УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Содиков Акбар Сидикович2, Похоруков Олег Юрьевич3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описаны возможности использования исторического подхода в детерминации основ социально-педагогического знания, располагающего ресурсами верификации качества постановки и решения задач современной культуры и непрерывного образования. Условия воспроизводства социально-педагогических моделей взаимодействия определяются возможностями личности и антропосреды оптимизировать составные звенья целостного педагогического процесса. Приведенные определения уточненного категориального аппарата являются следствием качественной постановки и решения противоречий развития личности и системы социально-педагогических возможностей современного образования.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, культура самостоятельной работы, продуктивная деятельность, саморазвитие, самореализация, самосовершенствование, социализация, физическая культура, физическое воспитание


SOME FEATURES OF THE USE OF THE HISTORICAL APPROACH TO THE STUDY OF SOCIO-PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Sodikov Akbar Sidikovich2, Pokhorukov Oleg Yurievich3
1National research nuclear University «MEPhI» (MEPhI), Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer
2Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The paper describes the possibility of using a historical approach to the determination of the foundations of socio-pedagogical knowledge, quality verification resources located formulating and solving problems of modern culture and continuing education. Terms reproduction of socio-pedagogical models of interaction between the individual and are determined by capabilities anthroposphere optimize constituent units of complete pedagogical process. These definitions refined categorical apparatus are the result of high quality formulation and solution of contradictions in the development of the individual and the system of social and pedagogical possibilities of modern education.

Keywords: health and a healthy lifestyle, physical culture, physical education, productive activity, self-development, self-fulfillment, self-improvement, self-realization, socialization, the culture of independent work.


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Некоторые особенности использования исторического подхода в изучении социально-педагогического знания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/08/7016 (дата обращения: 01.11.2023).

Исторический подход [1] как один из методологических подходов современной педагогики определяет в системе научно-педагогического поиска [1-10] возможность целостного исследования различных педагогических процессов и педагогически обусловленных явлений. Примерами качественного использования исторического подхода в профессиональном становлении будущего педагога по физической культуре единолично и в соавторстве с педагогами вуза могут быть работы, написанные будущими педагогами по физической культуре в НИФ КемГУ [11-48].

Выделим направленность использования исторического подхода в решении задач теоретико-эмпирического обновления опыта деятельности и общения.

Направления использования исторического подхода в решении задач развития будущего педагога по физической культуре:

- локальное или ситуативно детерминируемое уточнение понятийного аппарата современной педагогики и научно-педагогического исследования (построение рабочих определений педагогически обусловленных процессов и процедур – например, воспитания, обучения, развития, фасилитации, самореализации и пр.);

- локально дидактическое уточнение понятийного аппарата современной педагогики и научно-педагогического исследования (построение определения с точки зрения науки или раздела педагогики «Дидактика»);

- локально предметное уточнение понятийного аппарата современной педагогики и научно-педагогического исследования (уточнение понятийного аппарата современной педагогики и научно-педагогического исследования с точки зрения определенного предметного знания и условий его воспроизводства);

- частно предметное уточнение понятийного аппарата современной педагогики и научно-педагогического исследования (уточнение понятийного аппарата современной педагогики и научно-педагогического исследования с позиции моделей и условий решения проблем, определяемых в конструктах частно предметного знания);

- частно дидактическое уточнение понятийного аппарата современной педагогики и научно-педагогического исследования (уточнение понятийного аппарата современной педагогики и научно-педагогического исследования с позиции моделей и условий решения проблем, определяемых в конструктах частно дидактического знания);

- построение моделей, фасилитирующих визуализацию и усвоение основ исследуемого или изучаемого явления или процесса, определяемого через конструкты научного поиска и педагогики как науки.

Выделим педагогические условия оптимального формирования основ и моделей использования исторического подхода в решении задач развития будущего педагога по физической культуре:

- качественное определение и решение задач развития в модели изучения различных направлений и разделов современной педагогики;

- формирование культуры самостоятельной работы личности педагога и обучающегося в системном поиске оптимальных возможностей сотрудничества и общения;

- формирование потребности в здоровом образе жизни и конструктивности всех предлагаемых решений;

- определение акмеперспектив становления личности в иерархии смыслов и целей на микро-, мезо-, макроуровнях описания и решения задач;

- выявление перспективных условий и возможностей включения личности в систему социальных и профессиональных отношений;

- формирование потребности в общении как базовой потребности развития личности и общества, конструктивность выбора форм которого зависит от уровня развития общества и возможностей личности;

- определение условий и специфики развития личности в конструкте модели развития «хочу – могу – надо – есть»;

- обобщение социального и профессионального опыта, определяемых в моделях педагогической рефлексии и технологиях портфолио;

- реализация условий целостного включения личности в систему социального развития ученического коллектива и личности в коллективе;

- воспитание личности в коллективе и через коллектив в направлениях социализации через спорт, образование, науку, культуру и пр.;

- учет всех индивидуально определяемых условий и возможностей получения образования;

- учет различий и единства выбора личности в коллективе, определяющем перспективность продуктивного становления через конкурентоспособные формы сотрудничества и самовыражения;

- учет условий и возможностей формирования общей физической подготовки обучающегося;

- включенность и коррекция условий включенности личности в систему непрерывного образования.

Выделенные модели определят перспективность выбора направления курсового проекта и дипломной работы в системе использования основ развития личности обучающегося через карате.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  3. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  4. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
  5. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С.14-23.
  6. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  7. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  8. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  9. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
  10. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015.№2-3. С.63-67.
  11. Абдуразаков А. З. Конструкты исторического подхода в моделировании категориального аппарата педагогики // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.141-142.
  12. Алеев Е.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в моделировании категориального аппарата современной педагогики как ресурс оптимизации и профессионального становления педагога // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. С.17-23.
  13. Алеева Т.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в исследовании возможностей детерминации и оптимизации идей здоровьесберегающей педагогики // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. С.31-42.
  14. Антипов С.С., Козырева О.А. Некоторые аспекты продуктивного изучения курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/67921
  15. Белявская С. М. Принцип историзма в конструктах современной педагогической методологии // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.96-98.
  16. Бен Е. А. Изучение курса «История педагогики» в конструктах технологии системно-педагогического моделирования // Символ науки. 2016. № 6-2. С.112-113.
  17. Беспалов Д. Е. Особенности изучения исторического подхода будущими педагогами по физической культуре // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.70-72.
  18. Гирько М. Е. Здоровьесберегающая подготовка будущего педагога по физической культуре: исторический аспект // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.105-107.
  19. Гуляев Е.А., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Исторический подход в изучении основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 2. С.109-116.
  20. Декин С. В. Некоторые возможности педагогического моделирования в изучении курса «История педагогики» // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.199-201.
  21. Декин С. В. Социализация в конструктах исторического подхода // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 5 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.92-94.
  22. Евстафьев Е. А. Особенности изучения исторического подхода будущими тренерами по хоккею // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.98-100.
  23. Емец И. Ю. Принцип историзма в изучении основ социального-педагогического знания // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.104-106.
  24. Звонарёва Ю. А. Воспитание как средство самосохранения историко-культурных норм и моделей поведения // Символ науки. 2016. № 6-2. С.142-144.
  25. Зиновьев К. О. Принцип историзма в решении задач здоровьесбережения // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.106-108.
  26. Зубцов А. В. Исторический подход в верификации качества изучения основ педагогики и образования // Наука, образование и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 июня 2016 г.) : в 4-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.132-134.
  27. Киндлиб Я.О., Козырева О.А. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15116
  28. Книга А. Ю. Детерминация как категория теории и истории педагогики // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.184-186.
  29. Михайлов Э. А. Специфика изучения основ социализации в конструктах исторического подхода // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.137-139.
  30. Мосолова С.А., Козырева О.А. Дидактический тест в структуре изучения курса «История педагогики и образования»: проблемы и возможности моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/14968
  31. Намикос Н. В. Исторический подход в педагогической методологии // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.211-213.
  32. Петров М. И. Специфика решения задач детерминации категориального аппарата в структуре исторического подхода // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.147-149.
  33. Петров Н. С. Возможности уточнения категории «воспитание» в структуре изучения основ исторического подхода // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.149-151.
  34. Полиенко Б. С. Ошибки в моделировании тестовых заданий курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре // Инновационные механизмы решения проблем научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.147-149.
  35. Понамарева А. А. Принцип историзма в социализации обучающихся // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.127-129.
  36. Попова А. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов по физической культуре в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Саранск, 3 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.213-214.
  37. Рау Н. А. Исторический подход в детерминации категориального аппарата педагогики // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.234-236.
  38. Сальников А.Е., Острякова С.В. Курс «История педагогики и образования» в модели профессионального становления личности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 7. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/07/6979
  39. Сальникова Л.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Курс «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. С.9-16.
  40. Старченко Д. В. Особенности моделирования категории «самореализация» в структуре изучения исторического подхода// Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.158-160.
  41. Столбецкая Л. А. Педагогические конструкты исторического подхода в моделировании категориального аппарата // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.255-256.
  42. Тагиров Р. М. Особенности детерминации категориального аппарата в структуре исторического подхода // Роль инноваций в трансформации современной науки : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 1 июля 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2016. С.291-293.
  43. Федосенко А. С., Федосенко Е. С. Возможности исторического подхода в определении качества социально – педагогического знания // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.144-146.
  44. Федотова В.А., Козырева О.А. Возможности моделирования дидактических тестов в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/67860
  45. Фомичев А.В., Козырева О.А. Особенности изучения основ педагогического знания в конструктах исторического подхода // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66823
  46. Хиля В.А., Козырева О.А. Продуктивное изучение курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре как социально-профессиональная проблема // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/68157
  47. Шилова А.Н., Козырева О.А. Педагогические условия продуктивного изучения курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/68025
  48. Юрченко А. Ю. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.163-165.


Все статьи автора «FFK NIF KemSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: