СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

Попова Е.А.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Попова Е.А. Социальная диагностика детей из неблагополучных семей посредством проектно-графических тестов // Психология, социология и педагогика. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/01/103 (дата обращения: 28.10.2023).

Социальное неблагополучие семей как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Ребенок, проживающий в неблагополучной семье, не смотря на тот факт, что имеет биологических родителей, фактически является сиротой, поскольку ввиду асоциального поведения родителей, воспитательный потенциал не реализуется, а семья является источником психотравматизации личности

Проблему социального неблагополучия значительно обостряет нестабильность социально-экономической и социально политической ситуации в нашей стране. Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. По причине трудного экономического положения и неблагоприятного психологического климата в семье, ребенок все больше времени проводит вне дома. Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного уровня, обесценивание морально-нравственных идеалов, изменение ориентиров способствуют значительному росту социальной дезадаптации детей, которая, прежде всего, проявляется в утрате связей с семьей, ведет к обострению проблем социального сиротства, росту числа несовершеннолетних бродяг, подростков «группы риска».

Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких–либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие – жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи – можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, и благополучие ребенка оценивается по главному критерию – по тому, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.

С  учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы:

  • семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи;
  • семьи со скрытой формой неблагополучия – внешне респектабельные, образ жизни которых не вызывает беспокойства общественности, однако ценностные установки родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. К таким семьям относятся легкомысленные, хитрые, ориентированные на успех и другие.

К какой бы категории семья ни относилась, она нуждается в квалифицированной помощи, ведь наличие семейного неблагополучия является главной причиной увеличения детского сиротства, одна из острейших граней которого – беспризорные и безнадзорные дети, дети, совершившие административные правонарушения и преступления. Для предотвращения этих проблем работникам социальной сферы необходимо сосредоточить внимание на своевременной организации комплексной профилактической работы с неблагополучными семьями, а также на раннем выявлении таких семей.  Выявление неблагополучной семьи, определение ее проблем – задача социальной диагностики.

Социальная диагностика детей из неблагополучных семей имеет свои особенности. Такие дети часто бывают недоверчивыми, скрывают свои истинные чувства и переживания, имеют заниженную самооценку, трудно идут на контакт со специалистом, а зачастую и не имеют элементарных навыков общения. Кроме того, важно помнить, что у детей отличный от взрослых тип восприятия, они не могут долгое время фиксировать внимание, быстрее устают.  Вследствие этого традиционные методы социальной диагностики, такие как беседа, интервью, становятся малоэффективными, поскольку ребенку зачастую сложно выразить свои мысли и чувства в силу особенностей возраста и эмоционального состояния. Для получения информации специалисту необходимо моделировать обычные жизненные ситуации и «прорабатывать» в них поведение ребенка.  В качестве оптимального материала для этого можно использовать психологические тесты, которые представляют собой не просто проверочные задания, результаты которых автоматически рисуют портрет ребенка, а удобное средство развертывания различных типовых ситуаций взаимодействия с ребенком. Такой подход определяет и отбор методик, используемых при работе с ребенком. Тесты должны быть занимательными, интересными для ребенка, компактными, портативными и информативными, т. е. тест должен давать наиболее полную ситуативную картину, но не занимать при этом много времени.

Несмотря на все преимущества большинства тестовых методик, их не всегда возможно использовать при социальной диагностике детей из неблагополучных семей. Необходимо отметить, что они имеют громоздкую интерпретацию, не только занимающую значительное время, но и требующую от специалиста определенных навыков. Кроме того, для выполнения таких тестов ребенку должны быть присущи такие качества как усидчивость, устойчивость внимания, соответствующий уровень мышления, что не всегда можно наблюдать у детей из неблагополучных семей. Помимо этого, ситуации, моделируемые в большинстве подобных методик, могут быть незнакомы для ребенка из неблагополучной семьи. Вследствие этого, наиболее приемлемым в данном случае является использование рисуночных тестов. Они будут интересны ребенку и, поскольку они не занимают много времени, не потребуют от него длительной концентрации внимания. Интерпретация таких тестов, хотя и требует от специалиста определенной подготовки, не займет много времени. По крайней мере, признаки семейного неблагополучия видны невооруженным глазом. Например, при проведении диагностического тестирования с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать и такие проектные тестовые методики, как «Рисунок семьи», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Три дерева», «Кактус», «Дождливая серия» и другие. Эти методики ориентированы на такую возрастную категорию, у которой по вполне естественным причинам еще недостаточно развиты способности словесно выражать свои переживания.

Важно отметить, что среди диагностических средств рисуночные методы стоят на первом месте. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т. е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т. п. Рисуя тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача специалиста состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый. Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки ребенка, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать». Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей ребенка. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Несмотря на все плюсы, имеющиеся у рисуночных тестов, необходимо отметить и минусы. На наш взгляд, их главным недостатком является возможная субъективность интерпретации. Речь идет о возможной задержке развития ребенка, когда он рисует какой-либо элемент так, а не иначе из-за недостатка или отсутствия навыков рисования. Для детей из неблагополучных семей это наиболее актуально в силу распространенности педагогической запущенности детей из таких семей: родители не занимаются воспитанием ребенка, не прививают ему навыки рисования, чтения, письма. Вследствие этого при интерпретации информации через рисунки семьи таких детей специалисту необходимо обращать внимание на соответствие уровня развития навыков рисования возрасту. Мы считаем, что выявление через рисуночные тесты задержки в развитии ребенка также может свидетельствовать о педагогической запущенности по причине семейного неблагополучия.

Еще одним недостатком рисуночных тестов является ситуативность: ребенок может рисовать разные рисунки в зависимости от ситуации в семье в данный момент. Даже в рисунках ребенка из благополучной семьи могут присутствовать признаки тревожности, страхов, проблем в общении, если в недавнем времени он пережил неприятные ощущения, вызванные внутрисемейными отношениями. Это определяет необходимость соотношения информации, полученной при интерпретации рисуночных тестов, с прочей информацией о семье путем беседы с родителями, соседями, педагогами, медицинскими работниками, а также через надомное посещение семьи.

Таким образом, учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символов, недопустимо делать однозначные выводы на основании лишь одного конкретного рисунка. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться – в ходе интерпретации других рисунков, анализа актуальной личностной ситуации, социально-экономических и бытовых условий жизни ребенка. Как правило, социальная проблема или внутриличностный конфликт ребенка отражаются в разных формах почти в каждом его рисунке, что подтверждается в ходе беседы с ним и родителями. На основании этих и других материалов специалист может сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в силу специфики социальной ситуации ребенка из неблагополучной семьи и его индивидуально-личностных особенностей, обусловленных возрастом, уровнем развития, эмоциональным состоянием, в целях проведения социальной диагностики наибольшую результативность принесет использование проектно-графических тестов. Рисуночные методики, наряду с другими методами социальной диагностики,  позволяют определить специфику отношений в семье, положение в ней ребенка, уровень удовлетворения его эмоциональных и физических потребностей.


Библиографический список
  1. Астафьева Н. Е. Развитие системы раннего выявления семейного неблагополучия. // Социальная работа, 2010. – № 3. – С. 26-28.
  2. Варжавинова Н. Профилактика социального неблагополучия в семьях. // Вопросы социального обеспечения, 2007. – №14. – С. 11-13.
  3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. // <http://knigosite.ru/library/read/77176>.
  4. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  5. Маркина И. В. Неблагополучные семьи – какие они? //  Социальная работа, 2009. – № 3. – С. 21-24.
  6. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы.–  М.: Владос, 2001.
  7. Ханжина Е. В. Основы социальной работы. – М: Академия, 2001.
  8. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.


Все статьи автора «wetorina@rambler.ru»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: