МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Береславская Нина Самуиловна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1133"
кандидат технических наук, учитель информатики

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Береславская Н.С. Модель изучения информационных технологий в старшей школе для получения максимальных личностных, метапредметных и предметных результатов. // Психология, социология и педагогика. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/02/168 (дата обращения: 29.10.2023).

Просмотреть статью на английском языке

В современном российском обществе по-прежнему большинство молодых людей испытывают затруднения с вхождением в самостоятельную экономическую жизнь по различным обстоятельствам, где в числе первостепенных можно назвать  слабую ориентированность экономических структур на закрепление и подготовку молодых кадров, отставание инновационного сектора в экономике, отсутствие стабильной мотивации к предпринимательству и продуктивному труду.

На современном этапе требования ФГОС к качеству результатов образования обязывают каждого учителя рассмотреть реалии собственной деятельности с точки зрения ресурсного обеспечения процесса социализации средствами предмета информатики. И в этом контексте информатика как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Что на сегодняшний день понимается под личностными образовательными результатами?

Для ученика это ответы на вопросы:

  • В чем и как качество моей жизни изменится, когда я освою эту тему?
  • Как и в чем я смогу помочь близким и друзьям, когда я освою эту тему?
  • Что во мне, как в личности, изменится, вырастет или исчезнет, когда я освою эту тему?

Для учителя требуется умение сформулировать личностные цели изучения темы вместе с учеником, выстроить учебный процесс с опорой на эти цели, а в конце помочь ученику осознать уровень реализации собственных целей.

Достижение метапредметных образовательных результатов требует от учителя информатики создания условий для роста не только уровня развития информационной (ИКТ) – компетентности (ФГОС ОО, стр. 7), но и:

  • уровня реализации регулятивных универсальных учебных действий;
  • уровня реализации познавательных универсальных учебных действий;
  • уровня реализации коммуникативных универсальных учебных действий.

Формулировка знаний и умений учащихся при освоении содержания той или иной темы курса информатики и ИКТ достаточна для определения  предметных результатов обучения.

Мною используется модель изучения курса информационных и коммуникационных технологий, схематично представленная на рис. 2. Изучение всех тем курса имеет под собой единую социально-экономическую основу, которая является в свою очередь основой личностных целевых установок учащихся, дает возможность реализовать регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия.

Главная ценность представленной модели – это помощь учащимся в осуществлении выбора своей роли в экономической жизни страны.

Модель изучения информационных технологий связана с решением конкретных деловых задач. При этом существует возможность попробовать себя как в самостоятельном бизнес проекте, так освоить навыки выполнения различных видов деятельности в экономике, напрямую связанных с использованием информационных технологий.

Для реализации предлагаемой модели используются различные виды заданий. Отдельные примеры такого рода заданий и достигаемые с их помощью метапредметные, предметные и личностные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Тема по ИКТ Задание для выполнения Метапредметные результаты Предметные результаты Личностные результаты
Расчеты в электронных таблицах с использованием математических, статистических и логических формул. Составить таблицу расчета стоимости товаров или услуг с учетом скидок в зависимости от их количества. Определение цели выполнения расчета, осознание роли выполнения расчетов в ЭТ в практике бизнеса, определение алгоритма выполнения расчета с учетом конкретной ситуации, определение взаимосвязи экономики и информатики Умение выполнять расчеты с использованием математических, статистических и логических формул, умение использовать относительные и абсолютные ссылки Осознание возможности выполнения реальной работы по составлению товарной ведомости, определение сферы интересов, осознание своих возможностей для выполнения конкретной работы
Расчеты в электронных таблицах с использованием функции Поиск решения Составить оптимальный план доставки товаров или услуг при минимальной стоимости доставки Определение цели выполнения расчета, осознание роли логистики в практике бизнеса, определение алгоритма составления целевой функции Умение выполнять расчеты с использованием надстройки Поиск решения Осознание возможности самостоятельного ведения бизнеса в сфере логистики, определение сферы дальнейшей профессиональной деятельности
Слияние документов в текстовом редакторе Создать рассылку для ознакомления клиентов фирмы с новыми товарами или услугами Определение цели выполнения работы с деловой документацией, осознание роли автоматизации документооборота в маркетинговой деятельности, определение алгоритма составления многоадресной рассылки, умение выражать свои  идеи в сфере рекламы товаров и услуг Умение создавать многоадресную рассылку в текстовом редакторе на основе составления клиентской базы в электронных таблицах Осознание возможности самостоятельного выполнения работы в сфере документооборота, определение сферы дальнейшей профессиональной деятельности
Работа с поисковыми системами Составление сравнительной таблицы по сайтам фирм в интересующей сфере бизнеса Определение цели бизнес интересов, умение оценивать перспективы бизнес проекта, умение сравнивать и находить лучшие образцы реализации бизнес идеи, умение формулировать критерии сравнения и поиска Умение работать с поисковыми системами, умение составлять различные виды запросов к поисковым системам Осознание возможности самостоятельного ведения бизнеса, осознание своих перспектив в сфере собственного бизнеса
Создание Web-сайта Разработка дизайна и содержания сайта в интересующей сфере бизнеса Определение цели создания объекта, умение создавать художественный дизайн объекта, определение алгоритма разработки информационного объекта, умение сформулировать главную идею бизнес проекта в художественно-эстетической форме Умение создавать Web-страницы с использованием редактора HTML Осознание своих возможностей в сфере разработки информационных продуктов, развитие художественных способностей
Разработка модели базы данных. Заполнение и манипулирование данными в БД. Разработка модели базы данных для учета работы сотрудников, клиентской базы и объемов продаж товаров и услуг Определение цели разработки модели, умение выделять компоненты предметной области, определение алгоритма взаимосвязи компонентов предметной области Умение создавать многотабличную  базу данных в среде СУБД, выполнение запросов к БД, создание форм и отчетов в БД. Определение сферы дальнейшей профессиональной деятельности, осознание своих возможностей в сфере построения  и управления бизнесом
Разработка программы в среде программирования Разработка программы для расчета стоимости товара или услуги по запросу пользователя Определение цели разработки программы, построение алгоритма взаимосвязи параметров, построение математической модели, умение анализировать результаты расчетов, умение варьировать параметрами Умение создавать программу в среде программирования с использованием основных алгоритмических структур Осознание своих возможностей в сфере программирования, осознание значимости алгоритмических моделей в бизнес сфере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информатика как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. Умение ставить цель, анализировать ситуацию, планировать и анализировать результаты, необходимы для успешного выполнения практически любого задания.

Использование предлагаемой модели, нацеленной на решение конкретных экономических задач, способствует развитию личной инициативы учащихся, усилению ученической активности, формированию навыков социальной компетентности, социального партнерства. А это в свою очередь соответствует требованиям ФГОС, которые  обязывают каждого учителя рассмотреть реалии собственной деятельности с точки зрения ресурсного обеспечения процесса социализации средствами предмета информатики.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [электронный ресурс]. – standart.edu.ru
  2. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Левченко И.В., Заславская О.Ю. Содержание обучения информатике в основной школе: на пути к фундаментализации. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2010, №4. – С.5-18.
  3. Галеева Н.Л. Оценка качества профессиональной деятельности учителя. Рекомендации по разработке системы показателей // Управление школой. – 2009, №2.- С.3-7
  4. Заславская О.Ю. Требования к подготовке учителя информатики в условиях реализации деятельностного подхода. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2010, №3. – С.21-28.
  5. Заславская О.Ю., Галеева Н.Л. Информационные и телекоммуникационные технологии как ресурс управленческой деятельности учителя. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2010, №4. – С.85-90

References
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [электронный ресурс]. – standart.edu.ru
  2. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Левченко И.В., Заславская О.Ю. Содержание обучения информатике в основной школе: на пути к фундаментализации. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2010, №4. – С.5-18.
  3. Галеева Н.Л. Оценка качества профессиональной деятельности учителя. Рекомендации по разработке системы показателей // Управление школой. – 2009, №2.- С.3-7
  4. Заславская О.Ю. Требования к подготовке учителя информатики в условиях реализации деятельностного подхода. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2010, №3. – С.21-28.
  5. Заславская О.Ю., Галеева Н.Л. Информационные и телекоммуникационные технологии как ресурс управленческой деятельности учителя. // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. – М.: РУДН, 2010, №4. – С.85-90


Все статьи автора «Береславская Нина Самуиловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: