УДК 159.922.6

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ КО ЛЖИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Семенова Лидия Эдуардовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии

Аннотация
Статья посвящена проблеме отношения ко лжи детей младшего подросткового возраста. В ней представлена авторская методика, позволяющая выявить характер отношения к двум видам лжи (умолчание и искажение) и четырем ее мотивам (ложь ради корыстной цели; ложь для избегания критики в свой адрес; ложь ради принятия в референтной группе; ложь во благо другого). Обсуждаются результаты сравнительного исследования особенностей отношения девочек и мальчиков младшего подросткового возраста к разным видам и мотивам лжи. На конкретных фактических данных показана гендерная специфика этого отношения младших подростков.

Ключевые слова: гендерная социализация, искажение, ложь, младшие подростки, мотивы лжи., отношение ко лжи, умолчание


GENDER RELATIONSHIP TO THE LIE OF TEENAGERS

Semenovа Lidia Eduardovna
Nizhny Novgorod state pedagogical University of Kozma Minin (Minin University)
doctor of psychological sciences, professor of the department of classical and practical psychology

Abstract
The article deals with the problem of lying children in their early teenage years. It presents the authors' method, allowing to reveal the nature of the relationship to two types of lies (by omission and distortion), and four motifs (a lie for a selfish purpose; a lie to avoid criticism; a lie for the sake of making the referent group; false for another). The author discusses the results of comparative studies of attitudes of girls and boys in their early teenage years to different types and motives lie. In particular the actual data shows the gender specificity of this relationship of younger adolescents.

Keywords: attitude to a lie, default setting, distortion, gender socialization, lie, motive of a lie., younger teenagers


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Семенова Л.Э. Гендерные аспекты отношения ко лжи младших подростков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/10/5996 (дата обращения: 29.10.2023).

Изучение особенностей психического развития детей и подростков относится к числу так называемых «вечных» проблем психологии, которые уже на протяжении не одного столетия интересуют ученых и практиков. Равно как и роль детства в становлении личности, влияние детского опыта на психологическое благополучие и характер субъектной активности в более старшие возраста.

Изменение жизни, культурные трансформации, заключающиеся в смене социальных ориентиров, ценностей, норм и конвенциональных стандартов, приводят не только к возникновению новых социокультурных средовых условий психического развития и функционирования личности и, как следствие, к появлению нового рода психологических проблем, но и к открытию новых исследовательских пространств, среди которых в последние десятилетия все активнее заявляет о себе гендерная проблематика процесса личностного становления на этапах раннего онтогенеза [4; 6; 7; 8; 10; 11; 14; 15; 16 и др.]. При этом все чаще в российском научном дискурсе контекст анализа специфики развития личности пересекается с анализом вопросов гендерных отношений и гендерного «равенства – различия» [3; 9 и др.].

Среди бесспорно актуальных проблем современной детской психологии многие исследователи называют существенный рост различных форм девиантного поведения, к числу которого можно отнести ложь, как вид аморального поведения [2]. Не случайно воспитание честности и профилактики лжи в детском возрасте считается важной проблемой психолого-педагогической практики [12].

Американский психолог Пол Экман определяет ложь (обман) как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливого выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды [18]. Заметим, что в этом плане автор различает два основных вида лжи: умолчание и искажение. Однако следует сразу же оговориться, что обычно в обществе умолчание считается менее предосудительным, нежели искажение информации, и часто даже не расценивается как лживое поведение.

В определенном смысле к проявлениям обмана или лжи можно отнести довольно часто встречающийся в ходе проведения психологической диагностики феномен социальной желательности, который, по имеющимся у нас данным, имеет место уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с нормальным психическим развитием как попытка подстроиться под конвенциональные социальные нормы и стандарты с целью выглядеть более благосклонно, получить одобрение взрослого [11].

По оценкам специалистов, ложь может иметь самые разные мотивы, в том числе и благие [17; 18]. Из них в рамках нашего исследования предметом анализа в плане выявления отношения ко лжи стали четыре мотива, а именно: ложь ради корыстной цели; ложь для избегания критики в свой адрес; ложь для того, чтобы добиться принятия и уважения в референтной группе; ложь ради другого, его спокойствия и благополучия.

Также по имеющимся в психологии данным, ложь характеризуется и рядом возрастных особенностей, которые обусловлены спецификой интеллектуального и личностного развития, в том числе основными возрастными потребностями человека [12; 17; 18]. Подчеркнем, что в ходе очередного исследования, результаты которого обсуждаются в этой статье, особый интерес для нас представлял младший подростковый возраст, а именно: специфика отношения ко лжи девочек и мальчиков.

Итак, исходя из изложенного выше, целью настоящего исследования мы определили изучение гендерных особенностей отношения ко лжи младших подростков.

С учетом характера возможных мотивов лжи и основных потребностей испытуемых названного возраста, их ведущего вида деятельности и психологических новообразований, а также специфики содержательных аспектов гендерной социализации, нами были сформулированы следующие предположения:

1. Для детей младшего подросткового возраста, как девочек, так и мальчиков, более приемлемой может оказаться ложь ради принятия в значимом коллективе и повышения своего статуса в группе сверстников, тогда как наименее приемлемой – ложь ради достижения корыстной цели, поскольку первый вид лжи обычно одобряется обществом, в то время как второй порицается. При этом независимо от пола предпочтение отдается не столько искажению, сколько умолчанию.

2. Наиболее приемлемой для девочек младшего подросткового возраста может оказаться ложь во благо другого человека, тогда как для мальчиков – младших подростков – ложь ради избегания критики в свой адрес.

Для реализации выше обозначенной цели и проверки сформулированных гипотез нами была разработана авторская методика. В ее основу легли релевантные опыту младших подростков ситуации, в которых человек может солгать или сказать правду. Таких ситуаций всего было 8, по 2 на каждый из ранее перечисленных 4 мотивов лжи (в половине из них имеет место умалчивание информации, в остальных – ее искажение). В методике предлагается два варианта решения ситуации: первый – солгать, второй – сказать правду. При этом испытуемым задается вопрос, как, по их мнению, стоит поступить в той или иной ситуации. (В разработке методики, ее апробации и сборе эмпирических данных принимали участие магистры психологии С.О.Карякина и М.И.Левкина, которым автор выражает свою признательность.)

Содержание методики представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Возможные варианты отношения ко лжи

Мотив лжи

Вид лжи

Умолчание

Искажение

Корыстный

Ситуация: «Мама послала в магазин за хлебом. Хлеб купил(а), осталась сдача. Мама про сдачу не спросила».

Как стоит поступить?

Варианты ответа:

а) напомнить и отдать;

б) не напоминать, не отдавать.

Ситуация:

«Завтраки в буфете незначительно подорожали».

Как стоит поступить?

Варианты ответа:

а) назвать маме / папе сумму побольше, чтобы получать больше денег;

б) сказать точную сумму.

Избегание критики

Ситуация:

«Получена двойка, которую не отметили в дневнике».

Как стоит поступить?

Варианты ответа:

а) рассказать о двойке;

б) не рассказывать.

Ситуация:

«Ученик / ученица, погуляв с друзьями / подругами, приходит домой после школы позже на час, ранее пообещав прийти вовремя».

Как стоит поступить?

Варианты ответа:

а) сказать, что задержали на уроках;

б) сказать, что решили погулять.

Попытка добиться уважения в значимом коллективе

Ситуация:

«Ученик / ученица перевелся(лась) в новую школу. Бывшие одноклассники плохо относились к нему / ней».

Как стоит поступить?

Варианты ответа:

а) рассказать новым одноклассникам;

б) не рассказывать.

Ситуация:

«Ученик / ученица уже долго ни с кем не дружит. В группе сверстников зашел разговор о друзьях / подругах».

Как стоит поступить?

Варианты ответа:

а) сказать своим одноклассникам, что друзья / подруги есть;

б) сказать, что пока друзей / подруг нет.

Благополучие другого человека

Ситуация:

«Ваш друг / ваша подруга курит. Мама / папа друга / подруги к вам хорошо относится, доверяет больше, чем своему сыну / своей дочери, общается с вами как со взрослым человеком».

Как стоит поступить?

Варианты ответа:

а) рассказать о курении друга / подруги;

б) ничего не рассказывать.

Ситуация:

«Мама подруги / друга спрашивает у вас, где вчера вечером был(а) ее дочь / сын».

Как стоит поступить?

Варианты ответа:

а) сказать, что подруга / друг был(а) у вас, хотя это не так;

б) рассказать, где и с кем был(а) подруга / друг, потому что вы это знаете.

В нашем исследовании принимали участие младшие подростки в количестве 48 человек, из них 26 девочек и 22 мальчика.

Кратко охарактеризуем полученные нами результаты.

Прежде всего, считаем необходимым отметить, что, согласно данным нашего исследования, высокий уровень склонности ко лжи продемонстрировали 40% испытуемых (19 человек), поскольку они сочли приемлемым солгать в 5 и более ситуациях из 8 предложенных. В 3-4 ситуациях из числа предложенных предпочли солгать 33% подростков (16 человек), тогда как остальные 27% испытуемых (13 человек) сочли приемлемым солгать только в 1-2 ситуациях, либо вообще не обманывать (в частности, среди последних оказалось всего 3 человека – две девочки и один мальчик). Иными словами, подавляющее большинство младших подростков рассматривают ложь и обман как вполне приемлемое поведение и демонстрируют свою склонность к умышленному введению в заблуждение окружающих. При этом в каждой группе испытуемых девочек и мальчиков было примерно поровну.

Что же касается отношения испытуемых к разным видам лжи, то 65% опрошенных подростков (31 человек) отдают предпочтение умолчанию и только 10% (5 человек) – искажению и, наконец, еще у 19% (9 человек) ярко выраженного преобладания какого-либо вида лжи не наблюдается. В свою очередь оставшиеся 6% (3 человека), как уже отмечалось выше, продемонстрировали честное поведение в абсолютно всех предложенных им ситуациях.

Далее для рассмотрения гендерной специфики отношения младших подростков к разным видам лжи обратимся к таблице 2, где нашли свое отражение полученные нами данные, иллюстрирующие склонность к умолчанию и искажению с учетом пола испытуемых.

Таблица 2 – Приемлемость разных видов лжи для девочек и мальчиков младшего подросткового возраста

Испытуемые

Умолчание

Искажение

Оба вида лжи

Неприемлемость лжи

Девочки

61%

8%

23%

8%

Мальчики

68%

13,5%

13,5%

5%

φ*эмп

0,50

0,61

0,86

0,42

Как можно видеть из представленной таблицы, несколько более терпимое отношение как к умолчанию, так и к искажению демонстрируют подростки мужского пола, тогда как одновременное предпочтение обоих видов лжи и вместе с тем полную неприемлемость обмана немного чаще демонстрируют девочки, однако эти гендерные различия не достигают уровня достоверно значимых. При этом в обеих группах наших испытуемых ярко выражена тенденция предпочтения умолчания искажению, что полностью подтверждает наше предположение.

Следующим шагом нашего анализа было выявление гендерной специфики отношения младших подростков к разным мотивам лжи, которая наглядно зафиксирована в таблице 3.

Таблица 3 – Приемлемость разных мотивов лжи для девочек и мальчиков младшего подросткового возраста

Испытуемые

Корыстная

цель

Избегание критики

Признание в коллективе

Благополучие другого

Девочки

23%

27%

73%

70%

Мальчики

32%

50%

64%

59%

φ*эмп

0,70

1,65 (p≤0,05)

0,67

0,79

Итак, согласно полученным нами данным, гораздо более ярко выраженное предпочтение лжи в корыстных целях среди младших подростков демонстрируют мальчики, нежели девочки, что позволяет утверждать, что наличие эгоцентрической позиции и ориентированности на себя, свою личную выгоду и интересы, по крайней мере, среди наших испытуемых несколько чаще встречается у представителей мужского пола, хотя достоверно значимые гендерные различия по склонности младших подростков ко лжи в корыстных целях отсутствуют. В то же время намного более очевидная тенденция преобладания у младших подростков мужского пола по сравнению с их сверстницами женского пола склонности ко лжи наблюдается по мотиву избегания критики, в отношении которого в исследовании зафиксированы статистически значимые гендерные различия в пользу первых (1,65 при p≤0,05). Другими словами, именно мальчики проявляют на порядок большую озабоченность в плане избегания возможной критики, что, на наш взгляд, вполне согласуется с содержательными ориентирами мужской социализации, определяющей в качестве одного из приоритетов личностного развития мужчины стремление быть лучше и успешнее других [1; 5].

Что же касается предпочтения лжи с целью признания в коллективе сверстников и ради благополучия другого, то здесь мы наблюдаем совершенно иную гендерную тенденцию – преобладание склонности к данным мотивам лжи у представительниц женского пола, однако в обоих случаях это преобладание не достигает уровня достоверно значимых различий. Комментируя полученные нами результаты, можно отметить, что с одной стороны, они служат подтверждением факта несколько большей зависимости девочек младшего подросткового возраста от мнения других, хотя, как правило, в научной литературе содержатся сведения, свидетельствующие о большей значимости группы сверстников для представителей мужского пола [5], а с другой, – о большей центрированности девочек в отличие от мальчиков на благополучии другого человека, что вполне созвучно ранее констатированным нами применительно к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту фактам стремления и готовности девочек думать о других [11; 13].

Если же сопоставить ответы всех детей с целью определения преобладающих у младших подростков мотивов лжи, то судя по результатам нашего исследования, как девочки, так и мальчики демонстрируют очевидное предпочтение обмана ради признания в коллективе сверстников, что является вполне предсказуемым, поскольку, как известно, именно в подростковом возрасте сверстники и связанная с ними потребность принятия ими приобретает для ребенка особую значимость.

Таким образом, подводя итоги выполненному нами исследованию, мы можем говорить о том, что наши гипотезы в целом нашли свое подтверждение. В частности, полученные результаты позволили убедиться в том, что одной из наименее приемлемых для младших подростков оказывается ложь в корыстных целях и, напротив, наиболее приемлемым является обман ради принятия и повышения статуса в группе сверстников. При этом как мальчиками, так и девочками предпочтение, как правило, отдается умолчанию и только в крайне редких случаях – искажению. Кроме того, нам удалось установить и некоторые факты, касающиеся гендерной специфики отношения младших подростков ко лжи, которая заключается в большей склонности мальчиков, прежде всего, ко лжи для избегания критики в свой адрес, а девочек – ко лжи во благо другого.

Полагаем, что результаты проведенного нами исследования закономерно выводят на новое осмысление феномена лжи и особенностей отношения к нему людей женского и мужского пола разных возрастов.


Библиографический список
  1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 318 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2004. 288 с.
  3. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.
  4. Клецина И.С. Достижения и проблемы развития гендерного направления в отечественной психологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психологи. 2010. №4(3). С. 120-125.
  5. Кон И.С. Мужчина в меняющемся обществе. М.: Время, 2009. 496 с.
  6. Мальчики и девочки: реалии социализации. Сборник статей / Ред. М.А.Литовская, Е.Г.Трубина, О.В.Шабурова. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004. 373 с.
  7. Попова Л.В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста // Женщина в российском обществе. 1996. №4. С. 35-39.
  8. Сачкова М.Е., Тимошина И.Н. Особенности представлений подростков о себе и лидере в школьном классе: гендерный аспект // Психологическая наука и образование. 2013. №2. С. 48-61.
  9. Семенова В.Э. Теоретико-методологические поиски феминизма в пространстве проблемы «равенство – различие» // Человек. Сообщество. Управление. 2009. №3. С. 42-48.
  10. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 23–31.
  11. Семенова Л.Э. Проявления гендерной субъектности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2009. 121 с.
  12. Семенова Л.Э. Профилактика лжи в детском возрасте // Инновационные подходы к профилактике нарушений развития / Под ред. М.И.Лынской, Ю.А.Покровской. В 2-х частях. Часть 2. – М.: ЛОГОМАГ, 2013. С. 92-105.
  13. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. «Что такое хорошо и что такое плохо»: гендерное измерение версии современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2012. №1. С. 25-41.
  14. Семенова Л.Э., Шашкина Н.П. Гендерная специфика идеального и антиидеального Я детей 7 лет с задержкой психического развития // Дефектология. 2014. №5. С. 34-45.
  15. Талакова Е.А. Гендерные особенности Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук. Н.Новгород, 2012. 186 с.
  16. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. 316 с.
  17. Щербатых Ю.В. Психология лжи и обмана. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 288 с.
  18. Экман П. Почему дети лгут? М.: Педагогика-Пресс, 1993. 272 с.


Все статьи автора «Семенова Лидия Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: