УДК 004(038)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Балалаева Елена Юрьевна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев
cтарший преподаватель кафедры украинского и классических языков

Аннотация
В статье рассматриваются функциональные особенности традиционных и электронных средств обучения. Большое внимание уделено исследованию дидактических функций электронных учебников и пособий в сравнении с печатными учебными изданиями.

Ключевые слова: функции, электронные средства обучения


FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF PRINTED AND E-LEARNING TOOLS

Balalajeva Olena Yurievna
National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kyiv
The department of Ukrainian and Classical Languages, Senior Lecturer

Abstract
The article deals with functional characteristics of traditional and e-learning tools. Much attention is paid to the study of didactic functions of electronic textbooks and manuals in comparison with printed educational editions.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Балалаева Е.Ю. Функциональные особенности печатных и электронных средств обучения // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/05/4936 (дата обращения: 27.10.2023).

По мнению ученых, ни одно из самых современных средств обучения не может решить все учебные задачи. Педагоги подчеркивают важность методики комплексного обеспечения и использования средств обучения, которые имеют разное назначение, различные дидактические функции и возможности. Комплексность предполагает планирование и создание средств обучения с учетом их функций и возможностей, а также типичных учебных ситуаций применения [10, с. 60].

Определение функций средства обучения производится с учетом его дидактических свойств и возможностей.

Д. Чернилевский трактует дидактические функции средств обучения как внешнее проявление свойств средств обучения (учебных сред), используемых в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей [14, с. 9]. Такая интерпретация дидактических функций прослеживается и в трудах Е. Полат, Н. Сороко и др.

Какими бы разными ни были дидактические функции средств обучения, все они реализуют общие функции:

- наглядности, что обеспечивает осознание студентами учебной информации, формирование представлений и понятий;

- информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, носителями определенной информации;

- компенсаторности, что облегчает процесс обучения, способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени студентов;

- адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, адекватность материала возрастным особенностям студентов, преемственность знаний;

- интегративности, что позволяет рассматривать объект или явление как часть и как целое. Эта функция реализуется при комплексном использовании средств обучения и средств информационных технологий [10, с. 245].

К общим функциям ученые относят также инструментальную функцию, ориентированную на обеспечение определенных видов деятельности, действий, операций и достижения поставленной методической цели, и мотивационную, которая служит цели формирования устойчивой мотивации учебной деятельности.

А. Гуржий и др. считают, что дидактические средства выполняют в обучении следующие основные функции:

- служат непосредственному познанию определенных фрагментов действительности (познавательная функция);

- служат средствами развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);

- является важным источником знаний и умений, облегчают закрепление изученного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями (дидактическая функция).

Кроме этих функций средствам обучения присуща прогностическая функция, которая реализуется во взаимозависимости развития общества и системы образования [5, с. 6].

Большинство исследователей отмечают, что все функции средств обучения взаимосвязаны и имеют комплексное воздействие на учебно-воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление.

Рассмотрим подробнее дидактические функции таких средств обучения, как учебник и пособие.

И. Подласый выделяет семь функций учебника: образовательную, развивающую, воспитательную, мотивационную, информационную, контрольно-корректирующую (тренировочную) и управленческую.

Н. Тупальский выделяет восемь функций вузовского учебника: информационно-познавательную, научно-исследовательскую, учебно-практическую, социально-педагогическую, методическую, стимулирующую, справочную и функцию самоконтроля.

Несколько отличаются выводы, сделанные Д. Зуевым относительно дидактических функций школьного учебника, среди которых выделены следующие:

1) информационная – фиксация предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебных предметов, с определением обязательного объема информации;

2) трансформационная – связана с преобразованием, переработкой научно-теоретических, мировоззренческих, художественно-ценностных и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, уточнения и конкретизации учебной программы на основе дидактических принципов и правил;

3) систематизирующая – обеспечение строгой последовательности учебного материала в систематизированной форме, ориентация учащихся на овладение приемами научной систематизации;

4) закрепление и самоконтроля – целенаправленное формирование видов деятельности учащихся, оказание помощи им в прочном усвоении учебного материала и опоре на него в практической деятельности;

5) самообразования – формирование у учащихся желания и умения самостоятельно добывать знания;

6) интегрирующая – помощь в отборе и усвоении как единого целого знаний, полученных в процессе различных видов деятельности, из разных источников;

7) координирующая – обеспечение наиболее эффективного, функционального использования всех средств обучения, а также усвоения дополнительных сведений, касающихся предмета обучения и получаемых с помощью внеучебных средств массовой информации;

8) развивающие-воспитательная – содействие активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности [8, с. 59–61].

Исследователь отмечает, что дидактические функции учебника, которые составляют систему иерархически связанных его свойств, должны выступать в каждом учебнике в органическом единстве.

Такая интерпретация системы дидактических функций учебника с некоторыми отличиями встречается в трудах многих педагогов. Так, Б. Лихачев выделяет учебную функцию учебника, которая проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, запоминания и может быть соотнесена с функцией самообразования в системе функций Д. Зуева.

В. Бейлинсон также выделяет восемь функций, но вместо интегрирующей и координирующей называет функции организации межкурсовых и межпредметных связей и организационно-процессуальную.

М. Лыков насчитывает десять основных функций вузовского учебника: информационную, трансформационную, систематизирующую, организационно-процессуальную, закрепления и самоконтроля, самообразования, научно-исследовательскую, интегрирующую, координирующую и социально-педагогическую.

Несколько иным образом систематизирует функции учебника В. Смирнов, среди которых он выделяет четыре «конститутивные»: образовательную, развивающую, воспитательную и технологическую, с которыми соотнесены другие служебные функции.

Образовательная функция ориентирована на формирование когнитивного и практического опыта личности (служебными к ней являются следующие функции: ориентационная, стимулирующе-мотивационная, информационная, интерпретационная, исследовательская, формирования способов деятельности, систематизации, самообразования).

Развивающая функция заключается в том, что учебник способствует развитию мышления, памяти, внимания, волевой, интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Воспитательная функция направлена на формирование мировоззрения, духовных качеств, опыта эмоционально-ценностных отношений и поведения, адекватных социальным требованиям и моральным нормам.

Технологическая функция обеспечивает организацию образовательного процесса (служебные функции: проектно-методическая, организационно-методическая, контрольно-оценочная, закрепления) и организацию учебного материала (служебные функции: нормативно-содержательная, структурно-содержательная, трансформационная, интегрирующая, синтезирующая) [11, с. 21–26].

Итак, описанные исследователями функции варьируются по количеству и названиям, но не существенно отличаются по сути. По нашему мнению, следует согласиться с В. Краевским и И. Лернером в том, что в конечном итоге система всех функций учебника направлена на получение наиболее полного образовательного, развивающего и воспитательного результата в обучении [12, с. 306].

С. Антоновой и Л. Тюриной сделана попытка спроектировать исследования известных функций учебника на учебную книгу вообще, расширить аспекты их изучения на материале других учебных изданий. По их мнению, главной особенностью учебных книг является их функциональность, четкое соответствие целям и задачам образования. Учебная книга выполняет три основные функции: информационную, познавательную, воспитательную.

Информационная функция учебного издания направлена на формирование информационной культуры будущего специалиста, познавательная – предполагает рассмотрение учебной книги как системы научно-предметных знаний, воспитательная – реализуется в задачах обучения, направленных на развитие личности.

Кроме указанных основных функций ученые приводят еще шесть функций учебной книги, описанных в теории учебника: трансформационную, систематизирующую, междисциплинарных связей, закрепления и самоконтроля, самообразования, организующую [6, c. 38–40].

С внедрением информационно-коммуникационных технологий в сферу образования и созданием на их основе новых средств обучения значительно усилились интеграционные тенденции в системе средств обучения.

Функциональные характеристики современных электронных учебников и пособий весьма разнообразны. Как отмечает А. Гуркова, они применяются не только как средство обучения, которое совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность и результативность, но и прекрасно зарекомендовали себя в качестве: инструмента познания окружающей действительности и самопознания; средства развития личности ученика; объекта изучения; средства информационно-методического обеспечения; средства коммуникаций; средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики; средства организации самостоятельной, научно-исследовательской работы и интеллектуального досуга учащихся [6].

По традиции, в педагогической литературе больше внимания уделялось исследованию функций электронного учебника, нежели пособия.

У прообразов современных электронных учебников – программируемых учебников для автоматизированных обучающих систем – выделялись следующие функции: информационно-познавательная, методическая и активизирующая, научно-исследовательская, учебно-практическая, справочная, социально-педагогическая, стимулирующая, самоконтроля. Основная задача такого учебника усматривалось в том, чтобы предоставить учебную информацию в лаконичной форме в определенной логической последовательности – сообщить в минимальное время максимум информации с обязательной оптимальной управляемостью и самоуправляемостью процессом обучения. Поэтому такие средства должны были содержать дидактический и справочный материал, обеспечивающий систематическую обратную связь от ученика к учебнику и возможность управления процессом усвоения новых знаний в зависимости от результатов работы. По сравнению с обычным учебник для автоматизированных обучающих систем нуждается в большем количестве иллюстративного материала, который активизирует умственную деятельность ученика [9, с. 62–68].

По мнению исследователей, компьютерный учебник имеет те функционально-структурные компоненты, положения о которых разработаны в теории учебника. Вместе с тем, электронная форма представления информации и гипермедийные средства влияют на возможности использования традиционных структурных компонентов в дидактических целях и позволяют привнести новые, которые невозможно реализовать в учебнике в его традиционной книжной форме.

И. Захарова считает, что электронный учебник должен выполнять следующие функции:

- эффективно управлять деятельностью студента по изучению учебной дисциплины;

- стимулировать учебно-познавательную деятельность;

- обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;

- рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию);

- при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий [7, с. 58].

Оригинальную трактовку функций электронных средств обучения предлагают М. Беляев и др., по мнению которых, функции делятся на внешние и внутренние: первые выполняются во взаимодействии с внешней средой – пользователями, системой управления учебным процессом; вторые отражают действия и связи в пределах электронных средств обучения и обусловлены их реализацией.

Состав функций электронных средств обучения зависит от многих факторов: особенностей целевой аудитории (возраста, уровня подготовленности, степени владения информационными технологиями и др.), целей обучения, педагогических задач, характера дисциплины и объема соответствующего ей курса, психолого-педагогической концепции, дидактики и методики, воплощаемых в электронном средстве обучения, организационно-технологических вариантов применения. Состав функций, реализуемых функциональным компонентом электронного средства обучения, имеющим учебно-методическое назначение и допускающим его использование в самостоятельном качестве, обуславливается его типом (компьютерный учебник, тренажер и т.д.), который, в свою очередь, определяется набором педагогических задач, решаемых с помощью данного функционального компонента.

Функциональные возможности электронного средства обучения как составляющие качества программного средства описываются через характеристики пригодности, правильности, интероперабельности, защищенности и согласованности.

Пригодность – это способность электронного средства обучения обеспечивать соответствующий набор функций для определенных целей и задач пользователя (характеристики, отражающие возможность применения электронного средства в рамках различных форм и методов обучения, содержательную, методическую и техническую совместимость с другими средствами обучения).

Правильность – способность электронного средства обучения обеспечивать правильные или приемлемые результаты (показатели точности моделирования, эффективности информационного поиска, корректности оценки уровня знаний и умений).

Интероперабельность – способность электронного средства обучения взаимодействовать с другими системами; в контексте функциональных возможностей определяется видами обеспечиваемых взаимодействий, механизмы реализации которых описываются техническими характеристиками.

Защищенность – способность электронного средства обучения защищать информацию так, чтобы свободный доступ к ней могли иметь только уполномоченные субъекты или системы; в контексте функциональных возможностей определяется видами защищаемой информации и составом функций защиты.

Согласованность – способность электронного средства обучения придерживаться стандартов и норм законов и подобных предписаний, связанных со сферой применения. К данной характеристике относятся содержательные и методические составляющие качества учебного материала, соответствие электронного средства обучения требованиям государственных образовательных стандартов.

Обобщая вышесказанное, М. Беляев и др. выделили девять основных функций, которые реализуют электронные средства обучения:

1) обеспечение запуска и завершения работы;

2) настройка;

3) обеспечение доступа к учебному материалу;

4) навигация по учебному материалу;

5) представление учебного материала и обеспечения взаимодействия с ним;

6) моделирование исследуемых объектов и процессов;

7) контроль знаний и умений;

8) управления учебным процессом;

9) служебные функции [13].

Л. Белоусова, Л. Грызун считают, что структура учебника является формой реализации его содержания и дидактических функций. Наиболее перспективным для научного проектирования электронного учебника исследовательницы признают именно функциональный подход, который позволяет установить функциональную нагрузку каждого структурного компонента, связь между ними, разработать структурно-функциональную модель учебника, и делают вывод, что использование компьютерного учебника обеспечивает дополнительные мощные возможности реализации дидактических функций [2; 3].

Так, по их мнению, информационная функция и функция самообразования реализуется в компьютерном учебнике на более высоком уровне благодаря его гипертекстовой структуре; учебная деятельность в таких условиях создает возможности расширенного и углубленного овладения предметной области. Во время работы с гипертекстом запоминаются не только фактологические сведения, но и структура гиперсвязей между ними, ускоряет процесс воспроизводства учебной информации и упрощает дальнейший поиск новых знаний.

Трансформационная функция также реализуется более полно и глубоко, благодаря возможности целесообразного, своевременного эмоционально-выразительного иллюстрирования теоретического материала мультимедийными вспомогательными материалами, направленными на формирование самостоятельного мышления, познавательных мотивов и умственной деятельности.

Реализация систематизирующей функции зависит от качества структурирования и ранжирования предметной области. Благодаря структурированию с последовательной детализацией, наличию глубоких взаимосвязей информационных фрагментов на всех уровнях, ученик имеет возможность получить глобальное представление о материале, а затем уточнять свои представления. В компьютерном учебнике удается преодолеть основной недостаток реализации систематизирующей функции в традиционном учебнике, который заключается в недостаточном формировании целостного представления о мире.

По мнению исследовательниц, компьютерный учебник усиливает также реализацию развивающей функции – благодаря гипертекстовой структуре учебника происходит процесс усвоения учебного материала в виде системы причинно-следственных отношений между объектами и атрибутами проблемной сферы, что позволяет учащимся самостоятельно порождать подобные связи в собственных знаниях, что стимулирует умственную деятельность и творчество.

Функция коррекции и контроля в компьютерном учебнике также представлена на высшем уровне. Благодаря обратной связи и диалоговому режиму, открываются возможности индивидуализации и дифференциации в условиях групповых форм обучения, которые с использованием традиционного учебника обеспечить невозможно. Диагностическая система компьютерного учебника позволяет не только осуществить контроль, но и предоставляет возможность ученику  углубить знания, улучшить результат обучения.

Возможность оперативного доступа к другим электронным пособиям, информационным ресурсам глобальных и локальных сетей усиливает интегрирующую и координирующую функции учебника. Компьютерный учебник интегрирует знания из различных источников, которые появляются как единое целое, обеспечивает эффективное комплексное использование других средств обучения [3].

Благодаря наличию диагностической системы компьютерный учебник обеспечивает накопление статистической информации о ходе учебного процесса, позволяет реализовать функции, которые в традиционном учебнике не реализованы вообще – прогностическую и функцию обратной связи.

Л. Грызун считает ведущими функциями компьютерного учебника интегрирующую, развивающе-воспитательную и функцию самообразования и отмечает, что все дидактические функции реализуются в нем на качественно новом уровне.

К аналогичным выводам пришли и В. Волынский и А. Красовский, отметив, что электронные учебники имеют расширенные информационно-познавательные, операционно-деятельностные, управляющие функции для: подачи и объяснения учебного материала; формирование системы умений и навыков применения знаний в практической деятельности; контроля качества выполнения учебных задач; мотивации и разнообразия способов наглядности процессов обучения и самообучения; дифференцированного по выбору пользователя использования различных форм, методов и приемов организации процесса решения задач; оперативного получения учебно-познавательной и операционно-деятельностной информации; использование мультимедийных комплексов аудиовизуальной наглядности при изучении явлений и ознакомление с приемами выполнения лабораторно-практических работ.

Исследователи подчеркивают, что в основу выполнения функций, а в целом и назначение электронного учебника, положено присущие ему методы, способы, формы и приемы подачи и объяснения учебного материала, которые не удается реализовать с равнозначным педагогическим эффектом с помощью других средств обучения. При этом их содержательные и операционно-деятельностные признаки определяют информацию, подача и объяснение которой с помощью электронного учебника, а также восприятие и осознание ее учениками обеспечивают равнозначный или больший суммарный «педагогический эффект»  по сравнению с другими средствами обучения [4].

На современном этапе развития образования значительно усилились интеграционные тенденции в системе средств обучения. Границы между отдельными видами учебных изданий становятся все более размытыми, постепенно функции, которые были присущи только учебнику, начинают реализоваться и другими средствами обучения в результате расширения их функциональных возможностей.


Библиографический список
  1. Антонова С. Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. «Книжное дело» и спец. «Издательское дело и редактирование» / С. Г. Антонова, Л. Г. Тюрина. – М.: Издательский сервис, 2001. – 288 с.
  2. Білоусова Л. І. Науково-практичні аспекти створення і впровадження електронного підручника для вищої школи [Електронний ресурс] / Л. І. Білоусова, Л. Е. Гризун // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2012. – № 2 (28). – Режим доступу : http://archive.nbuv.gov.ua/e-journals/ITZN/2012_2/657-2028-1-RV.pdf.
  3. Білоусова Л. І. Функціональний підхід до створення комп’ютерного підручника / Л. І. Білоусова, Л. Е. Гризун // Комп’ютерно-орієнтовані системи навчання. – К., 2003. – Вип. 7. – С. 115–122.
  4. Волинський В. П. Інформаційні функції, роль і призначення електронних підручників [Електронний ресурс] / В. П. Волинський, О. С. Красовський // Освітній портал. – Режим доступу: http://www.rozumniki.ua/ua/view-articles/id-informaciyni-funkciyi-rol-i-priznachennya-elektronnih-pidruchnikiv-108.htm.
  5. Гуржій А. М. Засоби навчання: навч. посібник для студ. вузів та слухачів підвищ. кваліфікації / А. М. Гуржій, Ю. О. Жук, В. П. Волинський. – К.: ІЗМН, 1997. – 208 с.
  6. 6.    Гуркова О. М. Электронный учебник как эффективное средство для повышения качества образования [Электронный ресурс] / О. М. Гуркова // Проблемы современной аграрной науки: материалы междунар. заочн. научн. конф. (15 октября 2009 г., Красноярск). – Режим доступа: http://www.kgau.ru/new/all/konferenc/02/.
  7. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
  8. Зуев Д. Д. Школьный учебник / Зуев Д. Д. – М.: Педагогика, 1982. – 232 с.
  9. Мархель И. И. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: учеб. пособие для преподавателей / И. И. Мархель, Ю. О. Овакимян. – М.: Высш. шк., 1987. – 174 с.
  10. Профессиональная педагогика: учеб. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева. – М.: Профессиональное образование, 1997. – 512 с.
  11. Смирнов В. И. Учебная книга в системе дидактических средств / В. И. Смирнов // Университетская книга. – 2001. – № 11. – С. 20–26.
  12. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с.
  13. Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс]: разработка Института дистантного образования РУДН / М. И. Беляев, В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова. – М., 2006. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/.
  14. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе / Д. В. Чернилевский. – М.: Юнити, 2002. – 437 с.


Все статьи автора «Балалаева Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: