ФЕДЯЕВА М.В., ВОЛЧКОВА Н.И. ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ФЕДЯЕВА М.В., ВОЛЧКОВА Н.И. ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/821 (дата обращения: 27.10.2023).

В творческом процессе человек создаёт новую реальность, которая может быть осмыслена и использована другими людьми. Творчество, есть выход за пределы традиций и стереотипов. Психологи гуманистического направления Г.Олпорт, А.Маслоу считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей [1,2].

Юношеский возраст рассматривается в психологии как период активного стремления к личностному самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению. И одной из задач системы образования является создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [3].

Сензитивность юношеского возраста для возникновения и развития самоактуализации рассмотрена в психологических трудах В.И. Андреева, Л.С. Выготского, P.C. Немова. Самоценность юношеского возраста для всей последующей жизни личности и ее саморазвития доказана К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготским. Идеи самоактуализации как активизации саморефлексии, отраженные в трудах М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна, позволили осмыслить самоактуализацию как естественное проявление зрелости личности.

В психологии подходить к пониманию процесса самоактуализации помогают идеи К. Гольдштейна, А. Маслоу о данном феномене как мотиве осознания всех потенциальных возможностей и вершинном уровне психического развития; К.А. Абульхановой-Славской о стратегии жизни, задаваемой структурой личности, и необходимости наличия жизненного смысла у самоактуализирующейся личности. Самоактуализацию мы можем осмыслять, опираясь на исследования психологов Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева, как духовную интеллектуальную деятельность, направленную на изменение личности; на самосозидание, по мнению А.Н.Леонтьева. Ряд работ И. Кона позволили нам определить самоактуализацию как процесс самосовершенствования человека; Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина как целенаправленное самодостраивание на основе жизненных ценностей; как продуктивный процесс обретения «самости», по мнению А. Маслоу, К. Юнга. Положение о раскрытии психического через детерминистскую взаимообусловленность и взаимосвязь внутренних и внешних условий С.Л. Рубинштейна дает возможность рассматривать самоактуализацию – как самоопределение индивида, восхождение к «себе лучшему», по отношению к внешним условиям на основе специфически сложившихся внутренних условий [4].

В аспекте общей и педагогической психологии понимание самоактуализации личности основывается на идеях о самоактуализации, как основанной на субъектном опыте актуализации «самости» (А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, В. А. Петровский).

Д.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном самоактуализация рассматривается как реализация – способ обозначения индивидуальности; самоосуществление – стремление к персонализации.

Самоактуализация определяется опредмечиванием ресурсов личности в социальной деятельности. Л.И. Анцыферова считает, что самоактуализируясь, человек строит планы на будущее в определённой конкретной деятельности.

В современных реалиях проблема духовных ценностей современной молодежи является одной из самых актуальных. Сегодня на всех ступенях образования остро ощущается необходимость в формировании личности, отличающейся высоким профессионализмом и чувством гражданской ответственности. Модернизация общественной жизни, определяющая цели образования с учетом духовно-нравственных, социальных и профессиональных ценностей, вносит коррективы в совокупность требований к ключевым компетенциям выпускника школы.

С целью изучения особенностей самоактуализации у старшеклассников нами проведено психодиагностическое обследование с помощью методики ««САМОАЛ» А.В. Лазукина (в адаптации Н.Ф. Калинина), всего обследовано 60 учащихся 10-11 классов.

После обработки ответов испытуемых на тест «САМОАЛ» мы получили следующее распределение средних баллов по шкалам теста, представленное на Рисунке 1:


Рисунок 1. Результаты исследования стремления к самоактуализации у старшеклассников, n=60

Распределение показывает, что в выборке испытуемых выражена «Высокая потребность в познании», характерная для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта потребность предполагает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

Высокий балл по шкале «Ценностей» свидетельствует, что старшеклассники разделяют ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А.Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

Результаты показывают низкий средний балл по «Шкале контактности», которая характеризует общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. Контактность, в данном случае, понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, а как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.

«Гибкость в общении» соотносится с наличием или отсутствием у старшеклассников социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Низкий балл по шкале «Самопонимания» свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих – Д.Рисмен называл таких «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри».

Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале «Спонтанности» свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия. В нашей выборке старшеклассников данные по шкале «Спонтанность» соответствуют низким баллам.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что для старшеклассников сегодняшнего дня в стремлении к самоактуализации в наибольшей степени характерно высокая потребность в познании, которая предполагает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей; а также ценности, в частности, истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

Литература:

  1. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер. 2006. – 352 с.
  2. Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. – 345 с.
  3. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С.261-165.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1989. – Т.2. – 328 с.


Все статьи автора «Наталья Волчкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: