УДК 378.1; 371.3

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МОДЕЛИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Зорин Игорь Сергеевич1, Кириенко Сергей Александрович2, Козырева Ольга Анатольевна3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк , студент
2Хоккейный клуб «Металлург», г. Новокузнецк, администратор
3Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье раскрывается возможность определения и уточнения системы принципов педагогического взаимодействия в структуре организации учебно-тренировочного процесса. Качество учебно-тренировочного процесса в хоккее обеспечивает качество развития личности в выбранном виде спорта (хоккей), своевременность включения в социальные отношения и гарантированное принятие личности обществом в модели детерминируемых и реализуемых условий продуктивного становления личности в командной игре. Авторская система принципов педагогического взаимодействия в структуре организации учебно-тренировочного процесса является показателем качественного формирования личности тренера в модели непрерывного образования.

Ключевые слова: категория, культура самостоятельной работы, педагогическая деятельность, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, социализация


SYSTEM OF PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE MODEL TRAINING PROCESS

Zorin Igor Sergeevich1, Kiriyenko Sergey Aleksandrovich2, Kozyreva Olga Anatolievna3
1Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2The hockey club "Metallurg", Novokuznetsk, administrator
3Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article reveals the possibility of identifying and clarifying principles of the pedagogical interaction in the structure of the organization of the training process. The quality of training process in hockey, ensure the quality of personal development in chosen sport (hockey), the timeliness of inclusion in social relations and guaranteed the acceptance of the individual by society in the model and which is determined by the realized conditions of the productive formation of the personality in the team game. The author's system of principles of pedagogical interaction in the structure of the organization of the training process is a qualitative indicator of formation of the personality of the trainer in the continuous education.

Keywords: category, culture self-dependent work, pedagogical activity, pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-realization, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зорин И.С., Кириенко С.А., Козырева О.А. Система принципов педагогического взаимодействия в модели учебно-тренировочного процесса // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/10/7198 (дата обращения: 28.10.2023).

Возможности научного исследования и научно-педагогического поиска в модели развития личности в системе непрерывного образования [1] определяют возможность продуктивного становления личности в модели детерминируемых условий воспроизводства опыта социальных отношений и способов самосовершенствования, самореализации и самоактуализации личности. Педагогическое моделирование [2] как продукт и метод научно-педагогического исследования в таком понимании определяется в трех смыслах детерминации возможных в реализации моделей. Несомненно, качество решения задач в системном определении возможностей педагогического моделирования зависит от качества педагогической деятельности [3], определяющей функции и решения задач оптимизации базовым механизмом самоорганизации определяемых решений. Специфика продуктивного использования педагогического моделирования в решении задач развития личности в нашей работе будет определена из работ [1-15].

Выделим систему принципов педагогического взаимодействия в модели учебно-тренировочного процесса по хоккею, гарантирующей будущему тренеру по хоккею качественное включение в систему социально-образовательных отношений будущей педагогической деятельности и педагогической практики.

Система принципов педагогического взаимодействия тренера по хоккею с обучающимися, занимающимися хоккеем

(Зорин И. С., 2016):

I. Принцип научности в организации педагогического взаимодействия в хоккее:

• принцип научности, последовательности, системности, систематичности в управлении качеством задач развития личности спортсмена в хоккее как командном виде спорта;

• принцип гендерного учета, природосообразности, культуросообразности, возрастосообразности в выявлении и решении задач развития;

• принцип единства воспитания, здоровьесбережения, социализации, самореализации, обучения, образования;

• принцип учёта индивидуальных особенностей и модели нормального распределения способностей в системном поиске продуктивных способов решений задач социализации и самореализации личности в спорте и через спорт (хоккей);

• принцип формирования и развития всех структур личности в модели развития личности через спорт;

• принцип гармонизации и оптимизации условий развития, социализации и самореализации как детерминированных и реализуемых практик;

• принцип доступности и оптимальной сложности, конкурентоспособности и востребованности научного знания в развитии личности как ценности, цели и смысле всех преобразований.

II. Принцип акмеологической и акмеологической помощи обучения занимающихся хоккеем:

• принцип дисциплинированности и ответственности в управлении качеством учебно-тренировочного процесса в хоккее;

• принцип ведущей роли тренера (педагога) в процессе педагогического взаимодействия;

• принцип управления гуманно-личностным взаимодействием субъектов в микро-, мезо-, макро – и мегагруппах;

• принцип «выращивания личности спортсмена (игрока)» в культуре педагогической деятельности и мышления;

• принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки в мониторинге качества управления учебно-тренировочного процесса.

III. Принцип формирования личности в системе здоровьесберегающих основ развития и самореализации в команде:

• принцип повышения уровня самочувствия личности, ее здоровья и функциональных возможностей различных систем организма спортсмена;

• принцип развития основных физических качеств в их единстве, отвечающем специфике учебно-тренировочного процесса в хоккее;

• принцип рационального питания;

• принцип восстановления организма после тренировочного процесса;

• принцип самозащиты личности от психических и физических воздействий.

IV. Принцип оптимальной организации общей физической подготовки и специальной физической подготовки:

• принцип воспитания выносливости у спортсмена;

• принцип точности, своевременности, неожиданности и скрытности передач в игре хоккей;

• принцип оптимизации групповых тактических действий в модели учебно-тренировочного процесса (УТП);

• принцип персонификации тактических действий при выбрасывании шайбы;

• принцип согласованности и стратегии в командных тактических действий;

• принцип модификации условий игры и функций игроков при численном неравенстве противоборствующих команд (игра в большинстве, игра в меньшинстве);

• принцип детализации и оптимизации тактики игры в обороне в модели мониторинга качества решения задач спортсменов и командой хоккеистов;

• принцип верификации качества учебно-тренировочного процесса в детализации тактики игры в нападении;

• принцип персонификации в выборе индивидуальных тактических действий.

V. Принцип формирования самостоятельности личности игрока в командной игре (хоккей):

• принцип формирования культуры самостоятельной работы личности;

• принцип перехода от контроля к самоконтролю, от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от образования к самообразованию;

• принцип формирования потребностей личности в достижении высоких результатов и признании результатов обществом;

• принцип оптимизации этапов учебно-тренировочного процесса;

• принцип акмепрограммирования результатов развития личности.

Выделенная система принципов педагогического взаимодействия тренера по хоккею с обучающимися, занимающимися хоккеем определит будущее изучения курсов «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», прохождения педагогической практики.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С.14-23.
  3. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
  4. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С.1110-1114.
  5. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  6. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  7. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
  8. Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. С.155-165.
  9. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 (48). С. 43-52.
  10. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманит. науч. исследования. 2015. № 12. С.87-93.
  11. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 (47). С. 13-22.
  12. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  13. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  14. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  15. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: