Каждое государство в зависимости от уровня своего развития, приоритетных задач и возможностей формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
Осуществление этой политики зависит от множества факторов: развития системы здравоохранения, социально-экономического развития, состояния экологической среды, исторических и политических причин.
Увеличению числа детей-инвалидов способствует ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем. Специальные психологи работают над разрешением комплекса проблем лиц с ОВЗ.[1, с 10]
Во всем мире в последние годы делаются усилия по организации и развитию спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья, с определенными нарушениями в двигательной или интеллектуальной функциях. Чтобы доказать себе и обществу право на активное существование в умственном и физическом плане лицам с ОВЗ нужен шанс, который ему может дать спорт.
В последние годы значительно повысился уровень популяризации спортивной деятельности лиц с ОВЗ. В городах России проводятся различные мероприятия по созданию необходимых условий для физического развития людей с психо-физиологическими отклонениями. Рост интереса общества к паралимпийским играм – яркий пример повышения толерантности общества к людям с ограниченными возможностями.
Изучением данной работы занимались многие учёные-исследователи, такие как М.М Айшервуд, Р.Д.Бабенкова, И.И. Мамайчук, И.А. Оботурова, А.Р. Малер, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева, Е.М. Холостова и многие другие специалисты. В своих работах они делают акцент на то, как сделать жизнь инвалида полноценной.
В нашей стране спорт среди лиц с ОВЗ приобрел значительную известность и популярность. О чём свидетельствуют Паралимпийские игры по различным видам спорта: футбол; стрельба из лука, плавание, сидячий волейбол, гонки на колясках, баскетбол в колясках и др.
Паралимпийские игры проводятся каждые 4 года и инициатором их проведения стал Л. Гутман.
Наряду с Паралимпийскими играми широкое распространение получили сурдолимпийское движение для лиц с нарушением слуха и проведение специальных олимпиад для лиц с нарушением интеллекта.
Паралимпийцы служат примером для взрослых и детей по всему миру.
В 30-е гг. ХХ в., Л.С. Выготский выдвинул принцип коррекционно-развивающей направленности личности детей с ограниченными возможностями здоровья, который был поддержан и стал ведущим отечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; и т.д.). Ученые-исследователи делают акцент на том, что педагогическое влияние должны быть направлено не только на ослабление физических и психических недостатков детей с ОВЗ, но и на активное развитие психических и физических процессов, развитие их познавательной деятельности и формированию нравственных качеств.
Воспитание лиц с ОВЗ очень сложный процесс, зависящий от множества различных факторов. Для осуществления этого процесса требуется наличие специальных средств и методов. Одним из средств воспитание личности является адаптивная физическая культура, которая использует физические упражнения, соревновательную и игровую деятельность наиболее подходящие для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важно использовать воспитательные возможности какого ребёнка в процессе занятий адаптивной физической культуры, а для этого нужно знать общую направленность и мотивы его личности: отношение к своему недугу, боязнь неудачи, достижение успеха, приобретение новых друзей, повышение самооценки и оценки окружающих людей. [2, с. 19]
Необходимо учитывать, что физический потенциал человека формируется в первые двадцать лет жизни.
Для процесса реабилитации и социальной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в окружающий мир являются физическая культура и спорт. У лиц с ОВЗ затруднён контакт с окружающим миром из-за его физического недостатка. Следствие этого ребёнок теряет уверенность в себе, чувство собственного достоинства и появляется чувство тревоги. С целю восстановления психического равновесия и возможности заниматься активной жизнедеятельностью ребёнку-инвалиду рекомендуют активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия.
Двигательная активность детей-инвалидов значительно ограничена, это влечёт за собой гиподинамию. Физические упражнения направлены на развитие различных систем организма, на повышение уровня здоровья, стимулируют умственную деятельность и повышают иммунитет. [3, с 67]
Адаптивная физическая культура развивает двигательные и физические возможности, исправляет нарушения, улучшает здоровье и продвигает инвалидов в другие слои общества. В процессе занятий адаптивной физической культурой у детей с ОВЗ появляется осознанное отношение к своим силам и уверенности в них, возникает потребность в систематических занятиях физической культурой и, вообще, в введении ЗОЖ (здорового образа жизни).
Спортивная карьера – перспектива развития для многих людей с ОВЗ, пример «достижимости целей» и «реальности» полноценной жизни, включенности в социум, несмотря на инвалидность. Что, в свою очередь, влияет на процесс реабилитации таких людей, повышает их личностную мотивацию. [4, с. 14]
Английский нейрохирург Людвиг Гуттман считал, что инвалиды могут участвовать в некоторых видах спорта, тем самым, разрушил стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками. Им на практике было доказано, что для лиц в ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) спорт является средством для активной жизнедеятельности, восстановления психическое равновесия, что в свою очередь, дает возможность инвалиду приобщиться к полноценной жизни.
С древних времён известно о благотворном и оздоровительном влиянии физических упражнений на организм человека.
Проблема развития детско-юношеского спорта среди лиц с ограниченными возможностями на сегодняшний день в России является актуальной. Занятия профессиональным спортом помогают лицам с ОВЗ развиваться физически и личностно формируют волевые качества и навыки адаптации к условиям жизнедеятельности; благотворно влияют на психо-эмоциональную и психо-физиологическую сферу ребёнка, повышают общий тонус; дают большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида.
Спорт для детей с ОВЗ особенно важен и потому, что является средством общения, заставляет их забывать о своих проблемах; поверить в себя, в свои силы и возможности; проявить лидерские качества. А это, в свою очередь, даёт им возможность почувствовать себя обычными детьми.
Всем детям, но детям с ограниченными возможностями вдвойне важны регулярные физические упражнения, которые тренируют сердце, нормализуют артериальное давление, повышают силу и выносливость, гибкость и координацию движений.
Государство поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов. Для развития детско-юношеского адаптивного спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимы системный подход и создание благоприятных условий для занятий физической культурой.
В реабилитационных воздействиях на детей с ОВЗ оказывают комплексные методы социально-педагогической направленности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. [5, с 22]
Родители детей с ОВЗ, которые хотят приобщить ребёнка к занятиям физической культурой и сортом, должны начинать делать это постепенно с таких видов, которые не требуют больших материальных вложений и специализированных заведений. Это может быть настольный теннис, дартс, шахматы, бадминтон, шашки.
Таким образом, адаптивная физическая культура позволяет приобрести ребёнку качества, необходимые в любом виде деятельности; даёт возможности реализовать свои творческие способности и достичь таких результатов, которые, зачастую превышают результаты здоровых людей. Приведём в качестве примера имена таких людей, как Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многих других, поистине волевых, целеустремленных и высоконравственных.
Развитию и закреплению различных форм заболеваний способствуют определенные условия, которые не дают возможности человеку успешно бороться за признание собственной личности окружающими и которые не предоставляют ему возможность испытать чувство удовлетворения от процесса самоутверждения и самореализации. Следовательно, укрепление и сохранение здоровья во многом обуславливаются активностью и устойчивостью человека к воздействию отрицательных факторов психической нагрузки.
Адаптивная физическая культура открывает резервные возможности организма ребёнка с ОВЗ и помогает ему заниматься спортивной деятельностью, что является важным средством компенсации нарушений в области социальной адаптации. Даже маленькие победы принесут положительные результаты и придадут ребёнку с ОВЗ уверенность в себе.
Библиографический список
- Основы специальной психологии: учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 335 с.
- Специальная педагогика: учеб.-метод. пособие / сост. С. Б. Нарзулаев, Г. Н. Попов, И. Н. Сафронова и др. Томск: Полиграф. Фирма «STAR», 2006. 147 с
- Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.
- Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры, 1998. №1.
- Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.: Под ред. Т.В. Зозули. — М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.