информационных систем: анализ элементов графовых моделей // Система обеспечения качества образования: модели, технологии, анализ: материалы научно-методической конференции. – Смоленск: Смоленский филиал РГТЭУ, 2012. С. 53-57.
  12. Козлов С. В. Использование математического аппарата теории графов для построения модели предметной области в информационном образовательном пространстве «Средняя школа – ВУЗ» // Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: Сборник трудов четвертой ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: СПЭК, 2011. – С.108-110.
  13. Козлов С. В., Емельченков Е. П. Выбор оптимального набора тестовых заданий // Методология и методика информатизации образования: концепции, программы, технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-19 октября 2005 года. – Смоленск: СГПУ, 2005. – Вып. 2. – С. 37-38.
  14. Козлов С.В. Математические аспекты выбора оптимального набора тестовых заданий индивидуального теста // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 9 (36) [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3603 (дата обращения: 07.10.2014).
  15. Козлов С. В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.02: защищена 24.05.06: утв. 20.11.06 / Козлов Сергей Валерьевич. – Смоленск, 2006. – 204 с.
  16. Козлов С. В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: автореферат дис. … канд. пед. наук. – Смоленск, 2006. – 18 с.
  17. Емельченков Е. П., Бояринов Д. А., Козлов С. В. Информационное образовательное пространство: модели и технологии: монография / Е. П. Емельченков, Д. А. Бояринов, С. В. Козлов, З. А. Нырцова, А. П. Борисов. – Смоленск, 2010. – 216 с.
  18. Козлов С. В. Программный комплекс «Advanced Tester»: проектирование индивидуальных тестов в автоматизированной информационной системе // Современная педагогика. – 2014. – № 9 (32) [Электронный ресурс]. – URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2696 (дата обращения: 04.10.2014).
  19. Козлов С. В. Актуальные вопросы использования адаптивных информационно-образовательных систем в профильной школе // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября2013 г.: в 34 частях. – Ч. 21. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2013. – С. 48-51.
  20. Козлов С. В. Особенности обучения школьников информатике в профильной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1. – С. 31-35. ART 14006. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14006.htm.
  21. Козлов С. В. Организация обучения информатике в профильной школе с использованием инновационных образовательных систем // Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: Сборник трудов седьмой ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: СПЭК, 2014. – С.71-73.
  22. Козлов С. В. Использование возможностей автоматизированной дидактической системы «Комплекс измерения обученности» в условиях информатизации системы образования // Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: Сборник трудов третьей ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: СПЭК, 2010. – С.171-174.
  23. Козлов С. В. Функциональные назначения и возможности информационно-образовательного ресурса «Advanced Tester» // Горизонты науки. – 2011. – №2 (6). – С. 9-12.
  24. Козлов С. В. Особенности применения системы индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» в школьном курсе информатики // Системы компьютерной математики и их приложения. – Смоленск: СмолГУ, 2008. С. 247-251.
  25. Козлов С. В. Программный комплекс «Advanced Tester»: математические аспекты формирования оптимальных индивидуальных стратегий обучения // Современные информационные технологии в образовании и научных исследованиях (СИТОНИ-2012): материалы III-й международной научно-технической конференции студентов и молодых ученых. – Донецк: ДонНТУ, 2012. – С. 223-226.
  26. Козлов С. В. Место и роль индивидуального тестирования в рамках единого информационного образовательного пространства «Средняя школа – ВУЗ» // Математическая морфология: электронный математический и медико-биологический журнал. – Т. 9. – Вып. 4. – Смоленск: СГМА, 2010.
  27. Киселева О. М. Использование математических методов для формализации элементов образовательного процесса // Концепт. – 2013. – № 02 (февраль). – ART 13001. – 0,4 п. л. – [Электронный ресурс] – URL: http://e-koncept.ru/2013/13032.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X. – [Дата обращения 09.02.2013].
  28. Козлов С. В. Построение индивидуальной траектории обучения с использованием системы индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» в условиях информатизации системы образования // Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: Сборник трудов четвертой межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: СПЭК, 2011. – С.111-114.
  29. Козлов С. В. Основы применения педагогической технологии индивидуального тестирования для формирования оптимальной траектории обучения //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 4 (36). – С. 76.


Все статьи автора «Козлов Сергей Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: