ГУМЕЛЬ Е.Б., ПЕТУШКОВА А.А. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ГУМЕЛЬ Е.Б., ПЕТУШКОВА А.А. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/932 (дата обращения: 27.10.2023).

УДК 15

Гумель Е.Б., Петушкова А.А.

(Северо-Казахстанский государственный университет  им. М. Козыбаева)

 

Борьба с половой дискриминацией является одним из приоритетных направлений гендерной политики Республики Казахстан. В настоящее время в стране активно пропагандируются вопросы ликвидации дискриминации и развитии гендерных институтов. Конституция Республики Казахстан гарантирует равные права и возможности для всех своих граждан, независимо от пола, этнической или религиозной принадлежности.

Гендерный подход к рассмотрению политических, социально-экономических процессов и явлений отражает их изучение с точки зрения как мужских, так и женских интересов. Гендерная политика, отвергая сложившийся в обществе традиционный стереотип о необходимости  общественно-политической деятельности женщин лишь при решении проблем семьи, молодежи и воспитания детей, стремится к достижению равноправия между полами, к изменению взглядов о месте и роли женщины в обществе и политике [1].

Между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в  зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [2].  

Термин гендер (социальный пол, пол как продукт культуры) появился в 1975 году. Гендерными особенностями принято называть социально – обусловленные особенности поведения и психики мужчин и женщин, юношей и девушек, т. е. то, что ожидается от них в исполнении тех или иных ролей, в том или ином возрасте.

Одной из главных задач по достижению гендерного равенства является сокращение безработицы среди женщин, более активное участие в социальной и политической жизни, их постоянное личностное развитие. Но это развитие не было бы возможным без развития и самосовершенствования каждой личности. Основными опорами этого развития является раскрытие личностью своих способностей и потенциалов, воплощение их в жизнь во благо себе и окружающим [3]. Абрахам Маслоу называл такие личности самоактуализирующимися. Самоактуализация по Маслоу – это «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.» Это постоянный процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно.

А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Формирование ценностных ориентаций также во многом способствует процессу развития личности в целом. Это формирование решается не только в период становления личности, но и на последующих этапах ее жизни [4].

Значение исследования ценностных ориентаций индивида определяется тем, что они представляют собой основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификации общества, фактор пола стал важнейшим составляющим многих серьезных социальных, педагогических и психологических исследований.

Целью исследования, проведенного на базе средней школы №5 г. Петропавловска, Северо-Казахстанской области являлось изучение гендерных особенностей самоактуализации и ценностных ориентации старшеклассников. В исследовании приняли участие ученики 11  классов в количестве 60 человек.

Выборка испытуемых была выбрана нами неслучайно, так как именно в этом возрасте центральным психологическим процессом является развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного «Я». В данном возрасте формируется самосознание как осознание себя в обществе, усиливается социальная активность, возникает потребность в самореализации. В юности происходит интенсивное познание богатств, и это познание невозможно без самосознания, самоопределения, самоутверждения и самоактуализации.

В ходе проведения эмпирического исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностический метод (методика Рокича «Ценностные ориентации», методика «САМОАЛ») и метод математической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, который дал нам возможность статистически достоверно утверждать о наличии различий между двумя выборками (юношей и девушек) по уровню выраженности ценностных ориентаций и шкал самоактуализации).

В результате проведения эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:

  1. В структуре ценностных ориентаций  юношей наиболее значимое место занимают ценности: «Интересная работа», «Любовь» и «Счастье других», т.к. в данном возрасте ведущим видом деятельности является профессиональное самоопределение, а также не утрачивает своего значения интимно-личностное общение.
  2. В структуре ценностных ориентаций девушек  наиболее значимое место занимают ценности: «Воспитанность»,  «Непримиримость к недостаткам в себе и других», т.к. умение произвести благоприятное впечатление на других, умение держаться в обществе, хорошие манеры и внешняя привлекательность соответствуют традиционно сложившимся представлениям о «типично женском».
  3. В целом у юношей уровень самоактуализации выражен выше, чем у девушек. По уровню развития самоактуализации у юношей преобладают такие параметры как: «Автономность» и «Спонтанность», т.к. устоявшиеся особенности воспитания, существующие в нашем обществе, с детства ориентируют мальчиков на  самостоятельность и индивидуальную свободу. С раннего возраста мальчикам внушают, что именно они должны быть «добытчиками» в семье, а этого можно достичь, имея такие личностные качества, как предприимчивость, находчивость, независимость во взглядах и суждениях.

Полученные данные позволили нам составить следующие практические рекомендации психологам и педагогам, работающим в сфере образования со старшеклассниками:

  1. Необходимо проведение мероприятий (лекций, семинаров) с педагогами школ, направленных на повышение педагогической компетентности относительно знаний о возрастных и гендерных особенностях старшего школьного возраста.
  2. Педагогам-психологам школ рекомендуется разрабатывать и активно использовать тренинговые занятия, направленные на развитие терминальных ценностных ориентации (ценностей-целей) девушек и юношей, а также развитие инструментальных ценностей (ценности-средства), позволяющих успешно и адекватно достигать поставленных целей.
  3. Включить в план работы педагогов-психологов школ проведение тренинговых и психопросвещенческих мероприятий, направленных на личностный рост юношей и девушек, а через это достижение более высокого уровня самоактуализации.

Литература:

1. Махметов Т. У. Гендерное развитие в Казахстане //Саясат.-2002.- №5.-С .9-13.

2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии 1997.- №2.- С. 153-157.

3. Мудрик А. А. О полоролевом воспитании // Народное образование.- 2007.- №5.- С. 175-181.

4. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ.- 1982.- 118 с.



Все статьи автора «Елена Гумель»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: