В культуре потребления в современном обществе пищевые предпочтения людей занимают важное место. Сегодня еда служит своеобразным маркером между различными социокультурными группами. Например, антропологи полагают, что пища очерчивает границы между этническими, конфессиональными и классовыми группами людей.
Действительно, если заглянуть в детство каждого из нас, то наши пищевые маркеры зависят от этнических, религиозных и возрастных предпочтений. Именно пищевая традиция противопоставляет группы людей на «своих» и «чужих». Так французский антрополог Клод Леви – Стросс изучая мифы, пришел к выводу, что в каждом из них заложен свой код. Одним из таких кодов, или маркеров является пищевой. В работе «Сырое и приготовленное» [1] он полагает, что у индейцев из Южной Америки пищевой код является основополагающим, так как показывает переход от биологического к социальному, т.е. от природы к культуре в жизнедеятельности индейцев. Для того, чтобы подтвердить вышесказанное философ создает модель «кулинарного треугольника». Так вершинами в нем являются: «сырое», «термически обработанное» и «гнилое».
Однако, «жареное» и «копченое», он относит к природным продуктам, а «вареное» к культурным. Если для примера взять хлеб, то в исследованиях философа он находится между тремя углами: «сырым» и «гнилым» и приближается к «термически обработанному». В последующих работах проблему пищевых маркеров он исследует в новых социальных условиях. В работе «От меда к пеплу» [2] изучает культурные традиции отношения социума к меду и табаку, а в работе «Происхождение застольных обычаев» [3] о кулинарных рецептах.
С точки зрения семиотики, идеи К.Леви – Стросса продолжает Р.Барт. Барт полагает, что пищевые маркеры заложены в языке и речи пищи. Соотношение языка и пищи он исследует на примере меню, которая всегда составляется с опорой на пищевые предпочтения в конкретной культуре, религии, этносе, классе и т.д.[4]. Следовательно, для него язык пищи опирается на коллективные маркеры.
В плане нашего исследования данная традиция прослеживается в работе П. Бурдье «Различение. Социальная критика суждения». Он полагает, что предпочтения той или иной социальной группы можно связать предпочтениями изысканных предметов с предпочтениями в пище. «… люди, привыкшие пить шампанское, противостоят тем, кто пьет виски, а последние, хотя и в другом смысле, противостоят тем, кто пьет красное вино; но те, кто пьет шампанское, чаще, чем пьющие виски, и еще чаще, чем пьющие красное вино, будут отличаться тем, что они имеют антикварную мебель, играют в гольф, занимаются верховой ездой и ходят в театры» [5]. Следовательно, пищевые маркеры можно назвать «маркерами класса».
Идеи Бурдье развивает К. Дюриф-Брюкер . Она полагает , что питание является своеобразным обменом человека с миром. Каждый из нас все время находится в состоянии выбора еды: либо полезной для здоровья, либо согласно удовольствиям и пристрастиям. Мы все время находимся в поиске компромисса между двумя этими состояниями. Современный человек все чаще выбирает здоровую пищу.
Современная глобализация подменяет традиционные маркеры еды, маркерами фаст-фуда. Улучшение условий производства и быстрые транспортные перевозки, а также международные коммуникационные возможности, иммиграция и туризм вызвали глобальные потрясения в большинстве европейских продовольственных культур.
Сегодня происходит процесс интернационализации еды. Например, датчане приняли капучино и могут его пить в любое время дня. В Италии, родной стране капучино, его употребляют в пищу только в первой половине дня. Таким образом, кофе со взбитыми сливками стал вариантом в датской пищевой культуре «кофе», но датчане не пьют его «в итальянском стиле». Следовательно, интернационализация происходит на уровне элементов, фактически приводит к глобальным выбору продуктов питания и ингредиентов в «планетарной супермаркете».
Глобальный супермаркет имеет тенденцию к увеличению диапазона возможностей потребления, по крайней мере, в богатых обществах, до такой степени, что это приводит к увеличению дифференциация из-за многочисленных способов режима питания.
Библиографический список
- Леви-Стросс, К. Мифологики: Сырое и приготовленное./К. Леви-Стросс.- М., 2000.-406 с.
- Леви-Стросс К. Мифологики: От меда к пеплу. /К. Леви-Стросс.- М., 2000. -441 с.
- Леви-Стросс К. Мифологики: Происхождение застольных обычаев. /К. Леви-Стросс.- М., 2007.- 462 с.
- Барт Р. Основы семиологии./Структурализм: «за» и «против» (сборник статей) / Барт Р. – М.: Прогресс, – 1975. – С.114-164.
- Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. / П. Бурдье //THESIS, –1993. – Вып. 2 . – С.144-145.