УДК 377.1

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛОЩАДКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Мыльникова Анна Викторовна
Алтайский Государственный Университет

Аннотация
Автор предлагает систему разработанных и апробированных упражнений, направленных на профилактику делинквентного поведения.
Содержание программы направлено на актуализацию общечеловеческих ценностей и смысложизненной позиции подростков как базиса превенции делинквентного поведения.

Ключевые слова: профилактика делинквентного поведения подростков


INTERACTIVE PLATFORM FOR THE PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Mylnikova Anna Viktorovna
Altai State University

Abstract
The author proposes a system developed and tested exercises aimed at the prevention of delinquent behavior.
The content of the program is aimed at mainstreaming human values and the meaning of life as the basis of the position of adolescent prevention of delinquent behavior.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мыльникова А.В. Интерактивная площадка по профилактике делинквентного поведения подростков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/01/4052 (дата обращения: 27.10.2023).

Рост подростковой преступности в XXI веке превращается в серьезную проблему мирового сообщества. Согласно статистическим данным, противоправная деятельность несовершеннолетних в России в последние годы высока и несет социальную опасность современному обществу. За 2014 год в промежуток времени с января по июнь на территории РФ было совершено преступлений 26392, что на 3386 меньше чем в 2013 году. Но, несмотря на тенденцию к снижению по абсолютным показателям, острота проблемы, особенно на фоне демографического кризиса и оценки тяжести совершенных подростками деяний, по-прежнему сохраняется.[1]
В этой связи актуализируется профилактическая работа с подростками на всех уровнях: первичном в направлении пропаганды здорового образа жизни; вторичном при разработке и реализации программ реабилитации для несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; третичном, включающем индивидуальную профилактическую работу с осужденными несовершеннолетними.
Школа – тот элемент системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, где сосредоточена работа по первичной профилактики делинквентного – противоправного поведения. Для расширения спектра методических разработок в этом направлении предлагаем программу интерактивной площадки для подростков «Я выбираю жизнь».
Программа предназначена для группового взаимодействия с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание программы направлено на актуализацию общечеловеческих ценностей и смысложизненной позиции подростков как базиса превенции делинквентного поведения.
В процессе работы интерактивной площадки решаются следующие задачи:
1. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения неправомерных поступков.
2. Выработка у участников эффективных коммуникативных и поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.
3. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.
4. Профилактика социальной дезадаптации и девиантного поведения.
5. Формирование положительной мотивации и установок, направленных на противостояние нежелательному влиянию среды.
6. Выработка у участников эффективных навыков самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
Этапы работы интерактивной площадки:
1. Вступительное слово ведущего, приглашение участников интерактивной площадки к конструктивному диалогу.
2. Обсуждение жизненных проблем по методу анализа ситуаций на основе обращения к содержанию эссе молодого человека на тему «Я выбираю жизнь».
«Я выбираю жизнь… Неплохое словосочетание, чтобы сложить незаурядный, слегка философский рассказ на листке бумаги. К сожалению, или к счастью, наша жизнь не всегда написана на белом, чистом, ничем незапятнанном листке. Она сложена из множества часов, минут, казалось бы совсем никчемно-мимолетных секунд, которые в свою очередь и формируют нашу жизнь, по мне, так это синонимы, потому что ни одно, ни второе не прожить дважды. Дни летят, их хотелось бы сравнить с птицами, которые улетают на юг, но птицы возвращаются, а наши дни, они безвозвратны. Так и вся наша жизнь…
Хотя зачем проживать ее дважды?! ОНА одна, ДА!!!! Так и проживи ее достойно! Не трать время на ссоры, упреки, вранье, обиды и непреодолимое число других негативных эмоций. Гордость – вот еще один из пороков, которые отравляют нашу жизнь. Поверь, это не та вершина, к которой нужно стремиться, это ни есть вершина Эвереста. Конечно, у меня нет цели и желания навязать свою точку зрения, говоря о том, что добро это хорошо, зло это плохо, хотя это так!
В мире миллионы людей, в мире миллионы пороков и мы не можем быть все замечательными, мы все индивидуальны. Мы воспитаны по-разному, принципы, нравы, менталитет, все разнится. Но как бы мы не отличались друг от друга, своё будущее и свою дорогу мы определяем сами.
Живи по совести, не поддавайся на такие соблазны, как наркотики, алкоголь, все эти минуты сомнительного «блаженства» ни что по сравнению с жизнью, с твоей жизнью, с жизнью твоего ребенка. Ты только представь, какое это счастье, держать на руках здорового малыша, сына или дочку. Иметь крепкую семью, которая всегда с тобой, за твоей спиной, твоя опора и надежда, даже когда ты оступишься, она не даст тебе упасть, а если упадешь, семья, она поднимет! Я это точно знаю… Великий французский писатель Виктор Гюго в 19 веке, заметил, что семья – это кристалл общества. А ведь это действительно так! Без такого кристалла не будет ни общества, ни жизни. Это основа. Твердая и непоколебимая!
Друзья! Самое дорогое и важное в нашей жизни – это близкие люди, Мама, Папа, Брат, Сестра, Друг. Друзей не бывает много, но бывают настоящие. Будьте и вы настоящими, для свои друзей, для своих близкий, для себя!
Есть одно, что нас объединяет! Это мир, в котором мы живем, так давайте будем стараться делать его добрее. Хотелось бы закончить данное сочинение словами Василия Макаровича Шукшина: «Нам бы про душу не забыть … Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…». Прислушайтесь, прошу…
3. Рефлексия восприятия. Работа по вопросам: «Что вы чувствовали и о чем думали, когда слушали этот рассказ?».
4. Анализ жизненных стратегий.
Обсуждение с подростками вопросов:
Что такое жизнь? Каковы ее слагаемые?
Каким порокам подвержен человек на своем жизненном пути? Почему? Как не поддаться этим порокам, как устоять, уйти от них?
В чем смысл жизни человека?
Что Вы цените в жизни? К чему стремитесь?
5. Диагностическое упражнение «Недописанный тезис». Подросткам надо выбрать один из двух предложенных тезисов (или оба) и продолжить:
«Я живу хорошо, потому что…»;
«Я живу плохо, потому что…».
6. Домашнее задание: предлагается написать собственное эссэ на тему «Я выбираю жизнь».
7. Закрытие интерактивной площадки. Благодарность участникам за активную работу, личностную включенность. Ведущий заканчивает встречу афоризмом: Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая. «Дхаммапада»


Библиографический список
  1. Мыльникова А.В. Состояние, причины и социальная профилактика преступности несовершеннолетних в Алтайском крае // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/3004.


Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: