УДК 159.923.3

ВЫЯВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ И СТИЛЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНОГО И РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ТИПОВ

Семёнова Елена Михайловна
Российский государственный социальный университет филиал в г. Минске
Кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по науке и дополнительному образованию

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме выявления, степени развития синдрома профессионального выгорания. Исследование и анализ, проводится с помощью: опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ) (разработанный Н.Е. Водопьяновой на основе модели К. Маслач и С. Джексона), «Опросник уровня субъективного контроля (УСК)» (разработанный Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом (1984 г.) на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера) и опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), отражающий уровень развитости общей саморегуляции и её особенности.

Ключевые слова: анализ результатов, первичные данные, представители профессий, синдром профессионального выгорания


IDENTIFY THE DEGREE OF BURNOUT, THE LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL PERSONALITY AND STYLE OF SELF-REGULATION OF PROFESSIONS AND SOCIAL REPRESENTATIVES OF REALISTIC TYPES

Semenova Elena Mihailovna
Russian State Social University branch in Minsk
Ph.D., associate professor, deputy director for science and further education

Abstract
This article is devoted to the identification, the degree of burnout. Research and analysis is carried out using: questionnaire "Professional burnout" (PX) (NE Vodopyanova developed based on the model K. Maslach and S. Jackson), "Questionnaire level of subjective control (ACC)" (developed by EF Bazhin, EA Golynkinoy, Etkind AM (1984), based on the scale of locus of control John. Rotter) and the questionnaire "My self-regulation of behavior" (VI Morosanova), reflects the level of general self-regulation and its peculiarities.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Семёнова Е.М. Выявление степени развития синдрома профессионального выгорания, уровня субъективного контроля личности и стилей саморегуляции представителей профессий социального и реалистического типов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/12/6142 (дата обращения: 01.11.2023).

Для изучения степени развития синдрома профессионального выгорания, уровня субъективного контроля личности и стилей саморегуляции представителей профессий социального и реалистического типов были применены: опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ) (разработанный Н.Е. Водопьяновой на основе модели К. Маслач и С. Джексона), «Опросник уровня субъективного контроля (УСК)» (разработанный  Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом (1984 г.) на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера) и опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), отражающий уровень развитости общей саморегуляции и её особенности.

Полученные первичные результаты по степени развития синдрома профессионального выгорания у представителей профессий социального типа отражены на рисунке 1.1., и у представителей профессий реалистического типа на рисунке 1.2. Анализ результатов по методике «Профессиональное выгорание» (ПВ) (разработанный Н.Е. Водопьяновой на основе модели К. Маслач и С. Джексона) показал следующие результаты. По шкале «Эмоциональное истощение» результаты свидетельствуют о преобладании среднего уровня (46,7%) эмоционального истощения у представителей профессий социального типа. У представителей же реалистического типа профессий преобладает низкий уровень эмоционального истощения (66,7%) [1,2].

Рис. 1.1. Распределение полученных первичных результатов по степени развития симптомов синдрома профессионального выгорания у представителей профессий социального типа

Рис. 1.2. Распределение полученных первичных результатов по степени развития симптомов синдрома профессионального выгорания у представителей профессий реалистического типа

У 45% представителей профессий социального типа и у 65% представителей профессий реалистического типа преобладает средний уровень по шкале «Деперсонализация». У 43,3% представителей профессий социального типа высокий уровень развития данного симптома, а у 11,7% – низкий. У 23,3% представителей профессий реалистического типа высокий уровень деперсонализации личности, а у 11,7% – низкий.

По шкале «Редукция профессиональных достижений» низкий и средний уровень развития имеют 36,7% представителей профессий социального типа соответственно. У 26,7% представителей профессий социального типа высокий уровень выраженности данного симптома. У 65% представителей профессий реалистического типа низкий уровень выраженности редукции профессиональных достижений, а у 13,3% – высокий.

Таким образом, анализ полученных первичных результатов исследования степени развития синдрома профессионального выгорания у представителей профессий социального типа позволил сделать следующие выводы:

  1. В среднем, у представителей социономических профессий в некоторые сложные периоды в профессиональной сфере наблюдается эмоциональное перенасыщение. Также начинают деформироваться отношения с другими людьми. Периодически начинает проявляться тенденция негативно оценивать себя и результаты своей профессиональной деятельности.
  2. У представителей профессий реалистического типа в меньшей степени наблюдается эмоциональное истощение, нежели чем у представителей профессий социального типа.
  3. У представителей профессий реалистического типа низкий уровень редукции профессиональных и личностных достижений, что проявляется в тенденции позитивно оценивать себя и свои действия, адекватно оценивать свои профессиональные достижения и успехи, позитивизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преувеличении собственного достоинства.

Полученные первичные данные направленности локуса контроля у представителей профессий социального типа отражены на рисунке 2.1., и у представителей профессий реалистического типа на рисунке 2.2..

Рис 2.1. Распределение полученных первичных данных по уровню субъективного контроля у представителей профессий социального типа.

Рис 2.2. Распределение полученных первичных данных по уровню субъективного контроля у представителей профессий реалистического типа.

Условные обозначения

ИО – шкала общей интернальности; ИД – шкала  интернальности в области достижений; ИН – шкала  интернальности в области неудач; ИС – шкала  интернальности в семейных отношений; ИП – шкала  интернальности в области производственных отношений; ИМ – шкала  интернальности в области межличностных отношений; ИЗ – шкала  интернальности в отношении здоровья к болезни.

Анализ результатов по методике «Опросник уровня субъективного контроля (УСК)» показал следующие результаты. По шкале ИО у представителей социономических профессий наблюдается экстернальная направленность локуса контроля (66,7%), а у представителей профессий реалистического типа одинаково выражены экстернальная и интернальная направленность (по 50%). У представителей профессий социального типа по всем шкалам наблюдается преобладание экстернального локуса контроля (ИД – 55%; ИН – 88,3%; ИС – 66,7%; ИП – 85%; ИМ – 55%; и ИЗ – 65%), а у представителей профессий реалистического типа преобладание экстернального локуса контроля наблюдается только по шкалам ИН (81,7%), ИС (56,7%), ИП (73,3%) и ИЗ (60%). По шкалам ИД и ИМ у представителей профессий реалистического типа наблюдается интернальная направленность локуса контроля (55% и 61,7%).

Таким образом, анализ полученных первичных результатов исследования уровня субъективного контроля у представителей профессий социального и реалистического типа позволил сделать следующие выводы:

  1. В среднем, у представителей профессий социального и реалистического типов профессий наблюдается низкий уровень субъективного контроля (экстернальный локус контроля) над любыми значимыми ситуациями. Они  считают, что большинство важных событий в их жизни не было результатом их собственных действий, что они не могут ими управлять, и, следовательно, не чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
  2. У работников реалистического типа в отличие от работников социального типа наблюдается высокий уровень субъективного контроля (интернальный локус контроля) над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Трудности в организации работы с учащимися, находящимися в социально-опасном положении, – это, по мнению руководителей, преимущественно, недостаточная поддержка со стороны общества и экономическая поддержка [3, с. 6].

Как представители профессий социального типа, так и представители профессий реалистического типа склонны приписывать ответственность за отрицательные события другим людям или считать их результатом невезения (экстернальный локус контроля). Кроме того, они считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семье.  В профессиональной деятельности они склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению – невезению, а также считают, что здоровье и болезнь – результат случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, первым делом врачей.


Библиографический список
  1. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2000. – С.45-65.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2008. – 336 с.
  3. Ворошилина Н.Н., Реут В.Г. Формирование организационно-педагогических условий для работы с гетерогенными группами учащихся в современном обществе /Н.Н. Ворошилина, В.Г. Реут// Психология, социология и педагогика. 2015. №6 [Электронный ресурс]. http://psychology.snauka.ru/2015/06/5053“>URL:http://psychology.snauka.ru/2015/06/5053 (дата обращения: 14.11.2015).


Все статьи автора «Семёнова Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: