УДК 378.147

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРАХ

Федюк Роман Сергеевич1, Козлов Павел Геннадьевич1, Мочалов Александр Викторович1, Тимохин Андрей Михайлович1, Муталибов Забур Алаудинович1
1Учебный военный центр Дальневосточного федерального университета

Аннотация
Статья посвящена современным образовательным учреждениям – учебным военным центрам, которые готовят специалистов для военной службы на первичных офицерских должностях. Проанализированы аспекты учебной и психологической подготовки гражданских студентов, которые в отличие от курсантов военных училищ, требуют особого подхода в ходе обучения и воспитания.

Ключевые слова: военная служба, офицер, педагогика, студент, університет


SPECIFIC FEATURES OF THE PROCESS OF TRAINING AND EDUCATION OF STUDENTS IN MILITARY TRAINING CENTER

Fediuk Roman Sergeevich1, Kozlov Pavel Gennadievich1, Mochalov Aleksandr Viktorovich1, Timokhin Andrey Mikhailovich1, Mutalibov Zabur Alaudinovich1
1Military training center of the Far Eastern Federal University

Abstract
The article is devoted to modern educational institutions - military training center that trains specialists for military service on the primary officer positions. Analyzed aspects of the educational and psychological training of civilian students who unlike students of military schools, require a different approach in training and education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федюк Р.С., Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Специфические особенности процесса обучения и воспитания студентов в Учебных военных центрах // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/03/4793 (дата обращения: 03.11.2023).

Прошло пятнадцать лет нового тысячелетия. Мысленно перебирая в памяти, все что произошло в эти годы, мы вынуждены признать, что для абсолютного большинства из нас эти годы стали самыми трудными в жизни.

Судьба страны – наша судьба. Вместе мы переживаем экономический кризис, политическую взрывоопасность, наблюдаем падение нравственных устоев нашего общества и особенно молодежи.

Образование, как гражданское, так и военное, не может быть в стороне от происходящих в стране событий. Подготовка офицерского корпуса для Вооруженных Сил Российской Федерации– это задача государственная, и решаться она должна на федеральном уровне, а не локальными министерствами и ведомствами.

В последние годы проделана определенная работа Министерством обороны и Министерством образования и науки. Несколько лет назад были образованы учебные военные центры при ведущих гражданских вузах, основной задачей которых является подготовка кадровых офицеров для Вооруженных Сил (в отличие от военных кафедр, которые готовят офицеров запаса). Основной задачей учебных военных центров (УВЦ) является подготовка студентов по военно-учётным специальностям (приобретение соответствующих компетенций).

Ежегодно 120 юношей  в возрасте от 17 до 24 лет поступают на бюджетные места в один из престижнейших вузов нашей страны – Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток).

На учебный процесс в УВЦ определенное влияние оказывает специфика задач учебного процесса:

-  отсутствие тактических (тактико-специальных) учений, мероприятий по подготовке подразделений и воинских частей);

- содержание программ и построение процесса обучения;

- многообразие специалистов, готовящихся в учебных военных центрах.

Студенты учебных военных центров, хоть и посещают учебные занятия в военной форме одежды, по своему статусу абсолютно равны всем прочим студентам. Они живут дома (или в общежитии, если приехали поступать в учебное заведение из другого населенного пункта), получают стипендию (в ряде случае – повышенную, за счет денежных средств Министерства обороны), общеобразовательные дисциплины (высшую математику, физику, психологию и др.) посещают в гражданской (свободной) одежде.

Курсанты военных вузов, напротив, уже с момента поступления являются военнослужащими, со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями. Неотъемлемым элементом военной службы является участие в тактических (тактико-специальных) учениях, мероприятиях  по подготовке подразделений и воинских частей.

Особое внимание при этом уделяется отработке в максимальном объеме тематики предметов обучения, позволяющей овладеть военно-учётной специальностью в установленные сроки. Необходимые навыки каждый обучаемый получает и совершенствует по всем видам выполняемых обязанностей, занятий и мероприятий равномерно в ходе подготовки по специальности под руководством опытных преподавателей. И здесь главную роль оказывает именно опыт преподавателей, реальный опыт военной службы, и не просто службы, а именно по данной специальности. Именно поэтому грамотный и тщательный подбор профессорско-преподавательского состава позволит открыть канал передачи информации от преподавателя к обучаемому. И здесь важно, чтобы входной канал обучающихся также был открыт для восприятия этого большого и мощного потока информации.

Процесс усвоения студентами УВЦ  военного, общественно-исторического опыта является одновременно процессом формирования у него специфических воинских способностей и психических функций, необходимых для успешных действий в боевой обстановке. Другими словами, боевые качества будущего офицера, его морально-психологическая готовность к воинской службе закладывается в результате  обучения и воспитания в учебном военном центре, при этом    он приобретает подлинно боевые свойства и способности. Также не следует забывать (а может быть, даже выдвигать на первый план) такое важное моральное качество как патриотизм.

В учебных программах подготовки офицеров общевоенная и военно-специальная подготовка составляют значительную часть и являются одними из главных блоков дисциплин. Они наиболее полно обеспечивают комплексное обучение студентов умелым и слаженным действиям при управлении личным составом и подразделениями по профилю своей деятельности. Во многом от успешного их освоения зависит качество подготовки будущих офицеров [1, С. 24].

В основу обучения, в частности,  по тактической и огневой подготовке, положено обучение студентов организации боя и управлению подразделениями в бою, практическим действиям на местности с вооружением и боевой техникой, как при использовании противником только обычных средств вооруженной борьбы, так и при применении им оружия массового поражения. Тактическая и огневая подготовка тесно увязаны между собой. С целью достижения высокого уровня выучки студентов, занятия проводятся на местности, с созданием сложной, быстроменяющейся тактической обстановки.

Тактическую обстановку максимально приближают к боевой действительности, что способствует выработке у студентов творческого мышления, формированию самостоятельности и разумной инициативы, побуждению их к активным действиям, максимальному использованию возможностей боевой техники и оружия. Особое внимание на занятиях уделяется психологической подготовке обучаемых, развитию твердой воли и самообладания при резких и неожиданных изменениях обстановки. На занятиях широко используется боевой опыт Великой Отечественной Войны, опыт локальных войн и вооруженных конфликтов с участием Вооруженных Сил РФ.

И именно этот опыт подсказывает, что наступает время, когда тот багаж условностей, который присутствует на любых занятиях, как бы хорошо они не были подготовлены, начинает сказываться на эффективности обучения. Ведь по сути, например,  на многих военных кафедрах и факультетах военного обучения преподаватели тактики и огневой подготовки в настоящее время проводят занятия по тем же методикам, что и их предшественники 20-25 лет назад. Основными условностями при этом являются:

- психологический барьер применения оружия против человека;

- оценка тактической обстановки в момент применения оружия противником;

- успешное применение своего оружия, с одновременным уходом от выстрела противника;

- изменение тактической обстановки с реальной потерей личного состава и др.

В числе основных причин этого явления (помимо финансовых, топливных и др.) необходимо отметить «тировую» технологию обучения – особенно при проведении занятий по огневой подготовке, когда упражнения учебных стрельб проводятся на заранее подготовленных позициях – по стандартным целям. А при проведении тактических занятий – невозможностью создания реальной боевой обстановки, когда стреляют в тебя, и надо в таких условиях быстро ориентироваться, адекватно реагировать, защищаться, и при этом ее умело командовать вверенным подразделением.

Профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный состав учебного военного центра ДВФУ, осуществляя обучение и воспитание студентов военных специальностей, стремится управлять развитием  морально-психологических качеств будущих офицеров. Соответствующая организация учебной и внеучебной деятельности, создание определенной обстановки в ходе практических и групповых занятий и учебных сборов приводят к результатам, которые можно ожидать. Процесс воспитания студентов становится управляемым той внешней, практической деятельностью, которую осуществляют студенческие группы. Максимальное приближение  характера деятельности студентов и студенческих групп к их будущей воинской деятельности – одно из направлений достижения высокой управляемости психологической подготовки.

Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Все в  психологии формирующейся личности, так или иначе, обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются, однако, их непосредственной механической проекцией. Внутренние условия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обуславливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться» [2, С. 238].

Формирование психологической подготовленности студентов к воинской службе протекает в виде последовательного перехода от психических процессов к психологическим состояниям и последующему превращению психологических состояний в психические свойства личности. Основной путь превращения психических процессов и состояний в свойства личности -  это закрепление их через создание определенных ситуаций, в которых осуществляется воинская деятельность.  В процессе любой деятельности может быть создана обстановка, приводящая к возникновению у личности строго определенных свойств. Сначала человек переживает соответствующие временные состояния, при неоднократном повторении сходной ситуации последние переходят в устойчивое свойство личности.

При этом не следует забывать, что обстановка действует на психику человека в зависимости от того, каким будет отношение человека к ней.  Процесс превращения внешних требований во внутренние происходит при условии, что человек осознал жизненную значимость и смысл сообщаемых ему знаний или выполняемой им деятельности, а сама деятельность совершается им сознательно и творчески. Способность действовать так или иначе в соответствующих условиях формируется у человека в течение всей его жизни. На основе жизненного опыта он убеждается в необходимости смело преодолевать трудности, либо уходить, прятаться от них. В соответствии с этим опытом он незаметно для себя вырабатывает твердые принципы поведения.

Таким образом, очевидно, что актуальной задачей современных образовательных технологий является определение регулятивной роли психологических свойств, которые составляют внутренние условия продуктивного обучения и имеют специфическое влияние при выборе методов обучения, организации учебных занятий и самостоятельной работы студентов [3, С.51].

Базовым психологическим ресурсом, который лежит в основе высокой эффективности учебной деятельности, безусловно, является высокий интеллектуальный потенциал личности. Вместе с тем, учебный материал может быть представлен в разных модальностях сенсорного опыта, что определяет необходимость учитывать средства репрезентации и кодирования учебной информации.

Понимание природы интеллектуального ума в психологии образования невозможно без раскрытия общепсихологических закономерностей функционирования интеллекта и результативности интеллектуальной деятельности в процессе обучения. Вместе с тем, необходимость изучения феноменологии личностно-специфических свойств познавательной деятельности ориентирует на исследование индивидуальных отличий в способах восприятия, приемах анализа, структурировании и переработки учебной информации.

Огромное значение в УВЦ ДВФУ уделяется научной работе. Проблема организации научной деятельности студентов – одна из самых перспективных на современном этапе высшего образования [4, С. 70].

Наша цель – получение обучающими углубленных знаний в определенных направлениях науки, а также получение практических навыков будущей профессии. Важной ступенью в масштабной научной активности молодежи служит выполнение студентами практических заданий.

Отработка практических элементов представляет собой эффективную форму активизации усвоения знаний будущих офицеров в условиях обучения в вузе. Процесс выполнения, как практических заданий, так и научных работ, требует от студента не только актуализации теоретических знаний, но и активизации психических свойств и личностных качеств.

В связи с этим необходимо отметить важность учета психологических особенностей выполнения научной работы. Актуальность приобретает воспитание интереса студентов к занятию научной деятельностью, предварительное повышение их учебной мотивации в целом. Научный доклад или статья способствует развитию у обучающихся навыков самостоятельного анализа определенных явлений и фактов. Вместе с тем, студент стоит перед объективной необходимостью сотрудничества с научным руководителем для получения социально-значимого продукта деятельности.

Перед преподавателем стоит ответственная задача: оказание помощи студенту в формировании отношения к себе как к субъекту научно-исследовательской деятельности, что предполагает, прежде всего, обучению умению организовывать свою работу. Постановка этого вопроса требует определения учебных действий, необходимых для успешной реализации деятельности, программу их выполнения на конкретном материале и четкую организацию операций по их формированию. При этом образцовое выполнение таких действий должен демонстрировать сам преподаватель.

Важно осознавать, что цель обучения в современном университете – передать сумму знаний, которой ученик во взрослой жизни сможет воспользоваться. Если в советской школе формировали знания, умения, навыки, то в современном образовательном процессе – компетенции, т. е. способность этими знаниями, умениями, навыками пользоваться в будущей практической деятельности [5, C.28].

С этой целью преподаватели формируют компетенции, разрабатывают компетентностно-ориентированную модель, осваивают кредитно-модульную систему обучения, интерактивные, проектные, мультимедийные и информационные технологии, активно применяют групповые методы работы, «поглощают» тома литературы по инновационным подходам в обучении. Технологизация коснулась всех сфер образования. Образовательные учреждения превратились в минитипографии, которые выдают тома методического продукта для участия в многочисленных конкурсах, число которых год от года возрастает, и для успешной отчетности, конкурентоспособности рейтинга. В связи с этим педагог перестал задумываться о смысле жизни, он не успевает читать классику, не успевает заглянуть в душу ученика.

Стараясь этого не допустить, обучение  студентов   учебного военного центра ДВФУ воинским специальностям осуществляется при взаимодействии с другими учебными группами, с другими преподавателями и студентами, потому что  поведения человека вне активной жизнедеятельности не существует. Студент УВЦ должен всегда находится в системе взаимоотношений того или иного коллектива. Именно коллектив является главным связующим звеном между человеком и обществом. Система реальных и жизненных взаимоотношений в коллективе является для каждого отдельного человека той непосредственной социальной средой, в которой развивается его сознание, а длительное существование определенного способа взаимоотношений человека с окружающими людьми формирует определенные черты его личности.

Воинская служба – это непрерывный процесс овладения новыми знаниями: общими и специальными. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания студентов УВЦ – важное средство повышения эффективности психологической подготовки. Морально-психологическая подготовка студентов УВЦ может быть эффективной и будет отвечать современным требованиям ВС РФ  лишь при условии, если методологической основой ее будет нравственная и эстетическая позиция человека, его внутренние убеждения, его жизненная позиция как основа образа его жизни.


Библиографический список
  1. Бугаенко С.В. Возможности современных технологий по повышении эффективности обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса берегового профиля ВМФ // Военное обучение в вузе: история и современность. Материалы военно-исторической конференции. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2001. – С. 24-30.
  2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.  Монография.  М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. – 358 с.
  3. Фролова Е.В. Когнитивные ресурсы учебной деятельности студентов // Проблемы совершенствования качества образования: Сборник материалов Шестой международной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево, 2014. – С. 51-56.
  4. Месникович С.А. Психологические аспекты организации научной деятельности студентов в рамках выполнения курсовых работ // Проблемы совершенствования качества образования: Сборник материалов Четвертой международной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево, 2012. – С. 70-72.
  5. Еремина О.Н. Гуманизация образования как элемент модернизации образовательного процесса // Проблемы совершенствования качества образования: Сборник материалов Пятой международной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево, 2013. – С. 27-32.


Все статьи автора «Федюк Роман Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: