Вопрос о психологическом здоровье личности интересовал ученых, начиная с 20 века. Постоянные природные катаклизмы, урбанизация и отрыв людей от природной окружающей среды, смена социальных норм и политическая нестабильность, все это приводило к тому, что вопрос о психологическом здоровье становился все более актуальным. Большое внимание ему уделил академик В. М. Бехтерев, формулируя тему «психологическое здоровье» еще в самом начале своей деятельности. Также большой вклад в рассмотрении этого вопроса внесли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Уолтер Кэннон, Ганс Селье и Дэвид Майерс.
Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности [1].
Часто жизнь молодежи ассоциируется с весельем, досугом и отдыхом, но это только на первый взгляд она кажется легкой и беззаботной. При поступлении в вуз молодежь начинает сталкиваться со многими стрессовыми ситуациями на своем пути. Нельзя забывать, что, придя в вуз, у молодежи формируется иной образ жизни, меняется привычное окружение: новый город, обстановка, коллектив. Не меньший стресс молодежь получает из-за изменений в учебном процессе. Все эти новые особенности: структура обучения, переезд в общежитие, недостаток денег, а так же проблемы с жильем воздействуют на психологическое здоровье студентов, заставляют находиться в ситуации неопределенности. Поэтому его необходимо укреплять, и проявлять повышенное внимание к созданию благоприятного психологического климата. Это можно сделать с использованием возможностей современной психологии, важными компонентами которого являются гармоничные взаимоотношения между человеком и средой и различные аспекты человеческого «Я». Образование, являясь особой сферой, в которой совершается передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, формирует характер мышления, миропонимания и мироощущения, духовные ценности нации, ее историческое и нравственное самосознание [2].
Студент, психологическое здоровье которого в норме, выделяется среди других. Он постоянно находится в движении, познает себя и окружающий его мир не только разумом, но и интуицией. Главными его качествами становятся жизнерадостность, целеустремленность, творчество, гармония в собственных чувствах, уверенность в себе и своих начинаниях, он просто стремится быть счастливым. Ресурсы его психики и индивидуальные психологические особенности занимают центральное место для изучения в психологии здоровья.
А если человек нездоров, и его психологическое здоровье находится под угрозой: негативное самоощущение, низкий уровень рефлексии, отсутствие желания самосовершенствоваться, неумение выполнять социальные и семейные роли, то в настоящее время существует достаточный выбор средств помощи. К ним относятся: психологические коррекции, психодиагностики, различного рода психологические тренинги. Данные виды помощи должны выступать в роли одного комплекса, поскольку только такое воздействие на человека поможет прийти к положительным изменениям.
Для сохранения и укрепления своего психологического здоровья, молодежь должна стараться вести здоровой образ жизни, поддерживать теплые отношения с людьми, которые её окружают, научиться ставить перед собой выполнимые задачи и цели, находить пути их достижения, достойно справляться и переносить трудности, иметь жизнерадостный взгляд на все происходящие вокруг события. Все это поможет в тех трудных ситуациях, когда, кажется, что жизнь не удалась.
В заключении, хотелось бы сказать, что умение и желание видеть прекрасное, быть отзывчивым – крайне важно. Это приносит много положительных эмоций, а, следовательно, создается благоприятная атмосфера для личностного развития студента. Быть психологически здоровым человеком, означает быть успешным!
Библиографический список
- Забелина А. В. Самоактуализация личности студентов как условие психологического здоровья // Концепт. – 2013. – № 09 (сентябрь). – ART 13175. – 0,6 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13175.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
- Забелина А.В. Самоактуализация личности будущих учителей как условие поддержания психического здоровья школьников в системе инклюзивного образования // Роль университетов и музеев в проведении гуманитарных научных исследований: Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. – С.62-67.