УДК 172.4 (179.7)

ЭТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В КОНЦЛАГЕРЯХ

Авагимов Антон Павлович1, Дедюлина Марина Анатольевна2
1Южный Федеральный университет, студент
2Южный Федеральный университет, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Аннотация
Данная работа посвящена социально-этическому рассмотрению проводимых научных экспериментов в концлагерях во время Второй мировой войны. Было показано, что медицинские эксперименты, которые проводились учеными - врачами в концлагерях свидетельствуют о негуманном и нечеловеческом отношении к людям. Хотя сегодня ряд ученых критично оценивают Нюрнбергский процесс, но на наш взгляд, важно не забывать, что именно он обнародовал многочисленные преступления, которые были совершены в период Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны.

Ключевые слова: гуманность, концлагеря, медицинские эксперименты, Насилие, смерть


ETHICAL REFLECTION ON SCIENTIFIC EXPERIMENTS IN CONCENTRATION CAMPS

Avagimov Anton Pavlovich1, Dedyulina Marina Anatolevna2
1Southern Federal University, student
2Southern Federal University, PhD in Philosophy Science, Associate professor of the Department of Philosophy

Abstract
This work is dedicated to the ethical review conducted a socio-scientific experiments in concentration camps during World War II.It has been shown that medical experiments conducted by scientists - doctors in concentration camps show the inhumane and inhuman treatment of people.Although today some scientists critical about the Nuremberg trials, but in our opinion, it is important not to forget that it was he who published the numerous crimes that have been committed during the period of the Great Patriotic War and the World War II.

Keywords: concentration camps, death, humanity, medical experiments, Violence


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Авагимов А.П., Дедюлина М.А. Этическое осмысление научных экспериментов в концлагерях // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/11/6097 (дата обращения: 27.10.2023).

Основным мотивом рассмотрения этических проблем исследования Нюрнбергского процесса послужило переосмысление западными и американскими учеными данной тематики. Действительно, можно критично оценивать сам процесс, но на наш взгляд, важно не забывать, что именно он обнародовал многочисленные преступления, которые были совершены в период Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны.

Любовь к Отчизне и гордость за победу в Великой Отечественной войне невозможно воспитать у молодежи, воспевая только подвиги, но забывая о трагедии, разрушениях и гибели миллионов людей. «Нюрнбергский процесс – незыблемый бастион правды о войне. И нам надо чаще напоминать об этом. Нельзя позволять тем, кто мечтает о реабилитации фашизма, безнаказанно заниматься спекуляциями, вводить в заблуждение общественность”[1].

В данной работе мы остановимся на проблеме деятельности врачей-ученых, которые проводили свои исследования в концлагерях. С одной стороны можно сказать, что в сложившихся условиях у них появилась возможность подтвердить на практике свои научные исследования, а с другой стороны, именно, ими во время проведения научных экспериментов были подвергнуты насилию и смерти заключенные в концлагеря люди.

Возникает вопрос: “Чем руководствовались врачи-ученые, которые использовали жизнь людей для подтверждения своих научных догадок?”Чтобы дать ответ на данный вопрос надо понять, что такое преступление против человечности («crime against humanity»).

Попытаемся осмыслить термин “человечность”. В философском смысле этот термин достаточно глубоко раскрывается в теории автономной морали И.Канта. Под человечностью немецкий философ понимает следующее: “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как цели и никогда не относился бы к нему как средству» [2, c. 268, 32]. Для него человечность это и есть общественный закон, который отвечает за гармоничные отношения между людьми.

Медицинские эксперименты, которые проводились учеными – врачами в концлагерях свидетельствуют о негуманном и нечеловеческом отношении к людям . Именно, на  Нюрнбергском процессе было выявлено, что 23 немецких ученых-врачей проводили свои исследования в концлагерях.

Для последующего изучения данной проблемы приведем примеры научных экспериментов над людьми, которые проводились учеными в концлагерях.

Для примера, возьмем исследования выживания человека в условиях больших высот. Ученый З.Рашер в концлагере Дахау проводил эксперименты над людьми с целью проверить возможности организма в условиях, при которых он должен был умереть. Например, изучалась нехватка кислорода, которая возникает у людей, когда они поднимаются в горы. Узники лагеря рассказывали, что после эксперимента люди себя начинали вести неадекватно: вырывали себе волосы на голове, царапали тело и т. д. Таким образом они пытались уменьшить внутричерепное давление[3].

Особенно ужасными и жестокими были “эксперименты по замораживанию”. Испытания проводили двумя способами: в первом случае узников опускали в ледяную воду, а во втором оставляли на морозе обнаженными на всю ночь. Эксперименты показали, что человеческий организм способен продержаться в ледяной воде максимум 100 минут, а минимум 53 минуты. Но как только Рашер составил “фатальную таблицу”, то сразу получил задание от Гиммлера возвращать замороженных людей к жизни. В данных экспериментах участвовало 300 заключенных, которые либо умерли, либо сошли с ума, любо были убиты после проведения экспериментов.

Это только 2 эпизода, о том, какие научные исследования проводились над узниками концлагерей. Например в Бухенвальде было создана научная лаборатория, которая заражала людей различными вирусами. Большинство экспериментов было посвящено изучению поведения людей после того, как они были заражены вирусом тифа. В нем принимало участие две группы. Одной группе делалась прививка против тифа, а затем людей заражали вирусом, а другую группу просто заражали. В этом эксперименте вынуждены были участвовать 500 узников. 30 % людей умерло [4, с.431-441].

Фактически, в концлагерях фашистами практически проверялись и осуществлялись на практике научные гипотезы и эксперименты из области биомедицинских технологий. Причем, считалось, что проведенные над узниками медицинские эксперименты позволят в будущем сохранить жизни сотням тысяч людей. Однако, никто из ученых не учитывал жестокость эксперементов, которые использовали исследователи, чтобы достигнуть поставленных научных целей.

Впервые проблема осуждения бесчеловечных экспериментов в концлагерях была поднята Нюрнбергским процессом. Врачей- ученых обвиняли по четырем пунктам: медицинские эксперименты над людьми без их воли и согласия; убийство узников концлагерей для анатомической коллекции Хитра; эвтаназия по принуждению; стерилизация по принуждению. Все врачи, принимавшие участие в качестве обвиняемых в этом процессе были приговорены к смерти.

Анализ, представленных документов по делу врачей – ученых показал, что в области медицинским экспериментов нужно провозгласить кодекс в области биоэтике. Этим кодексом стал “Нюрнбергский кодекс”, который опираясь на существующую этику и мораль регламентировал научные эксперименты на людях. “В документе указывалось на необходимость придерживаться ряда этических принципов при проведении экспериментов на людях, таких как добровольное согласие испытуемого, его дееспособность, информирование испытуемого о целях, методах и возможных последствиях предполагаемого эксперимента. При этом проводимый эксперимент должен приносить пользу обществу, а цель эксперимента не может быть достигнута другими методами исследования. Испытуемый должен быть избавлен от всех излишних физических и психических страданий и повреждений, а оборудование должно обеспечивать защиту испытуемых от малейшей возможности ранения, инвалидности, смерти. Кодексом налагался запрет на проведение экспериментов, предполагающих возможность смертельного исхода для испытуемых. Отдельно оговаривалась возможность прекращения проведения эксперимента по желанию испытуемого”[5].

Таким образом, согласимся с точкой зрения немецкого философа К. Ясперса, что «Человек – в условиях террористических политических режимов – может превратиться в нечто такое, о чем мы и не подозреваем… Террор овладевает всеми настолько, что те, кто не желает быть причастным ему, становятся терроризированными террористами, убивают, чтобы не быть убитыми самим».Практика концлагерей показала: «человека можно уничтожить и тогда, когда физически он еще продолжает жить»[5, с. 56, 60, 160–161, 218.].


Библиографический список
  1. Миронов С. Акт высшей справедливости. К 65-летию Нюрнбергского процесса//”Российская газета” – Федеральный выпуск №5341 (262)- http://www.rg.ru/gazeta/rg/2010/11/19.html
  2. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта / Пер. с нем. М.И. Левит. — M.: Университетская книга, 1998. – 512 с.
  3. Медики на службе нацистов.- http://topwar.ru/1950-mediki-na-sluzhbe-nacistov.html.
  4. Сб. СС в действии. Документы о преступлениях СС. М.: Прогресс, 1969 г. – 500 с.
  5. Зюков А.М.Итоги Нюрнбергского процесса (взгляд этнокриминолога). Вестник управления.- 2012.-№ 1-http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2012/01/45/.
  6. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с.


Все статьи автора «Дедюлина Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: