В настоящее время количество курсов в сфере экологического образования, по сравнению с другими учебными дисциплинами, значительно меньше [1]. При этом естественным является факт методической не проработанности данной предметной области с точки зрения построения обучающих курсов. Являясь сложной мультидисциплинарной отраслью знаний, экология ставит решения многих задач, соответствующих ее структурным элементам. На современном этапе понимании данной науки, такими элементами являются: охрана окружающей среды, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности.
Каждый элемент современной экологии предполагает также многопрофильность решаемых в нем задач. Так в настоящее время абсолютное большинство экологических дисциплин требуют знаний в области права, менеджмента, экономики, техники и ряда естественных наук.
В качестве примера в данном исследовании нами был рассмотрен процесс создания курса «Экология природных комплексов» для направления подготовки «Техносферная безопасность». Практическая часть дисциплины была переведена в электронное обучение с применением отдельных элементов дистанционных технологий (рисунок 1).
Рисунок 1 – Интерфейс курса «Экология природных комплексов»
Структурными элементами практической части курса являются лабораторные работы, включающие в себя следующие составные части: цель, задания, пояснение к выполнению и защите работы, варианты, контрольные вопросы и дополнительные материалы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура лабораторной работы №1 «Общие сведения о загрязнении атмосферного воздуха. Показатели оценки загрязнения воздушной среды»
Такого рода структура лабораторных работ выдержана по всему курсу, наличие нормативной документации в первоначальном виде должно способствовать выработке навыков работы с нормативно-правовыми актами. Таким образом при изучении дисциплины студенты будут получать знания в рассматриваемой предметной области, но также отрабатывать навыки в смежных областях знаний.
Библиографический список
- Голубничий, А.А. Обзор массовых открытых онлайн курсов в сфере экологического образования / А.А. Голубничий, И.М. Полуэктова// Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4821 (дата обращения: 25.02.2016).