УДК 373. 1

ИННОВАЦИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГЕРМАНИИ

Карташова Валентина Николаевна
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков и методики их преподавания

Аннотация
В статье представлен инновационный опыт школ земли Баден-Вюртемберг. Описаны формы межпредметных уроков, практика проведения профориентации среди школьников, виды взаимодействия учителей.

Ключевые слова: Германия, межпредметные уроки, профориентация, школьное образование.


INNOVATION IN SCHOOL EDUCATION IN GERMANY

Kartashova Valentina Nikolajevna
Bunin Yelets State University
doctor of pedagogics, professor, head of the department of foreign languages and methods of their teaching

Abstract
The article presents an innovative experience of schools in Baden-württemberg. The forms of cross-curricular lessons, practice of career guidance among students are described.

Keywords: career guidance, cross-curricular lessons, Germany, school education


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Карташова В.Н. Инновации в школьном образовании Германии // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/02/4409 (дата обращения: 27.10.2023).

В настоящее время все более возрастающее значение приобретает не количество знаний, а умение правильно ими пользоваться. Конечно, чем больше знаний – тем лучше, это бесспорно, но будущее принадлежит не узкопрофильным специалистам, а людям, умеющим связать специальные знания с познаниями в других областях.

Чтобы уметь правильно решать задачи будущего, нужно учиться мыслить глобально, работать в команде, быть готовым к кооперации и вместе с тем суметь сохранить свою индивидуальность и самостоятельность. Зачатки таких «ключевых квалификаций» (Schlüsselqualifikationen) можно сформировать и развить еще в школе – таково мнение немецких дидактов.  Основной путь, ведущий к этому – урок, интегрирующий многие предметные дисциплины школьного курса (Fächеrverbindender Unterricht). Хотя уже сегодня многие учителя делают попытки на своих уроках выйти за рамки одного предмета, все же  новые формы учебных занятий, позволяющие укрепить междисциплинарные связи, не вошли в повседневную жизнь школы, не стали составной частью учебного плана. Поэтому министерство культуры и спорта земли Баден-Вюртемберг разработало ряд мероприятий, которые, в конечном счете, признаны помочь учителям овладеть новыми формами учебных занятий, способствующих усилить мотивацию школьников к учебе.

Самая простая организационная форма урока, связывающего ряд учебных дисциплин – «согласованный урок» (abgestimmter Unterricht). Его суть состоит в том, чтобы один учебный предмет был представлен на уроках в течение одной или нескольких недель. Учителя-предметники объединяются вместе с другими предметниками и обговаривают какую-либо одну общую тему, например, «Экологическое воспитание». Огромную помощь им оказывают рабочие группы, специально разрабатывающие для каждого класса любого типа школ примерную тематику актуальных проблем. Согласно предписанию министерства земли Баден-Вюртемберг, учителя-предметники обязаны проводить уроки экологического воспитания, главным принципом которых является междисциплинарная связь. Координирующими предметами по экологическому воспитанию для общеобразовательных и профессиональных школ являются: в начальной школе – природоведение и труд, в 5-6 классах – география, в 7 классе – биология, в 8-9 классах – физика и химия.

Следующий шаг – проведение «проектных дней» (Projekttage) по какой-либо теме под знаком объединения ряда учебных дисциплин. Обычно «проектные дни» устраиваются в конце учебного года. Так, в 2011 г. в рамках проекта «Краеведение земли Баден-Вюртемберг» в   школах городов Штуттгарт, Карлсруе, Фрейбург и Тюбинген прошел «День страноведения в школе» в виде проекта  [1, с. 115].

Согласно постановлению, каждый учитель не менее одного раза в год может провести урок,  выходящий за рамки своей узкой специфики. Подобные межпредметные (fachübergreifendes Lernen) уроки стимулируют умственное развитие школьников, учат их мыслить широко и масштабно. Учебные планы содержат большое количество тем, по которым можно проводить интегрированные уроки, объединяющие многие школьные предметы.

В   гимназиях практикуется написание специальной работы по предмету (Facharbeit). Ученики старших классов самостоятельно выбирают и выполняют работу по одному из двух главных предметов курса в форме письменного домашнего задания. В других школах практикуются, начиная с седьмого класса, домашние задания в форме рефератов, докладов, оформления протоколов по проведению опытов и экспериментов и прочей документации.

В целях профориентации в выпускных классах гимназий (12 и 13) рекомендуется проводить «академические дни» (Studientage). Как правило, на это отводится около недели учебного плана. За это время абитуриенты собирают обширную информацию о содержании программы учебных курсов по будущей специальности, требованиях, предъявляемых на экзаменах. «Академические дни» – это вклад школы по решению задачи сокращения сроков процесса адаптации к учебе в университете, поскольку своевременно полученная информация облегчает выбор будущей специальности, уменьшает количество студентов, прерывающих свою учебу. Собранные сведения абитуриент оформляет в виде письменного сообщения или доклада для одноклассников.

В немалой степени профориентации способствуют и созданные контактные кружки «Школа-вуз» (Konttaktkreise Schule/Hochschule). В земле Баден-Вюртемберг насчитывается девять контактных кружков, созданных при университетах, призванных облегчить сотрудничество между средней и высшей ступенями образования.

Важную роль в деле повышения квалификации учителей внутри школы имеет проведение «педагогических дней» (pädagogische Tage). В эти дни в школах обсуждаются проблемы учебно-воспитательного характера. В педагогических днях активное участие принимают референты, внешкольные работники.

Внедрение в школьную практику новых форм учебных занятий, усиление акцента на уроки нового вида, увеличение доли самостоятельности в учебе – задачи педагогики 21 века. Немецкие дидакты решают их успешно.


Библиографический список
  1. Schulintern. Informationen für Lehrer in Baden- Würtemberg. 2011.  №7. S.3-5.


Все статьи автора «Карташова Валентина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: