Диагностическая направленность мышления социального педагога развивается в практической деятельности, достигая некоторых относительно устойчивых уровней, но часто носит житейский (допрофессиональный) уровень.
Формирование у студентов диагностической направленности мышления в контексте изучения базовых знаний, при решении ситуативных задач открыло пути совершенствования традиционной методики изучения дисциплин предметной подготовки и логического обоснования педагогических условий ее совершенствования:
– реализация внутрипредметных связей, направленных на понимание логики специальных дисциплин;
– разработка учебных программ по дисциплинам предметной подготовки социальных педагогов с выделением уровней усвоения учебного материала и сформированности диагностической направленности мышления;
– введение в учебный процесс понятия «диагностическая направленность мышления», его эффективное развитие на основе деятельностно-моделирующего подхода;
– использование в работах контекстного плана (деловых играх, курсовой и дипломной работах) витагенного опыта студентов с целью формирования диагностической направленности мышления.
В рамках проведенного исследования в процессе формирования диагностической направленности мышления студентов необходимо обеспечение непрерывности, преемственности в овладении диагностической деятельностью, которые рассматриваются на уровне межпредметных связей [3]. К основным направлениям этого уровня следует отнести обеспечение преемственности и систематизации знаний, приобретенных в ходе изучения дисциплин предметной подготовки: «Введение в профессию» (1 семестр, 1 курс), «Социальная педагогика» (3,4 семестр, 2 курс), «Методология и методы психолого-педагогических исследований» (5 семестр, 3 курс), «Методика и технология работы социального педагога» (6,7,8 семестр, 3,4 курс), «Психолого-педагогическая диагностика» (6 семестр, 3 курс), а также дисциплин специализации «Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением» (6-10 семестр, 3,4,5 курс).
Процесс создания проблемной социально-педагогической ситуации на занятиях практического обучения в логике предупреждения отклоняющегося поведения детей является мощным приемом создания учебной мотивации. Такое обучение включает теоретико-практическую подготовку в вузе и педагогическую практику в школе, реализуемые в складывающемся опыте социально-педагогической деятельности.
Анализ собственных действий, приобретенный (витагенный) опыт и профессиональные качества способствуют совершенствованию индивидуального стиля деятельности будущих социальных педагогов (рисунок 1).
Рис. 1. Формирование диагностической направленности мышления в логике предупреждения девиантного поведения школьников
Деятельность студентов по формированию у себя готовности к диагностической работе включает проектирование индивидуальной и групповой деятельности специалистов в аспекте предупреждения девиантного поведения в образовательном процессе школы среди детей.
Предложенный подход формирования диагностической направленности мышления будущих социальных педагогов в логике предупреждения девиантного поведения в образовательном процессе требует соблюдения определенных дидактических условий:
- ориентация на развитие профессиональных ценностей и убеждений студента;
- обеспечение поддержки в развитии профессиональной рефлексии;
- психолого-педагогическое сопровождение развития индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Основным инструментом формирования индивидуального стиля диагностической деятельности является метод решения ситуативных задач. Важным требованием, предъявляемым к подготовке студентов к работе в логике предупреждения девиантного поведения в образовательном процессе, является обеспечение динамичности. Для этой цели ситуативные задачи типизированы по различным уровням или блокам.
Задачи первого уровня направлены на осмысление современных ценностей гуманистической и педагогической направленности. С помощью данных задач студенты:
- анализируют профессионально-этический кодекс социального педагога, получают представление о сущности школы, половозрастных особенностях учеников, профессиональной деятельности учителя;
- формируют представление о том, в какой школе они хотели бы работать.
Задачи второго уровня, способствуют формированию и развитию особенностей восприятия человека человеком, социально-педагогической диагностики, педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, а также определяют возможности предупреждение девиации в школе.
Задачи второго уровня направлены на овладение «технологией» профессиональной социально-педагогической диагностики.
Основу ситуативных задач второго уровня составляют задачи, обязательные для этапов целеполагания, планирования, организации и стимулирования, анализа и оценки результатов профессиональной деятельности социального педагога.
В рамках целеполагания студенты учатся анализировать и отбирать методы диагностики в соответствии с проблемой, определять цели, предвидеть результаты социально-педагогической деятельности, осуществлять выбор социально-педагогического воздействия.
На этапе планирования осуществляется выработка умений планировать и определять стратегию поведения, при которой деятельность социального педагога основывается на субъект-субъектном взаимодействии с ребенком, родителями и учителями.
В период анализа и оценки результатов собственной деятельности студенты формируют диагностические и рефлексивные умения, умения подбирать новые решения, с учетом взаимосвязи между различными видами деятельности в специалистов школы.
Готовность студента к работе в логике предупреждения девиантного поведения в образовательном процессе формируется поэтапно через организацию работы в рамках выше указанных дисциплин.
Если представить алгоритм решения ситуативной задачи в виде серии последовательно осуществляемых действий, то он будет выглядеть следующим образом:
- комплексное изучение образовательного процесса с постановкой конкретных диагностических задач;
- первичное накопление информации о деятельности и отношениях субъектов образовательного процесса.
- классификация информации с целью подготовки к решению диагностических задач;
- оценка и учет внешних особенностей образовательного процесса, а также анализ их устойчивости;
- выдвижение предположений о возможной связи внешних проявлений с внутренним содержанием образовательного процесса;
- уточнение собранной информации и корректировка предварительных выводов.
- прогнозирование тенденции развития образовательного процесса для подержания положительных и устранения отрицательных факторов.
- определение полноценности и репрезентативности диагноза и прогноза.
- разработка плана социально-педагогической деятельности в рамках образовательного процесса.
Использование данного алгоритма предусматривает не механическое следование его предписаниям, а поиск новых алгоритмизированных действий, преодоление возникающих противоречий, перестановку и изменение отдельных операций [1].
Важно подчеркнуть, что, используя общий алгоритм решения ситуативных задач, будущий социальный педагог сможет находить свои собственные способы рациональной организации своего мышления.
В квалификационной характеристике социального педагога также прослеживаются такие аспекты мышления как теоретический, методический и технологический, которые определяют готовность к профессиональной диагностической деятельности [2].
Ниже представлена опорная схема дисциплины специализации «Социально-педагогическая реабилитация девиантного поведения», в которой обозначены связи всей совокупности задач (рисунок 2.).
Рис. 2. Формирование готовности будущих социальных педагогов в логике предупреждение девиантного поведения в образовательном процессе.
Рисунок позволяет нам наглядно представить теоретические аспекты предупреждения девиантного поведения и определить совокупность критериев, показателей и умений решать ситуативные задачи в рамках диагностической направленности мышления будущего социального педагога.
Библиографический список
- Белкин, А.С., Жукова, Н.К. Педагогический мониторинг (учебно-методическое материалы). – Екатеринбург, 1998.
- Вильцан М.А. Базовые характеристики личности в профессиональной деятельности социального педагога // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. 2013. № 5. С. 24-29.
- Морозов Е.А. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №4. С. 151-155.